Авторский блог Александр Семерня 16:57 18 июля 2018

Междоусобицы на Руси

На основании данных Лаврентьевской летописи рассмотрены некоторые конфликты на Руси.

Зададимся вопросом, было ли Батыево нашествие чем-то уникальным в истории Руси? Приведу четыре описания захватов русских городов, из имеющихся в Лаврентьевской летописи.

Первое: «…Мстиславъ Изяславичь бежа с братом ис Кыева Володимерю (Владимиру-Волынскому – авт.) с малою дружиною; а княгыню его яша и сына его, и дружину его изъимаша, и весь Кыевъ пограбиша, и церкви, и манастыре за 3 дни, и иконы поимаша, и книгы, и ризы».

Второе: «…Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша, и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженыхъ первых князьи, еже бяху повешали в церквахъ святыхъ на память собе, то положиша все».

Третье: «…святую Софью разграбиша, и манастыри все, и иконы, и кресты честныя, и взя узорочья церковная взяша, а люди от мала и до велика вся убиша мечем».

Четвёртое: «…святую Богородицю разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьемь драгым. И манастыре все и иконы одраша, а иные исекоша, а ины поимаша, и кресты честныя, и ссуды священныя, и книгы одраша, и порты блаженых первых князий, еже бяху повешали в церквах святыхъ на память собе, то же все положиша собе в полонъ».

Как видим, описания действий захватчиков во всех четырёх случаях практически одинаковы. Посмотрим на тех, кто выступал в этой роли.

В описании первом сказано о захвате Киева коалицией князей во главе с великим князем владимирским Андреем Боголюбским (из ростово-суздальской ветви Мономаховичей) в лето 6676 (1168), в результате которого киевский престол «освободил» Мстислав Изяславич (из волынской ветви Мономаховичей), а занял его Глеб Юрьевич - брат Андрея.

Описание второе – захват Киева Рюриком Ростиславичем (из смоленской ветви Мономаховичей) в коалиции с черниговскими князьями (Ольговичами) в лето 6711 (1203). А изгнан был Ингварь Ярославич (из волынской ветви Мономаховичей) - ставленник отца Даниила Галицкого, Романа Мстиславича (также из волынской ветви Мономаховичей).

Описание третье – изгнание из Киева Ростислава Мстиславича (из смоленской ветви Мономаховичей) Даниилом Галицким (из волынской ветви Мономаховичей) в лето 6748 (1240).

А в четвёртом описании сказано о действиях Батыя при взятии Владимира в лето 6745 (1237), причём, данное описание приведено в летописи на вставленном листе 161.

Ещё следует заметить, что с 1157 года (года смерти Юрия Долгорукого) по 1236 год (год прихода на киевский престол впервые с 1175 года потомка Юрия Долгорукого, Ярослава Всеволодовича) власть в Киеве менялась 39 раз. О каком расцвете города можно говорить при такой частоте смен администраций?

Очевидно, что разрушение и ограбление церквей было характерно не только для Батыя. К этому ещё добавляются природные факторы – пожары, например, во Владимире: «В лето 6693 (1185) …Погоре бо мало не весь городъ, и церквий числомъ 30 и 2. И зборная церкы святая Богородиця Златоверхая». Восстановление этой самой главной церкви Владимира было начато Всеволодом Юрьевичем в августе лета 6700 (1192). В лето 6701 (1193) пожар уничтожил 14 церквей (строившаяся в то время церковь Рождества святой Богородицы не пострадала), а в «лето 6736 (1228) …месяца января в 5 день, в канун Богоявления, сгорели хоромы княжьи и церкви две». Церковь святой Богородицы, согласно Лаврентьевской летописи, горела и при Батые: «А епископъ Митрофанъ и княгыни Юрьева съ дчерью и с снохами и со внучаты, и прочие княгини Володимеряя с детми, и множство много бояръ и всего народа людий затворишася в церкви святыя Богородица. И тако огнем безъ милости запалени быша». Но - уже через год в ней, целёхонькой, был похоронен рядом со своим отцом Юрий Всеволодович.

Дань на Руси собирали задолго до Батыя, например, в лето 6686 (1178) Всеволод Юрьевич отправился в Торжок так как «обещалися дань дати ему новоторжьци, и не управиша». А в лето 6698 (1190) он собирал подати (полюдье) в Ростове и Переяславле Русском. Государство без налогов не может существовать. Есть государство (княжество) – есть налоги (дань, подати). Просто, до середины XIII века налоги на Руси собирал лично князь, а в середине XIII века в княжествах появились должности сборщиков налогов – баскаков. Население, естественно, особой любви к ним не испытывало – налоговиков не любят и не любили в любой стране, при любой формации.

Теперь посмотрим, что творилось в Рязани в «добатыеву эпоху».

