Авторский блог Евгений Спицын 00:04 23 января 2020

Мифы о Сталине

диалектика борьбы

Уважаемые товарищи! Сегодня мы торжественно отмечаем 140-летие Иосифа Виссарионовича Сталина! По поводу этой даты было немало спекуляций даже в центральной прессе: коммунисты, мол, не знают историю, Сталин родился по старому стилю 6 декабря, по новому — 18-го, и не в 1879 году, а на год раньше, и тому подобное. Но всё это будировалось в общественном сознании ещё со времён перестройки, когда выдумали целую историю о том, что Сталин специально исправил дату своего рождения, поскольку был агентом царской охранки.

Помню, не к ночи будь помянутый Анатолий Собчак — написал целую книжку с "расследованием" причин этого сталинского поступка. Да, конечно, есть одна из анкет, где рукой Сталина поставлена такая дата рождения… Но мы как историки прекрасно знаем, что есть внешняя и внутренняя критика источника. Профессиональный историк с помощью ряда критериев может определить, аутентичный документ или подложный. Делать сенсацию из-за свистопляски с датами и опускаться до подобного рода обвинений — совершенно никчёмное дело. Потому что официальная дата рождения Сталина, указанная во всех энциклопедиях, — 21 декабря 1879 года! Напомню, что в 1949 году именно в этот день праздновалось 70-летие со дня рождения Иосифа Виссарионовича, в Большом театре проходило торжественное заседание.

В своём выступлении мне хотелось бы напомнить ещё о нескольких лживых мифах, связанных со Сталиным. Например, классический миф — о его второстепенной роли в событиях Октября 1917 года. Говорили и говорят, что его звезда как лидера партии, а затем — и государства, взошла только во второй половине 1920-х, а до этого он был "серой мышкой", по аппаратному влиянию серьёзно уступая таким вождям партии, как Ленин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин и ряду других.

Это — ложь! Хорошо известно, что Сталин ещё до Октябрьской революции был включён в состав первого состава Политбюро. Это Политическое бюро было создано специально для организации и подготовки взятия власти. Не надо путать его с Политбюро ЦК РКП(б), которое будет создано в марте 1919 года на VIII съезде партии и будет прописано в её Уставе как один из руководящих органов ЦК. Но самое важное — даже не в том, что Сталин был в первом революционном составе Политбюро ЦК, а в том, что после кризиса советского (тогда ещё — временного) правительства и формирования коалиционного правительства из большевиков и левых эсеров 29 ноября 1917 года было создано в недрах партии "узкое" Бюро ЦК, в состав которого вошли всего четыре человека: Ленин, Сталин, Свердлов и Троцкий. Вот ярчайшее доказательство того, что Сталин был отнюдь не на вторых ролях уже тогда!

Ещё одна байка, ходящая с горбачёвских времён, что чисто технический пост Генерального секретаря ЦК Сталин занял по инициативе Каменева и Зиновьева, которые хотели использовать его в борьбе против Троцкого. Но, опять-таки, это — ложь, сконструированная теми, кому выгодно оторвать Сталина от Ленина. Решение о том, что Иосиф Виссарионович зай­мёт пост генсека, было принято исключительно по инициативе Ленина ещё до XI съезда партии, в марте 1922 года, поскольку на самом съезде РКП(б) уже фигурировал документ, написанный Лениным, в котором напротив фамилии Сталина было написано — "Генеральный секретарь".

Решение это было дважды продублировано: на съезде, чего даже и не требовал партийный устав, и на организационном Пленуме ЦК, состоявшемся в день окончания съезда. Более того, в одной из записок, адресованных Сталину, Ленин лично написал, что 2/3 времени тот отныне должен посвящать работе на посту Генерального секретаря, а оставшуюся часть — деятельности на двух других немаловажных постах: наркома по делам национальностей и наркома Рабоче-Крестьянской инспекции. Напомню, что эти наркомовские посты Сталин занимал, соответственно, до июня 1922-го и июля 1923 года. Уже тогда было ясно, что Ленин не случайно инициировал назначение Сталина на пост Генерального секретаря, который должен был существенно усилиться в партийной иерархии. Ибо до этого организационно-технической работой в аппарате ЦК занимался просто секретарь Центрального комитета. И до Сталина эту должность занимал Молотов. Ленина он далеко не во всём устраивал, хотя и был одним из его ближайших соратников и кандидатом в члены Политбюро ЦК, — так же, как Бухарин, Калинин или Дзержинский.

