Авторский блог Василий Шахов 09:36 5 марта 2017

Михаил Зарников: Канада.Прилепин."Липецкий потоп"-1

Дистанционные экспозиции фонда "Липецкая Энциклопедия" и М Т О Д У З...

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

Михаил Зарников: Канада. Прилепин. «Липецкий потоп».

«P. S.
Конечно же, я желаю Захару и таким, как он , как минимум 100 лет

жизни . В Бессмертном Полку мы несём портреты тех , кто воевал в Великую Отечественную . Но, думаю, будет правильно, если вслед

за ними , понесут портреты тех, кто воевал во Вьетнаме , Афганистане , Приднестровье , Чечне , Донбассе и других горячих точках . Они все воевали за свою Родину , за нас с вами ! А Захар принимал участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане . Он один из них»...

Из отклика канадского читателя газеты Российской «Завтра»

на очерк липецкого журналиста Михаила Зарникова

«Захар Прилепин: о Родине, о Вере, о Любви»

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знаний, творческих групп "Учебный Космос России", "Учебная книга России", "Достопамятности Московии и Русского Подстепья", фонда "Липецкая Энциклопедия"

Есть такая земля,

Что кольцована песней Кольцова,

Синеокой Рязанью,

Соловьиною Курской дугой.

Есть такая земля -

Пядь от пяди Орла и Тамбова,

Что всевышнею стала

И родиной нам, и судьбой…

Е И печали, и веры,

Что душу берут на разрыв.

На развилке пути

Честь поклонная предкам бедовым -

Ратоборцам и пахарям,

Зодчих дел мастерам..

Знак особой любви -

Металлургам (ещё допетровым!),

Кузнецам - огнелюбам,

Солнцеликих богов сыновьям …

От походов Азовских

И русского флота рожденья

Славы летопись

В памяти нашей красна …

Есть такая страна -

Осенённая светом родненья

И сердец притяженья.

Да будет священна она!

Глубоки родники,

Не к лицу нам душа - однодневка .

Наши судьбы с Россией

И завтра не будут легки.

Сорок лет - не итог,

Новой песни хорошей запевка,

Дорогие липчане,

Родные мои земляки.

И какие бы ветры

Нас в грудь ни встречали,

Предки будут с надеждой

Глядеть нам вослед…

Выше Родины нет

Ни любви, ни печали,

Ни отрады, ни света

Выше Родины нет

Из Липецкой области, с «малой родины» Захара Прилепина поступила корреспонденция: авторский материал журналиста Михаила Зарникова. В экспозиции своего эссе-очерка земляк Захара Прилепина констатирует: «Самая цитируемая и упоминаемая сегодня фигура литературного, публицистического, идеологического фронта – Захар Прилепин. В нынешних хрониках смутных времен и тревожных сообщений о ситуации в некогда братской части единого государства его позиция кажется какой то четкой, понятной, незыблемой. Захар - личность, которая вызывает диаметрально противоположные отзывы от восхищения и безоговорочной поддержки и готовности встать под такие генетически знакомые и понятные знамена борьбы за правое дело до шипящих и прямо таки зримо брызжущих ядовитой слюной ненависти пожеланий пострадать за свои государственнические и патриотические взгляды и действия.

В таких спорах вряд ли родится истина. Истину лучше искать в первоисточнике. Сайт Захара Прилепина. Личные фотографии. Одна из них вызывает какое то до боли знакомое чувство. Прилепин с сыном. Обзор с бугра. Знакомые с детства места. Село Каликино. Материнская часть моей прародины. Место называется Березки. Несколько пригорков, которые после Великой отечественной жители села засадили кустами разноцветной сирени. И в майские памятные дни – это место походов за душистыми охапками цветов, место поклонения великому прошлому. В Березках еще остались уже полузатянувшиеся и заросшие следы окопов. Враг до этих мест не дошел, но к обороне готовились. Вид с бугра изумительный – в перспективе в одну сторону открывается вид на обжитые Становой бугор и Заречье, в другую - на приток Воронежа – речку Слободку (название то какое говорящее!) и темнеющую вдали полоску добровского леса, который в Петровские времена так же сослужил свою государеву службу – по Воронежу сплавлялись дубовые струги – материал для строительства петровского флота, на дне реки, как память, до сих пор покоится драгоценная древесина – мореный дуб»…

Материал Михаила Зарникова заинтересовал; конечно же, весьма и весьма любопытно

узнать подробности о «малой родине» популярного современного прозаика и публициста.