Сразу после убийства великого князя владимирского, Андрея Боголюбского, великий князь рязанский, Глеб (Святослав) Ростиславич, активно участвовал вместе с сыновьями Ростислава Юрьевича (старшего сына Юрия Долгорукого), Мстиславом и Ярополком, в захвате власти в Великом княжестве Владимирском. В битве на Колокше (под Владимиром!) коалиция Ростиславичей и рязанцев была разгромлена Всеволодом Юрьевичем, законно занявшим владимирский престол после смерти старшего брата, Михалко Юрьевича. В плен к владимирцам попали Глеб (Святослав) Ростиславич, его старший сын Роман, новгородский князь Мстислав Ростиславич. Смогли избежать плена Ингварь Святославич (Игорь Глебович) и Ярополк Ростиславич. Сразу после прибытия пленных во Владимире начались беспорядки - горожане начали требовать расправы над непрошенными гостями. По всей видимости, во время беспорядков был убит Глеб (Святослав). Такой вывод можно сделать из следующего сообщения летописи: «Князю же Всеволоду, благоверну и богобоязниву, не хотяше того створити, повеле всадити ихъ в порубъ людий деля, абы утишился мятежь, а по Ярополка посла глаголя рязанцемъ: «Вы имете нашего ворога, али иду к вамъ». Рязанци же, здумаша, рекуще: «Князь нашь и братья наши погыбли в чюжемъ князи». Ехавше в Вороножь, яша его сами и приведоша его в Володимерь и всадиша и ту же». Мстислав и Ярополк по требованию горожан были ослеплены, а Роман Глебович (Святославич) через два года был отпущен в Рязань, где занял великокняжеский престол. Через год «присластася Глебовича – Всеволодъ и Володимеръ (младшие братья Романа Глебовича – авт.) - ко Всеволоду Юргевичю, рекуще: «Ты господинъ, ты отець, брат наю старейший Романъ уймаеть волости у наю, слушая тестя своего Святослава, а к тобе крестъ целовалъ и переступилъ». Пришлось Всеволоду Юрьевичу улаживать конфликт между братьями Глебовичами (Святославичами).

В лето 6694 (1186) снова вспыхнула лютая вражда между ними: «…дьявол подстроил Романа, Игоря, Володимера на Всеволода и Святослава, на меншею брату, - и бысть крамола зла вельми. В Рязани брат брата искаше и убити…». Конфликт (с помощью военной силы) снова пришлось улаживать Всеволоду Юрьевичу – великому князю владимирскому, которого пригласили в Пронск для помощи Всеволод и Святослав (младшие братья).

В лето 6703 (1195) «преставися князь рязаньскый Игорь, сынъ Глебовъ». Игорь Глебович – это Ингварь Святославич – отец Ингваря, Юрия и Глеба Коломенского, известных нам по нашествию Батыя. Ингварь в 1235 году был свергнут с рязанского престола Юрием и восстановлен в великом княжении «Батыем» в 1237 году. Ехидный вопрос настоящим историкам: почему ханы выдавали ярлыки исключительно владимирцам, а великие князья рязанские этой процедуры благополучно избежали?

В лето 6715 (1207) умер участник конфликта 1186 года Всеволод Пронский (союзник Всеволода Юрьевича в том конфликте) и на престоле его сменил сын, Михаил (Кюр-Михаил). По-видимому, Всеволод Пронский был убит собственным сыном, так как в это же время начинается история с заговором рязанских князей (Романа и Святослава Глебовичей, Ингваря и Юрия Ингваревичей) против Всеволода Юрьевича. Заговор был раскрыт с помощью Давида Муромского, и Всеволод Юрьевич, арестовав рязанских князей – участников заговора, – двинулся в сторону Пронска. Михаил, испугавшись, убежал в Чернигов, хозяин которого Всеволод Чермный захватил престол в Киеве. На следующий год Кюр-Михаил «начаста воевати волость Всеволожю великаго князя около Москвы», но его войско было разбито Юрием Всеволодовичем, а Кюр-Михаил спасся бегством.

Все арестованные рязанские князья были освобождены Юрием Всеволодовичем сразу после смерти Всеволода Юрьевича в 1212 году.

В лето 6725 (1217) 20 июня на съезде рязанских князей в Исадах сыновьями Владимира Глебовича (Святославича), Глебом и Константином, были убиты шестеро рязанских князей:

- Изяслав (Олег) Владимирович – старший родной брат убийц;

- Кюр-Михаил Всеволодович – двоюродный брат;

- Святослав Глебович (Святославич) – дядя;

- Ростислав Святославич – двоюродный брат (сын Святослава Глебовича);

- Роман Ингваревич (Игоревич) - двоюродный брат;

- Глеб Ингваревич (Игоревич) Коломенский - двоюродный брат.