В связи с этим затрону и такой распространённый тезис, что Сталин якобы уничтожил "ленинскую гвардию". К сожалению, этой уверенностью грешат многие мои уважаемые коллеги (не буду называть имён), но это — неправда. Сталин не уничтожал "ленинскую гвардию", и цели такой он даже близко не ставил. Он уничтожил космополитическую её часть — это да. Но говорить о том, что он уничтожил всю "ленинскую гвардию", и противопоставлять Ленина и Сталина — это, извините, лить воду на мельницу наших идеологических врагов. Сталин всегда подчёркивал, что он — ученик Ленина, он был революционером, большевиком, диалектиком, демократом! Лепить из него образ "красного императора" — тоже неправильно.

Если вы возьмёте знаменитую статью "О национальной гордости великороссов", то Ленин там выступает как наиболее яркий и последовательный защитник интересов великороссов — русского народа. И критика Лениным политического режима царской России не есть критика нашего народа как такового. Тут не надо тень на плетень наводить! В идеологической борьбе понимание этих разграничений — вещь чрезвычайно важная.

В ближайшем окружении Сталина было полно представителей "ленинской гвардии", в том числе — людей, вступивших в партию с незапамятных времён. Я не говорю про Михаила Ивановича Калинина и самого Иосифа Виссарионовича, партийный стаж которых исчислялся с 1898-го — года создания РСДРП. Но возьмите Климента Ефремовича Ворошилова, Сергея Мироновича Кирова, Валериана Владимировича Куйбышева — все они были членами партии с 1904 года, принимали участие в дореволюционных партийных съездах. Николай Михайлович Шверник был членом партии с 1905 года, Вячеслав Михайлович Молотов — с 1906-го, Лазарь Моисеевич Каганович — с 1911-го, Анастас Иванович Микоян — с 1914-го, Андрей Александрович Жданов — с 1915 года. Это что, не "ленинская гвардия", что ли?

Многие из них стали членами ЦК ещё при Ленине, в 1921 — 22 годах. Поэтому ходячий тезис о том, что Сталин уничтожил "ленинскую гвардию", — это преднамеренная ложь, имеющая сугубо политическую окраску. Поддаваться на подобного рода провокации нельзя.

Те, кто поддерживает эти мифы, хотят отделить, так сказать, сталинизм от ленинизма. И представить дело таким образом, что Сталин стал вождём Красной империи, императором и повернул вспять сам партийный курс. В этом же лагере в ходу термин "национал-большевизм". А откуда он возник? Присмотритесь к истокам этого термина! Это "сменовеховцы", Бердяев, Степун и прочая имковская компания!.. А потом мы удивляемся, почему в Европарламенте ставят на одну доску гитлеризм и сталинизм: национал-большевизм, национал-социализм, национал-фашизм и далее по списку. Кто впервые поставил рядом Гитлера и Сталина ещё до вой­ны? Эти самые ребята, тот же Бердяев и ИМКА-Пресс. Так что "уши растут" у этого явления не с перестройки, а с тех самых незапамятных времён!

И сейчас этой подтасовкой активно пользуются все, кому не лень: от ультралибералов до "царебожников". На все лады об этом поют. Особенно деятели культуры, которые, к сожалению, никогда не брезговали подобной духовной проституцией. Говорю о тех, кто при всех властях "в шоколаде", как говорится. Вот Гранин, например. Сейчас ему памятник открыли. У нас, извините, такое количество выдающихся русских и советских писателей, которым памятники почему-то и не светят. Вот хоть кол на голове теши, но не добиться памятника, например, Константину Симонову, который по своему общественному значению и творчеству куда выше Гранина! А Гранин при коммунистах был Героем Соцтруда, лауреатом Госпремии, секретарём Союза писателей, руководителем Ленинградской писательской организации, секретарём её парткома. И при этом писал доносы на сотоварищей в ЦК, в Ленинградский обком и горком партии. Потом советская власть рухнула, и он в таком же "шоколаде" жил уже в новой капиталистической России. Получил орден Андрея Первозванного, ордена "За заслуги перед Отечеством" и так далее. И таких примеров из мира деятелей искусств и культуры можно привести сколько угодно! Абсолютно бессовестная публика, которая на полном серьёзе считает себя "властителями дум"! Это к вопросу о человеческой порядочности, и вот почему я очень уважаю Юрия Васильевича Бондарева, дай Бог ему здоровья! Он остался верен своим идеалам.