Обретающие всё большую известность романы, повести, новеллы, публицистические жанры З. Прилепина содержат в себе автобиографические типы и прообразы (об этом напоминает и его автобиографический герой-повествователь).

Михаил Зарников свидетельствует: « Я родился, когда главная держательница клана моих предков – моя прабабушка Маня, Мария Сергеевна - уже покоилась на другом каликинском пригорке, там же где и предки Захара Прилепина. Я знаю о прабабушке только из рассказов родных. О ее потрясающем чувстве юмора, которое любой рассказ о сценках из деревенской жизни превращало в моноспектакль, о доброте и житейской мудрости, к которым односельчане не раз обращались и в радостных хлопотах, и в трудные минуты, о трудолюбии и многотерпимости, которые помогли пережить детство под патронатом суровой мачехи, военные годы, послевоенный голод, о том, что без капли вина была самой веселой на праздниках, звонкоголосой запевалой на клановых посиделках у костра в честь завершения огородных работ, о том, что любила песню «Летят утки…».

Оказывается, Михаил Зарников и биографически, и документально-журналистски «перекликается» с самим Захаром Прилепиным. Читатели получают уникальную возможность прослеживать их, несомненно, «общие» биографические коллизии

(«Поездки в родовое гнездо с уходом главного центра притяжения стали нечастыми, но каждая воспринималась мной как праздник. Повзрослев, мечтал отправиться сюда один, чтобы утолить странническою тягу к дальним одиночным прогулкам, которые умиротворяют кипящий юношеский разум … В таких корневых местах, где истоки нашего детства, именно здесь и можно найти настоящие ответы - откуда эта прилепинская «пацанская» неуспокоенность, что за чувство заставляло моего отца и тысячи и тысячи представителей его поколения проситься в Афганистан, какая глубинная сопричастность с памятью предков побуждала меня в раннем детстве раз за разом переглядывать черно-белого Александра Невского, сжимая выточенный отцом из деревяшки макет меча (отнюдь не от бедности, из любви к рукотворным «живым» игрушкам). «Эх, коротка кальчужка-то»…

«…ДЛЯ МЕНЯ КАЛИКИНО – ОБИТЕЛЬ ПРЕДКОВ…» (Захар Прилепин)

В полях России главное – хлеба.

Прости, индустриальная держава,

В твоих колосьях спелых – честь и слава,

Любовь моя, надежда и судьба.

Прекрасен лик

родящей хлеб земли.

Тем горше вспоминать весну печали, -

Как тяжкий плуг мы с бороной венчали,

А чем засеять поле – не нашли.

Да не падёт кровавая роса!

К добру склоняем и моря, и сушу.

С мальчишьих лет мою тревожит душу

Не сжатая когда-то полоса.

Борис Ш а л ь н е в. «В полях России главное – хлеба…»

Михаил Зарников напоминает, что в советские времена в Каликино - знаменитый на всю страну свиноводческий комплекс «Каликинский» и особая порода вислоухих черно-пестрых поросят, о которых сохранились лишь упоминания в спецлитературе. У комплекса была аббревиатура МХП, настоящую расшифровку сегодня не помнят даже старожилы, а народная – мяса хрен получишь – хорошо характеризует специфику советских времен, когда жителям села от этого хозяйства доставались лишь тяжелые рабочие места, специфические неистребимые ароматы и потоки свиного навоза в прилезающих оврагах. Не один журналист в те времена был вызван на ковер в комсомольские и партийные органы за попытку написать правду о вандальных хозяйственных методах и феодализме тогдашнего руководителя МХП… Подростком, вдохновившись сталкерскими мечтами, я облазил останки сооружений комплекса - был разочарован, как, впрочем, и находящимися неподалеку развалинами некогда мощной МТС. О богатейшем колхозном прошлом в Каликино остались лишь воспоминания. Но до сих пор вполне зримо можно представить, как в период ломки монументального прошлого именно в таких местах могли появиться и жить герои пацанской прилепинской прозы. Именно здесь на стыке времен последнего отцветания развитого социализма и рождения новой буржуазной России и ковался в том числе характер самого писателя, который часто гостил у родственников на малой родине.