После этой резни у Глеба и Константина в живых осталось только два соперника: Ингварь Ингваревич и Юрий Ингваревич, сыновья Ингваря Святославича (Игоря Глебовича), которые по какой-то причине не явились на «мероприятие». В лето 6727 (1219) «безаконьный Глебъ Володимеричь приде со множством половець к Рязаню. И изиде противу имъ Инъгваръ съ своею братьею, и ступившимся обоимъ бишася крепко. И Божьею помощью и креста честнаго силою победи Инъгваръ злаго братоубиицю Глеба, и многы от половець избиша, а ины извязаша, а сам окаяньный вмале утече». Глеб бежал к половцам, где вскоре скончался. А Константин ушёл в Чернигов и в 1235 году помог Михаилу Черниговскому отобрать Галич у Даниила Галицкого.

Все признаки убийства присутствуют в событиях лета 6736 (1228): «Умре сынъ Давыдовъ муромьскаго (старший сын, Святослав – авт.), месяца априля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и сам Давыдъ муромскый в черньцих и в скиме».

В 1235 году Юрий Ингваревич отобрал власть у Ингваря, который ушёл в Чернигов, рядом с которым находились и Киев, где занимал престол Ярослав Всеволодович, и Переяславль Русский, в котором княжил Святослав Всеволодович.

Вновь обратимся к «Повести о разорении Рязани Батыем» - литературному источнику, написанному спустя три столетия, когда можно было приукрашивать события любыми гиперболами : «И услышал великий князь (Юрий Ингваревич) Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями». У Юрия Ингваревича к 1237 году остался в живых единственный брат, Ингварь Ингваревич, который с 1235 года стал его врагом. Давыд Муромский скончался в 1228 году, Глеб Коломенский был убит в 1217-м, а Всеволод Пронский умер (или был убит) 1207-м. Думаю, что «Батыю» не составило особого труда удалить всего лишь одного Юрия Ингваревича, о чём совершенно чётко говорится в Лаврентьевской летописи: «…придоша от всточьные страны на рязаньскую землю лесом безбожнии татари и почаша воевати Рязаньскую землю. И пленоваху и до Проньска, попленивше Рязань весь и пожгоша, и князя ихъ убиша».

Теперь немного посчитаем. Ингварь Святославич (Игорь Глебович) скончался в 1195 году. Сыновья его уже были взрослыми, следовательно, на момент кончины ему было не менее 40 лет. Нашествие Батыя состоялось спустя почти 43 года после его смерти. Получается, что матери Ингваря и Юрия в 1237 году было не менее восьмидесяти лет. Сомнительно, что она дожила до такого возраста. Следует также отметить, что на Руси обычно в случае смерти князя его княгиня (вдова) отправлялась в монастырь. Таким образом, Ингварь свою мать не убивал и не хоронил.

В лето 6713 (1205) в Польше погибает Роман Мстиславич – отец Даниила Галицкого, которого галичане назначают своим князем. «Слышав же се Олговичи вси, и поидоша г Кыеву. Рюрик же, слышавъ се, оже убьенъ бысть Романъ, иже бе и постриглъ, и смета с себе чернечьскые порты и седе Кыеве… Олговичи же придоша къ Днепру, Рюрикъ же выде противу ихъ. И целоваша крестъ Рюрикъ къ Олговичемъ, и Олговичи к Рюрику, како имъ поити всем к Галичю. Рюрикъ же поеха со Олговичи к Галичю», - князь киевский, Рюрик Ростиславич (из смоленской ветви Мономаховичей), узнав о смерти своего противника, Романа Мстиславича (из волынской ветви Мономаховичей), мигом сторговался с черниговскими князьями (Ольговичами) и коалиция отправилась завоёвывать «бесхозный» Галич. В этот раз поход закончился неудачно, но в следующем году черниговский князь, Всеволод Чермный, с помощью смоленских князей и половцев захватил и Галич, и Киев, а из Переяславля Русского изгнал Ярослава Всеволодовича за то, что тот попытался помочь галичанам отбиться: «Всеволодъ Чермный посла в Переяславль къ Ярославу Всеволодичю, река ему: «Поеди ис Переяславля къ отцю своему в Суждаль, а Галича не ищи подъ моею братьею. Пакы ли не поидешь добром, иду на тя ратью».

Как видим, русские князья, все, как на подбор, Рюриковичи, с упоением могли воевать друг с другом сегодня, а на следующий день - праздновать женитьбу сына одного князя на дочери другого. Но – если кто-то чужой захватывал даже кусочек какого-то владения Рюриковичей, то все князья мгновенно забывали о былых распрях и совместно выступали против «чужаков». Пример – битва с чингизидами на Калке. Тмутараканское княжество принадлежало Чернигову (т.е. Ольговичам), а на его защиту выступили и черниговцы, и смоляне, и галичане, и киевляне.

1.0x