Припоминают Сталину и "Ленинградское дело", которое преподносят как разгром некоей "русской партии". Важно и этот миф развеять. Тем более, что буквально в декабре 2019-го я получил от молодого свердловского историка Андрея Владимировича Сушкова книгу "Ленинградское дело: генеральная чистка "колыбели революции"". Прочитал её стремительно, за два дня. И очень рад, что получил лишнее подтверждение моим выводам и убеждениям о том, кто на самом деле были эти "ленинградцы". Концепция перестроечных времён о русскости пресловутой "ленинградской партии" внутри ЦК мне всегда представлялась лживой. Это было на уровне интуиции, ощущения. Потом, когда я познакомился с работами Юрия Николаевича Жукова, а затем стал общаться с ним, моё ощущение порочности этой идейной конструкции только укрепилось.

Жданов, конечно, не был лидером "ленинградской группировки", и у него с Алексеем Кузнецовым были самые отвратные отношения, особенно — в конце вой­ны и после её окончания. Более того, собственными глазами я видел Постановление Секретариата ЦК, подписанное Ждановым, о снятии Кузнецова с должности начальника Управления кадров ЦК и перемещении на менее значимую работу внутри ЦК. Кто же делает подобное своему выдвиженцу, на которого возлагались большие надежды?

А дело всё в том, что саму идею о Сталине как палаче национальной "русской партии ленинградцев", противостоящей космополитическому ядру ЦК, подбросил не кто иной, как Александр Яковлев. Таким образом он пытался представить "вождя всех времён и народов" не только врагом "малых народов": чеченцев, крымских татар, калмыков и других, — но, прежде всего, врагом русского народа. Мол, именно поэтому он и уничтожил "русскую партию" внутри ЦК ВКП(б)!

Я, знаете, человек не сентиментальный, но прочитанное в книге Сушкова, в том числе — документальные источники, повергло меня в шок. Эти подонки (другого слова не подберу): Кузнецов, Попков, Капустин, Лазутин и их ставленники в ленинградских райкомах, — вытворяли такое, что волосы становятся дыбом! Например, в годы войны руководство одного из районов Ленинграда напивалось в бункерах с девицами и устраивало стрельбу по портретам Сталина, Жданова, Молотова и других советских вождей. Весной 1942 года руководителю Ленгортранса за восстановление движения трамваев и других подвижных средств были подарены золотые часы стоимостью в 5000 рублей. Откуда они возникли в то страшное время? Да из ломбарда, как невостребованная вещь от человека, умершего в первую блокадную зиму. Но ведь в таком случае эти часы должны были строго сдаваться в Гохран! В вышеупомянутой книге Сушкова есть записка Арсения Зверева, тогдашнего министра финансов СССР, направленная Георгию Маленкову. В ней говорится о колоссальных тратах бюджетных средств руководством Ленинграда и области на бесконечные банкеты и дружеские попойки…

Вот ещё пример: приезжает Алексей Кузнецов в какой-нибудь ленинградский райком, там на трибуне выступает первый секретарь данного райкома. И если тот срочно не прерывает выступление и не представляет Кузнецова партактиву, то секретаря сразу снимают с работы за "неуважение" к высокому начальству. А какие пышные торжества тот же Кузнецов устроил в свою честь в связи с переездом в Москву в 1945 году?! Весь город на ушах стоял: вокзал в транспарантах, парадным маршем проходили войска Ленинградского военного округа — целый концерт был!

А что устраивал другой ленинградец-секретарь Пётр Попков, когда на охоту ездил! Ему сделали специальную дрезину, которую литером пускали по всем железным дорогам, останавливая другие поезда. Есть доказанные данные, как "ленинградцы" забирали у колхозов земли, устраивая там элитные рыболовецкие и охотничьи "хозяйства". Распоясались донельзя! Когда Сталин об этом узнал, судьба провинившихся была, понятное дело, предрешена.

Малоизвестен также факт, что на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года Сталин с большим трудом пробил решение о том, что отныне всё руководство республиканских, краевых, областных и городских комитетов партии будет избираться на отчётно-выборных конференциях тайным голосованием. Эта новация стала одним из важных столпов установившейся сталинской власти. Историк Сушков в этой связи приводит примеры отчётно-выборных конференций 1948 года по разным областям и краям РСФСР. Например, в Ростове, Ярославле и Костроме — первые, вторые и третьи секретари обкомов и горкомов получили от 10 до 130 голосов "против". То есть реально были показаны цифры отношения к региональной партийной верхушке, что было очень важно для Сталина и других членов Политбюро. Исходя из этих данных, можно было делать своевременные кадровые отставки и перестановки.