…………………………………………………………………………..


Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-
Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда…

ИВАН БУНИН.

………………………………………………………………………………………………………………………

Лучше самого человека о себе не скажет никто. М. Зарников пишет: «Передо мной – несколько пожелтевших номеров Добровской районной газеты «Знамя Октября», в которой известная в области журналистка Александра Сметанина с искренним и сердечным родственным чувством по отношению к известному земляку опубликовала целый цикл статей-бесед с Захаром Прилепиным. Позволю себе процитировать ряд основных моментов, которые, на мой взгляд, наиболее четко характеризую мировоззрение и мироощущение писателя, публициста, воина»

Захар Прилепин: о родовых корнях

… «Мои предки по отцовской линии происходят из села Каликино Добровского района Липецкой области. В Каликине очень много Прилепиных, в основном они моя родня, троюродные и далее дядьки и братья.

В деревенском каменном доме села Каликино жили мои дедушка и бабушка по отцовой линии - Семён Захарович и Мария Павловна. Они держали свиней, коз и уток. Напротив дома, с одной стороны, высаживали подсолнухи (с другой - картофель и арбузы). Каликинская свинина и каликинские подсолнухи были известны на всю страну.

Каликино очень красиво, там есть такие холмы, за деревней, куда я забирался и проводил там целые дни, совсем ребёнком и потом подростком. Читал вслух, на память, чужие стихи, попутно изводя собаку, охранявшую дом на соседнем холме. Собака видела меня и целыми днями лаяла. Выходила хозяйка и ругалась: «Да кто ж там сидит целый день!».

На этом холме, озирая многие километры калининских полей, ещё в детстве я вспомнил, что есть такое слово «лепота», то есть красота. И то, что в чудесном Каликине живёт половина деревни Прилепиных, означает, что когда-то моя родня поселилась при лепоте. И прозвали их Прилепины. Так мне нравится думать и по сей день.

Невзирая на то, что у меня написано в паспорте, я считаю себя каликинским. Там мой корень, там могилы Прилепиных»…

……………………………………………………………………………………………….

Русскоязычность: Каликино. Доброе. Кореневщино

Глубинная Россия... Русское Подстепье... Прародина Александра Сергеевича Пушкина... Кореневщино... Капитанщино... Сокольск... Липецк... Каликино... Доброе... Гудово... Крутое... Трубетчино... Лебедянь... - "У задумчивых речек спроси, у озёр, осокою схваченных, сколько омутов на Руи женским именем обозначено. Дрогнет ряска, слова всплывут, откликаясь то слева, то справа: "Дарьин берег...", "Алёнкин приют...", "Катеринина переправа". И, на горькую память легки, Два словечка, знобящих самых, словно эхо, из глуби реки отзовутся:"Аксюткина яма"... Память вечная. Вечный покой. В лунном свете сместятся понятья: чуть купава качнется волной, а почудится - белое платье..." - это строфы стихотворения Бориса Михайловича Шальнева, талантливого русского поэта, встретившего своё 80-летие... Во глубине России - много самобытного, даровитого, весомого, разумного, доброго... Воспоминание о будущем...

Вечный зов «малой» родины, отчичей и дедичей

Прилепиных, Зарниковых, Шальневых, Шаховых

Наследникам беды и славы,

Нам не чужда былая честь

И гордость, что не для забавы,

И почва есть, и корни есть.

Сквозь лет и зим глухую заметь

Благословляю в горький час

Не цвет крови – живую память,

Соединяющую нас…

Б. Ш а л ь н е в. «Наследникам беды и славы…»

В 1954 году образовалась Липецкая область…. Двенадцать пятилетий мы осмысливаем наше духовное единство, нашу государственно-территориальную целостность, приобщаемся к родниковым истокам устно-поэтического творчества,

ведём диалог с земляками-классиками. Движение истории – движение жизни…

Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,

Но весело бродить и знать, что всё проходит,

Меж тем как счастье жить вовеки не умрёт,

Покуда над землёй заря зарю выводит

И молодая жизнь родится в свой черёд… -

весомо и вдохновенно сказал Иван Бунин.

