Когда сталкиваешься с нечто выдающимся в искусстве, то естественным образом в мозгу возникают образы, ассоциации.
О фильме американского режиссера Тодда Филлипса «Джокер» (2019) по всему миру и у нас в стране уже написаны горы рецензий, аналитических, искусствоведческих, исторических, психологических, политических статей. Думаю, будут и книги. Оно стоит того. Абсолютно оправдано этот фильм называют современными «Бесами», а героя - Артура Флека (Джокера, которого сыграл безусловный номинант на Оскара – Хоакин Феникс) – новоявленным Раскольниковым. Хочу поделиться только своими ассоциациями.
Первое. Фильм не о трагедии Америки, фильм о трагедии всего человечества. О размытых нормах Добра и Зла, которые не могут урегулировать ни религиозные запреты, ни жёсткие законы. О глобальной несправедливости. О глобальном социальном разрыве, который не может не кончится трагедией. О всечеловеческой подлости и обмане. Но это не антиглобалистский фильм и тем более не анархистский.
Это фильм против человечества в целом, так и не сумевшего нигде построить достойного социума.
Постоянные горы мусора, постоянное насилие, постоянное унижение человека, о котором говорится в течении всего фильма – они касаются любой точки планеты.
Второе. Фильм настолько велик, что он не имеет времени. Действие происходит в 1981 году, но оно может происходить и сейчас, и завтра. Например, Трамп на днях назвал, и совершенно оправданно, демократов, которые пытаются объявить ему импичмент «клоунами», т.е. «джокерами». Одновременно сам Трамп действует как «джокер», направляя письмо президенту Турции со словами « не будь дураком» (!!). Или когда он 18 октября т.г. написал в Twitter о «культурной связи США и Италии со времен Древнего Рима».
Клоунада стала элементом современной Realpolitik. А «джокеры», они и есть политики.
Толпы последователей «Джокера» бьются с полицией в этом 2019 году на улицах Парижа, Барселоны, Гонконга, Эквадора, Алжира Индонезии. «Джокеры» крутятся в Москве.
Все, что происходит в Сирии – это тоже кровавая игра в политические карты с «джокерами». «Джокерами» выступают то ИГИЛ, то Фронт ан – Нусра, то сирийская оппозиция, то курдские войска самообороны, то сирийские правительственные, то турецкие войска . . . Все обвиняют друг друга во всех смертных грехах, и продолжают эти греховные поступки совершать.
Третье. Что касается реальной американской истории, Джокер – это, безусловно, прототип Ли Харви Освальда, застрелившего президента США Джона Кеннеди, Серхан Серхаан, застрелившего Роберта Кеннеди – кандидата в президенты США, Джеймса Эрл Рейя, застреливший борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга, Марка Чепмена, застрелившего Джона Леннона. По сути в фильме показаны два политических убийства – телеведущего Мюррейя Франклина (которого играет Роберт Де Ниро) и Бретта Каллена - предполагаемого отца Джокера, миллионера и кандидата в мэры города, где всё происходит (актёр Томас Уэйн).
Каждый мыслит в меру своей испорченности, но мне показалось, в фильме показаны два варианта прогнозируемых варианта покушения на президента США Трампа. В одном случае, как на образ популярного ведущего ток – шоу, который принёс не радость жизни, а разочарование в ней. А, в другом, убийство (совершенное не Джокером, а его последователями) ненавистного миллионера, которого винят во всех своих бедах.
Четвёртое. Самое страшное в фильме. Убийство Джокером своей матери. Самая поверхностная ассоциация – это убийство Матери Америки своими сыновьями в лице Джокера. Это – отрицание своей истории, своих достижений. Признание всего этого ОБМАНОМ. Но мне кажется, здесь заложена ещё более серьёзная вещь.
Это убийство всем человечеством своей истории, это разочарование в самом понятии ЧЕЛОВЕК.
Вот такие мысли навеял фильм. Да простят мне мои аллюзии его создатели.