Сообщество «Форум» 00:00 1 октября 2015

Мегамашина

Вот, например, обложка нового издания "Истории древнего мира" для 5 класса. Дискобол Мирона с "вставленным" в обрамление его тела Парфеноном, египетская пирамида Хеопса, портик с кариатидами храма Эрехтейон в Афинах… А рядом… вот что это за фигура в нижнем левом углу? Никак, одна из статуй моаи с острова Пасхи, которые, согласно оценкам ученых, создавались в XIII-XVI веках нашей эры? Они-то какое отношение имеют к древнему миру и к его истории? Они бы еще гоночный автомобиль нарисовали!

Наступила осень. Наши дети пошли в школу. Получили новые учебники. Учатся по ним. А мы, родители, порой смотрим на эти учебники — и ничего не можем понять. Вот, например, обложка нового издания "Истории древнего мира" для 5 класса. Авторы — Вигасин А. А., Годер Г. И. и Свенцицкая И. С. Под редакцией Искендерова А. А. (члена-корреспондента РАН, кстати). Выпущено в свет издательством "Просвещение" тиражом в 100 тысяч экземпляров в 2014 году. Учебник одобрен Российской академией наук и Российской академией образования, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Вы понимаете? Дискобол Мирона с "вставленным" в обрамление его тела Парфеноном, египетская пирамида Хеопса, портик с кариатидами храма Эрехтейон в Афинах… А рядом… вот что это за фигура в нижнем левом углу? Никак, одна из статуй моаи с острова Пасхи, которые, согласно оценкам ученых, создавались в XIII-XVI веках нашей эры? Они-то какое отношение имеют к древнему миру и к его истории? Они бы еще гоночный автомобиль нарисовали!

Скажете, мелочь, ерунда? Но ведь из таких мелочей "по кирпичику" складывается человеческая личность, а из личностей — общество. Что, ни авторы учебника, ни многочисленный коллектив издательства "Просвещение", ни высоколобые академики сразу из двух наших главных академий — просто "не увидели" очередного "телепузика" и не поправили художника Л.М.Гольдберга, который значится автором этой обложки, которая копируется и в рабочих тетрадях, и в методических пособиях — везде и всюду? Детей-то наших за что вы так, господа хорошие? Они ведь и без того живут под страшным гнётом "мозаичного", "клипового" интернета и телевидения, — а тут еще и школа в вашем лице добавляет безумия… Тогда о чем вообще мы говорим: о какой культуре, о каком развитии? Одна только "вселенская смазь", тотальное "электронное" одичание… А потом еще удивляемся, почему это на биллбордах и плакатах ко Дню Победы сплошняком — немецкие танки и самолёты…

В предыдущих изданиях учебника раздел об истории возникновения и социальной роли христианства в изложении Г.И.Гольдера вообще "иллюстрировался" картинкой со специальным пояснением для учеников ("Древняя карикатура на христиан. их враги говорили, что будто бы христиане почитают бога с головой осла"). Историю ислама, наверное, при желании тоже можно "иллюстрировать" карикатурами из Charlie Ebdo — и не убеждайте меня, что этого делать нельзя, поскольку анахронизм, неисторично и так далее. А моаи в истории древнего мира — это исторично, это не анахронизм?.. Тут важно только начАть — и процесс пойдёт…

Судя по всему, не за горами и появление — со всеми штампами соответствующих академий, министерств и ведомств — и таких вот "учебников", которые пока еще — пока еще! — проходят по разряду "антиутопий"…

1.0x