Любая историческая (тем более юбилейно-круглая) дата вызывает повышенный познавательный интерес к истокам, родникам, колыбели той или иной значительной индивидуальности, того или иного судьбоносного события и явления, того или иного общественно-государственного образования. «Земли родной минувшая судьба», историческая судьба «большой» и «малой» Родины, «вечный» вопрос: «С чего начинается Родина?»…

Познание истоков, преемственных связей, интеллектуально-материальных традиций, духовных святынь, начала всех начал. Личное участие каждого человека в этом познании, накоплении духовно-нравственного потенциала, сочетание рационального и осердеченного энтузиазмом взыскующей добра и истины личности.

«Вглядись, как неподвластный праху, //Не для хулы, не для похвал //Мой предок белую рубаху// В срок исповедный надевал. //Не на пирушку обряжался. //Пред скорбью матери, жены //Земным поклоном прощевался //На все четыре стороны. //Прямил рубахи лен невыцветший// И лишь не трогал уголок, //Где цвел зазнобным сердцем вышитый //Голубоглазый василёк… //Горелым смерчем степь кружила//, Вздымала пыль, чужую речь.// И рокотали гневом жилы,// Рванув из ножен тяжкий меч. //И меркнул день, смешав оттенки. //Меч пламенел над головой. //И заливало вражьи зенки //Бездонной русской синевой… //Она досталась нам в наследство, //Как боль земли и соль земли. //Потомки горестного детства,// Мы в пору зрелости взошли. //И не к лицу порхать нам птахой, //Не ко двору и не к добру //Крикливо яркою рубахой //Лишь выделяться на миру» (Б. Ш а л ь н е в. «Корни»).

Ведать… «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чём-либо сведение, весть, ведомость, знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание, разумение, сведение, понимание, состояние ведающего». Ведай край свой. Ведай историю малой родины. «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла», - признавался поэт («Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных»; «Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий»).

Ведай свой край. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной», - заметил академик Д.С. Лихачёв. О Подстепье, Тамбовщине, где протекли детские, отроческие и юношеские годы Евгения Боратынского, поэт проникновенно сказал:

«Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь. Степного неба свод желанный, Степного воздуха струи, На вас я в неге бездыханной Остановил глаза свои. Но мне увидеть было слаще Лес на покате двух холмов И скромный дом в суровой чаще, Приют младенческих годов».

Ведай свой край, знай истоки и родники малой родины. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и моё отношение к ней, - размышлял Л.Н. Толстой. – Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

Владелец «культурного гнезда», знаменитой Пальна –Михайловки

М.А. Стахович вспоминал далёкое-близкое: «Когда я описываю Пальну, я вижу старое русское дворянское гнездо. Это была талантливая, культурная семья, дружная и спаянная, дерево, крепко вросшее в родную землю. Я рад, что застал ещё время его цветения, прежде чем налетевшая буря не вырвала его с корнем».

ЗЕМЛЯ ОТЧИЧЕЙ И ДЕДИЧЕЙ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

Очерковые зарисовки Михаила Зарникова, прослеживающего «прилепинские мотивы»… «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» - Как это ни парадоксально, как ни очевидно-невероятно, но тогда, в 1954-ом году, в эпоху образования Липецкой области, практически, фактически отсутствовало, например, представление о Липецком крае как прародине Александра Сергеевича Пушкина. Лишь позднее исследовательскими усилиями краеведов и культурологов в научный оборот, просветительский обиход, в образовательно-воспитательную сферу были введены материалы, сведения, факты удивительные, поучительные, познавательные, поистине духоподъёмные. Как-то по-новому зазвучало пушкинское слово.

Бессмертен Пушкин… Бессмертна пушкинская муза… Через века – к звёздам, к сердцу человеческому… - «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я…»

Пушкин!.. Пушкин всегда и сегодня… Из сокровенных, родниковой чистоты, святой детской незамутнённости, из самых интимных глубин памяти вызревает, высвечивается: румяной зарёю покрылся восток, у лукоморья дуб зелёный, пленительная сладость русского слова, самосознание, самоопределение под небом голубым страны своей родной.

Культурная жизнь страны уже немыслима без ежегодных, проводимых в Кореневщине, Капитанщине, Добром, Липецке Пушкинских Дней Поэзии. В круг чтения

любителей отечественной словесности вошли издания: «Липецкий венок А.С. Пушкину», «Липецкий край, Русское Подстепье – прародина А.С. Пушкина», «Липецкие тропы к А.С. Пушкину», «Кореневщино», «Пушкинская азбука».