Так зарвавшиеся "ленинградцы", извините, плевали на этот "столп". Ведь не будем забывать, что само "Ленинградское дело" закрутилось с того, что один совестливый партработник направил в ЦК письмо, где указал, что он как член счётной комиссии своими глазами видел, что против Попкова, Лазутина и Капустина — было подано столько-то голосов "против". Но когда Тихонов, один из заведующих отделом Ленинградского обкома и горкома партии (он тогда был ещё объединённым) стал зачитывать результаты голосования, то оказалось, что они получили ноль голосов "против", то есть были избраны единогласно!

Сталин дал команду Маленкову — проверить эти факты. Маленков выехал в Ленинград, куда вскоре направились ответработники из Министерства госконтроля (Л.З.Мехлис) и Комитета партийного контроля, то есть подчинённые Матвея Фёдоровича Шкирятова. Накопать удалось многое. Причём Сушков пишет, что сведения, которые он приводит в книге, — лишь малая толика того, что есть в архивах, так как бо́льшая часть дел до сих пор засекречена…

Так что расправа с ленинградской группировкой была оправдана. И стала нарочито показательной, чтобы другим неповадно было. У нас ведь любят "свистеть": мол, "Сталин на корню изничтожил всех ленинградских руководителей…" Ещё бы, а чего бы вы хотели в такой ситуации? Тот же Алексей Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома, какой пост с 1945 года ещё занимал? Руководителя Управления кадров ЦК. Вот он и таскал всех своих протеже в Ярославский, Крымский, Псковский, Новгородский и другие обкомы. И его команда, поднабравшаяся своевольных мерзостей в Ленинграде, стала внедрять их и на новых местах.

Это же касается пестовавшейся идеи создания особой "Компартии РСФСР". Впервые её подбросил Сталину выходец из Ленинграда Михаил Родионов — тогдашний председатель Совета Министров РСФСР. Её активно поддержал и ряд ленинградских партийных вождей. Они хотели добиться у Сталина учреждения отдельной Российской компартии, первым секретарём которой стал бы Кузнецов и, по сути, по факту — тем самым стал бы вровень со Сталиным. Вот какую мыслили заложить "мину". И Сталин, естественно, эту опасность увидел.

Вообще, говоря об исторических минах замедленного действия, заложенных в начале прошлого века, нельзя забывать, что большевики пришли на развалины Российской империи, где существовали десятки квазигосударственных образований. Им надо памятник поставить в каждом городе, что они реанимировали Российскую империю буквально на последнем этапе перед её неминуемой гибелью. Да, они пошли на создание национальной федерации. Но большевики изначально были унитаристами, а вовсе не федералистами, как эсеры, которые собирались создавать и культурно-национальные, и государственные автономии. Но жизнь изменилась, а Ленин, Сталин и их соратники были диалектиками. Другое дело, что внутри партии возникли споры по поводу характера советской федерации, круга полномочий её субъектов и федерального центра.

Сталин выступал с планом автономизации. Он действительно считал, что национальные республики должны войти в состав "большой" России как автономии. А Ленин говорил о том, что надо строить федерацию полноправных республик. Но, опять-таки, на минуточку, а Ленин ли это предлагал? Большой вопрос! Как раз осенью 1922 года, в разгар этих дискуссий, у Владимира Ильича был второй инсульт (первый он перенёс ещё в мае). И его знаменитые последние работы по национальному вопросу были уже не написаны, а надиктованы. У нас нет аутентичного ленинского текста, где мы могли бы стопроцентно сказать, что это ленинский автограф. Может быть, кто-то что-то за него написал или дописал, как уж это водится в подобных случаях?

Точно так же дело обстоит и со знаменитой фразой Каменева, брошенной им на заседании куйбышевской комиссии Оргбюро ЦУ по урегулированию вопросов между федеральным и национальными ЦК: "Я только что был у Ленина, и он мне сказал, что строим "большую" федерацию". А был ли он у Ленина или не был, говорил ему это Ленин, или же не говорил, мы точно не знаем…

Вместе с тем, надо понимать, что вплоть до поражения Германской революции в 1923 году — у значительной части большевистского руководства ещё была иллюзия, что вот-вот победит мировая пролетарская революция. Но если бы в Германии победила советская власть, она что, вошла бы в состав Российской Федерации на правах автономии? Нет, конечно! Она могла войти только в состав Советской Федерации наравне с РСФСР. А отсюда и такая форма национально-государственного устройства. Ленин и Сталин были диалектиками, они шли от жизни, а не от кабинетных доктрин. И это — самое главное.

***

выступление на "Сталинских чтениях - 2019"

1.0x