Как это, на первый взгляд, ни странно, но тогда, в 1954-ом году, практически, фактически отсутствовало представление о Липецком крае как прародине Михаила Юрьевича Лермонтова.

Радужно-туманные всплески памяти: родимое тепло материнских рук, монотонно-бесконечно-сверчковый скрип зыбки-колыбели, лунные полосы на мерцающей стене, пахуче-духмяное лакомство ржаной свежевыпеченной лепёшки, ночной костёр под звёздным небом, сенокосные песни в заливных лугах…

Устное, а потом печатное чудо поэтического слова, чарующие ритмы; музыка образа, музыка света, музыка сердца, музыка души… В розово-сиреневной дымке неведомых стихий белел одинокий Парус; морская царевна обвораживала витязя («Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды»); молодая чинара у Чёрного моря отвергала наивные притязания дубового листка; тучка золотая на груди утёса-великана («Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя»).

Арсеньевы… Елецкие Арсеньевы…. В семье елецких дворян родилась Мария Михайловна Арсеньева – мать Михаила Юрьевича Лермонтова. В честь Елецкого дедушки мальчика назвали Мишей.

Бунины и Арсеньевы… Из рода Буниных – знаменитая поэтесса, «русская Сафо» Анна Бунина; сыном дворянина Бунина и пленной турчанки Сальхи был Василий Жуковский; автобиографический бунинский Арсеньев скажет: «Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе…».

Кропотово-Лермонтово… Шипово… «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть»…

В трёхтомной «Липецкой энциклопедии», «Липецком энциклопедическом словаре» прослежены десятки женских судеб – удивительных, с причудливыми изломами, несущих в себе светлую и созидательную энергию преемственности, традиций. Но открываются всё новые и новые факты, события, подробности, достопримечательности. Говорилось уже о Липецком Подстепье как прародине А.С. Пушкина… Венчание Ганнибала и Пушкиной… Знаете ли вы, что на нашей липецкой земле – в селе Васильевском (ныне Краснинского района) произошла встреча родителей Михаила Юрьевича Лермонтова – Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Арсеньевой?

Мария Арсеньева… Мария Лермонтова-Арсеньева… Рано ушедшая из жизни мать великого лирика. «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать…» - говорил поэт.

Несколько слов о первой детской влюблённости Миши Лермонтова.

К р о п о т о в о… 1827 год. Встреча с отцом, родными по отцовской линии. Поездки –гостевания в соседних имениях. В лермонтовской рукописи (стихотворение

«К гению») есть помета: «…(Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил в 12 лет – и поныне люблю)…». – «Моя душа, я помню с детских лет Чудесного искала…» - магические, завораживающие лермонтовские строки…

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз,

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли…

Движение истории … Чарующая, врачующая, выпрямляющая сила прекрасного… Когда это пришло к каждому из нас? Трепетное, нежное, несказанно-чарующее… Как откровение рассвета: там, где капустные грядки красной водой поливает восход, кленёночек маленькой матке зелёное вымя сосёт. Кто не встречал «дорогого» гостя? Он промчится, шапку-месяц пригнув под кустом, и игриво взмахнёт кобылица над равниною красным хвостом… И выткался над озером алый свет зари, и зашумят над затоном

тростники, и закружится листва золотая, засвищет ветер, серебряный ветер. Полевая Россия. Русь крестьянская, земледельческая. И теперь – стальная, ядерная, космическая, но по-прежнему – Русь Бояна Вещего, Русь пушкинская, лермонтовская, бунинская, Русь есенинская. Толстовская Русь.

Сколько лет из двенадцати «пятилетий» были в Липецкой области есенинскими?

Есенинско-рязанскике районы, вошедшие в состав образованной в 1954 году области.

«Своим» был и остался Сергей Есенин для «новолипчан» из районов: Берёзовского,Воскресенского, Данковского, Добровского, Колыбельского, Лебедянского, Лев-Толстовского, Троекуровского, Трубетчинского, Чаплыгинского. В Липецке и области

проходили Есенинские дни поззии, проводились Есенинские Чтения, приобрёло популярность синельниковское домашнее собрание уникальных материалов о биографии великого русского лирика. Выпущен альманах «Липецкие тропы к Есенину»,

вышла монография «От Бояна Вещего до Есенина», в школах и вузах с особым

«земляческим» пристрастием осваивались «просеки», ведущие в духовно-художественный мир гения отечественной культуры. Готовится к «публикации» в Интернете трёхтомник «Неожиданный Есенин».

* * *

В 1954-ом образовалась Липецкая область. Осмысливая эти двенадцать пятилетий истории области в контексте тысячелетней истории государства Российского, мы вновь и вновь обращаемся к страницам поистине судьбоносным, фактам поистине знаменательным и поучительным, биографиям значительным.

Уроки истории. Воспитание историей… - «Природа для меня: огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – это части разбитого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство, - мудро сказал Михаил Пришвин. – Природа явилась к нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество».

Нет ни одной сферы человеческих знаний, умений, дарований, талантов, где бы не отличились самобытностью исканий и свершений сыны и дочери Липецкого Подстепья.

Крупнейшие музеи государства, музейные и архивные хранилища Липецкой области (и соседних, «смежных», регионов – Рязанского, Тамбовского, Тульского, Воронежского, Орловского, Курского, Подмосковья) хранят в себе вещественные свидетельства, начиная с первых всплесков человеческой цивилизации. Орудия труда, сосуды, оружие, украшения… Всемирно известные находки из Ново-Никольского могильника, из Скорняковского кургана. Раскопки Долговской неолитической стоянки. Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка с её статуэтками древних «мадонн».

Молодой Иван Бунин размышлял о вечном и сиюминутном:

Могилы, ветряки, дороги и курганы –

Всё смерклось, отошло и скрылося из глаз.

За дальней их чертой погас закат румяный,

Но точно ждёт чего вечерний тихий час.

И вот идёт она, Степная Ночь, с востока…

…И полон взор её, загадочно-унылый,

Великой кротости и думы вековой

О том, что ведают лишь тёмные могилы,

Степь молчаливая да звёзд узор живой.

Ставшие музейными экспонатами святыни, «обереги», амулеты, свидетели дней весьма и весьма отдалённых. Не всегда нравственно оправданные вторжения в тайны минувшего. Поэтическое воображение – более нравственно, оно «тревожит» былое не кощунственной бесцеремонностью, но тактичной лирическо-исповедальной «реконструкцией» образов и событий прошлого:

Курган разрыт. В тяжёлом саркофаге

Он спит, как страж. Железный меч в руке,

Поют над ним узорной вязью саги,

Беззвучные, на звучном языке.

Но лик сокрыт – опущено забрало,

Но плащ истлел на ржавленой броне.

Был воин, вождь. Но имя Смерть украла

И унеслась на чёрном скакуне.

(И. Бунин. «Без имени»).

К краеведческо-региональным аспектам в настоящее время приковано внимание ревнителей отечественной культуры, самих краезнатцев, а также педагогов, журналистов, библиотекарей, экскурсоводов, читателей. Вызывают оживлённую полемику сам предмет, объект краеведения, история региональной культуры (методология, содержание, методика; опыт, традиции, перспективы; термины, дефиниции, понятия).

Само понятие краеведения имеет различные толкования, значения. Выделим три из них – наиболее приемлемых, практически значимых для становления личности, творческой индивидуальности: 1) краеведение - исследование какой-либо определённой территории, выделенной по административно-политическим или хозяйственным признакам; 2) краеведение - всестороннее осмысление, научная фиксация, изучение сравнительно небольшой территории «малой родины»; 3) краеведение - комплекс научных дисциплин, объектами изучения которых являются: прошлое региона, природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села (волости), города, района (уезда), области (губернии), края, республики.

На первый взгляд кажущиеся сравнительно простыми понятия, дефиниции, термины нуждаются в глубоком и всестороннем осмыслении. Особую трудность заключают в себе эти понятия для липчан: Липецкая область образовалась всего лишь

шесть десятилетий назад. Где границы «малой родины»? Как избежать субъективности, коньюнктурной избирательности, издержек «местного патриотизма», «краеведческой зашоренности»?

«Региональная сфера», «региональная аура»… Различное понимание в разное время понятий: губерния, область, провинция, «земля», уезд, волость, край. Историческое краеведение. Историко-художественное краеведение. Краеведение литературное, географическое, музыкальное, архитектурное, медицинское, педагогическое…. Краеведческий материал, связанный с математикой, физикой, химией, биологией, лингвистикой, культурологией, этнографией, физической культурой, педагогикой, психологией, медициной, экологией.

Духовно-художественные святыни «малой родины»

………………………………………………………………………..

«О родина! все дни твои прекрасны!..»

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

О родина! все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но все с тобой

Душой.

Ты помнишь ли, как под горою,

Осеребряемой росою,

Белелся луч вечернею порою

И тишина слетала в лес

С небес?

Ты помнишь ли наш пруд спокойный,

И тень от ив в час полдня знойный,

И над водой от стада гул нестройный,

И в лоне вод, как сквозь стекло,

Село?

Там на заре пичужка пела:

Даль озарялась и светлета;

Туда, туда душа моя летела:

Казалось сердцу и очам -

Все там!..

Василий Ж у к о в с к и й.

У каждой маленькой деревни

Судьбы затейлива канва…

Идёт с обедни стёжкой древней

Петровна – давняя вдова.

Идёт и радость не скрывает,

Весь мир по-новому хорош:

И эта стёжка вековая,

И эта молодая рожь…

Б. Ш а л ь н е в. «Мать и сын» (поэма).

Сын Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи Василий АндреевичЖуковский в этих чарующих зарисовках воссоздаёт родные тульско-рязанские сельские просторы.

«Малая родина» необычайно богата талантами. На Данковщине, в Раненбуржье были владенья Алексея Степановича Хомякова ( 1804-1860), где его знали как крепкого хозяйственника, опытного землевладельца и экономиста. В уникальном труде «Рязанские помещики и их крепостные. Очерки из истории крепостного права в Рязанской губернии в Х1Х столетии» замечательный краевед А.Д. Повалишин свидетельствовал о «здравых и справедливых отношениях, которые существовали… у помещика А.С. Хомякова (славянофил) к его крепостным». Процитируем лишь небольшой фрагмент книги Повалишина: «Хомяков начал управлять крестьянами сам в ранней молодости, и с первого шага поставил себя в прямые, непосредственные отношения к своим крестьянам». Особую ценность имеют компетентные свидетельства Повалишина для липецких краеведов; Повалишин констатирует, что Хомяков «часто собирал мирские сходы, выслушивал все требования и жалобы, делал все свои распоряжения гласно и открыто и никогда не прятался за личности своих поверенных, как делали это многие помещики…».

Ильей Муромцем называли его современники. Он возглавлял «Русскую беседу», «Общество любителей российской словесности»; осознавая насущную необходимость коренных изменений, активно способствовал проведению земельной реформы. Его имение было крупнейшим на Данковщине и Раненбуржье, включало около 4 тысяч десятин земли. Здесь навещали его столичные друзья-единомышленники. Алексей Степавнович бывал в Липецке. Хомякова помнят Лебедянь, Раненбург, Троекурово, Пальна-Михайловка.

Осенью 1860 года он скончался (5 октября по новому стилю) от холеры в своем данковском имении.

Выдающийся философ и культуролог, А.С. Хомяков был также значительным поэтом. На страницах лирических произведений Хомякова воссозданы картины Русского Подстепья, нашей «малой родины»: (« Солнце сокрылось; дымятся долины;//

Медленно сходят к ночлегу стада;//Чуть шевелятся лесные вершины, //Чуть шевелится вода..// Ветер приносит прохладу ночную; //Тихою славой горят небеса…//Братья, оставим работу денную,// В песни сольем голоса… // Ночь на востоке с вечерней звездою;//

Тихо сияет струей золотою// Западный край. //Господи, путь наш меж камней и терний, //

Путь наш во мраке… Ты, свет невечерний, //Нас осияй! //В мгле полунощной, в полуденном зное, //В скорби и радости, в сладком покое, //В тяжкой борьбе -//Всюду сияние солнца святого,// Божия мудрость и сила и слово, // Слава тебе!».

«Малая родина» помнится Алексею Степановичу Хомякову с восьмилетнего возраста: Хомяковы приехали в село Круглое Данковского уезда в грозный 1812 год. По соседству с приехавшим из Москвы дворянским семейством жила П.М. Толстая, дочь фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Через фельдмаршала, возглавлявшего русское воинство, узнавали Хомяковы и данковчане о судьбоносных событиях Отечественной войны.

…В былое п е ш е х о д н о е время, когда единственная грузовая

п о л у т о р к а появлялась на просёлочной дороге два-три раза в сутки, когда ещё вращали, в радужных брызгах воды, огромные колёса водяные мельницы у буховских, колыбельских, гудовских запруд , когда ветряные мельницы у Путятина, Махонова и Волчья ещё возносили к облакам свои пернатые лопасти-крылья, когда меланхолично-смиренные трудяги- волы, побуждаемые лоцманскими понуканиями возницы: «цоб-цобе» - осуществляли ( наряду с лошадками) основные - насущно- стратегические и жизненно важные для селян - перевозки, когда ещё не было лесополос вдоль дорог и степные дали манили к себе открыто-пустынными горизонтами, в те благословенные времена детства и отрочества, приближаясь к Каликину, с почтенного дорожного б о л ь ш а к а мы, с просветлённой надеждой на отдохновение в домашнем уюте, в добром кругу семьи, взирали на знакомо-презнакомые силуэты уцелевшей и сохранявшейся до 50-ых годов церковной колокольни и высоченного вяза, который мощно расквартировался на нашем Становом Бугре.

Время оное было поистине п е ш е х о д н ы м, потому что ходили пешком не только в Раненбург, уездно-районное Доброе, но и в Трубетчино, Лебедянь, пешком навещали по житейской надобности Данков.. Ходили (именно пешком) даже в Липецк, Грязи, Мичуринск.

«Все жаждет, истомясь от зною;//Все вопиет: дождя, дождя!//И рады все, что солнце мглою //Покрылось, сумрак наводя//.Влачится туч густых завеса,// Грозя нам ливнем и пыля;//Из-за синеющего леса //Прохладой веет на поля. //Шуршит соломой рожь сухая//,Пыль зарывается в кусты, - //И только капля дождевая //Одна спадает с высоты. //Дождя, дождя!..Ужель обманут //Нас громовые голоса, //С земли колосья не привстанут //И не омоются леса? //Увы! Грозы насмешка злая, //Громовый хохот над землей!.. //К чему нам капля дождевая!// Что значит капля в этот зной!..// Молниеносной тучи глыба //Перевалила за леса - //Никто не скажет ей спасибо//С упреком глядя в небеса. //Ушла!.. Но где над злом победа?//В чем торжество? Все тот же зной… //И не осталось даже следа //От бедной капли дождевой»… - Талантливейший предшественник Есенина - тоже рязанец - Яков Петрович Полонский в своем стихотворении «В засуху» психологически глубоко запечатлел«горе сёл». Рязанские, ряжские, раненбургские, данковские, грязинские деревни часто страдали от жестоких суховеев. Лукавские, Буховские, путятинские, мелеховские, каликинские, махоновскиекрестьянки молитвенно взывали к Всевышнему, надеясь на небесную помощь.

Родные горизонты… Наша «малая родина»…

Полевые амбары у С о с е н о к … Рабочий стан у В о д я н о г о. Овраги с кряжистыми дубняками. Созревшая на солнечно-песчаных склонах земляника. И - целые поляны отменной степной клубники. Совсем близко уже - К р у ж к и ,

Г у с т ы й, Г у д б о к, каликинские в ы с е л к и. По оврагам - юркие суслики. У

дубовой рощи, в пруде стонут б у ч н и. В знойной вышине - малиновые трели жаворонков.

«Кругом родные всё места…»…

«Полночь прошла.// Проводили её петухи. Песней – //Не той, зоревой, привечальной,// А переломной, //Когда отпускают грехи, //Небо душе возвращает// Свой свет изначальный. //Землерожденной душе// Нравится с небом игра! //Вновь, прояснённой, //Открыты без тени лукавой //И хлебодарная Дева, //Держащая Колос добра, //И Близнецы, //Увлеченные детской забавой. //Овен пасёт //Тонкорунных смиренных овец. //Рыба Летучая //Делает «свечку» крутую.// Белая Лебедь взмахнула крылом, //И Стрелец //Ладит любви и надежды //Стрелу золотую…»! ( Б. Ш а л ь н е в. «Ночное небо»).

(продолжение следует

1.0x