Биография Александра Петрова:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров,_Александр_Александрович_(писатель)
Приближается годовщина с момента выхода Майского 2018 года Указа Президента РФ, в котором были поставлены задачи по достижению важнейших показателей социально – экономического развития страны на период до следующих выборов в 2024 году. Как Вы оцениваете ход их выполнения?
В Указах имеется большое число рубежей , которые страна должна достигнуть к 2024 году. Например, увеличение продолжительности жизни, уровень заболеваемости и др. Поэтому через год нельзя давать оценку динамике их роста. Но есть ряд базовых показателей, их достижение абсолютно необходимо уже в первые годы. Это связано с тем, что они предопределяют возможность выполнения всех остальных показателей, приведенных в Указе. Речь идет об обеспечении провозглашенных Указами темпов увеличения ВВП, роста производительности труда, объемов строительства жилья.
Цифры говорят сами за себя. Указы ставят задачу выйти на темпы роста ВВП превышающие мировые. Мир развивается с темпами роста ВВП в 3,3 %. Значит, Россия должна выйти на темпы в 4 -5 %. По итогам 2018 года ВВП страны увеличился на 1,7%, после уточнения ведомствами рост удалось дотянуть до 2,3%. По 2019 году долго велись дискуссии. Минэкономразвития прогнозировало рост в 1,7%, мировой банк развития - 1,4%. По факту рост за 1–ый квартал в годовом исчислении составил 0,5%.
Относительно роста производительности труда трудно найти информацию в открытых источниках, но простейшие подсчеты показывают, что ситуация здесь не менее сложная. Указ как – то странно ставит задачу - обеспечить ежегодный рост производительности труда на малых и средних предприятиях на 5%. Что же касается наших ведущих корпораций, то непонятно, почему они не получили задание от Президента. По производительности труда они уступают своим западным конкурентам более чем в 5 раз. По России нет официальной информации и о фактических показателях 2018 года и прогнозных по 2019. Но простейшие расчеты показывают, что темпы роста ПТ близки к 0.
При этом известно, что реальная заработная плата в стране в 2017 году упала по сравнению с 2013 годом на 12,1%. Рост уровня зарплаты опосредованно влияет на темпы роста строительства жилья. Указом предусмотрено, что страна должна выйти на строительство жилья в объеме 120 млн. кв. метров. Эта цифра возникла, исходя из того, что Национальная программа жилья предусматривала ввод жилья в 2018 году в объеме 86 млн. кв. м. Фактически введено 79 млн. кв. м. При этом по Московскому региону существенно возросло количество неликвидного жилья, а по стране - обманутых дольщиков. По состоянию на 1.01.2019 их число превысило 30 тыс. Пришлось срочно принимать закон об изменении порядка финансирования этой сферы.
Какой же Вы видите выход из этой ситуации?
Разрешите, до ответа на этот вопрос я изложу свои наблюдения относительно характера реагирования Правительства на данные проблемы. Для финансирования целевых программ в условиях отсутствия роста экономики их разработчикам необходимо было бы задуматься о перераспределении доходов между различными категориями населения. Возможны несколько основных вариантов. Часть доходов наиболее высокооплачиваемой категории населения можно было бы перераспределить в пользу малоимущего и среднего класса. Эта задача может быть решена с помощью упорядочивания зарплаты топ менеджеров, введения прогрессивного налога на сверхдоходы физических лиц, введения прогрессивного налога на наследство, направление сверхдоходов на развитие производства с высокооплачиваемыми рабочими местами. Это практика ведущих стран мира. Ее решение назрело и в России. Оно позволило бы снизить социальное неравенство, повысить ответственность лидеров бизнеса за рост эффективности производства, ограничить демонстративное приобретение ими объектов роскоши, ограничить вывоз из страны капитала. Но после выборов Президента Правительство пошло другим путем. Его действия были направлены на ущемление интересов трудящихся: повышение цен на газ и коммунальные услуги, пенсионная реформа, повышение цен на бензин, увеличение ставки НДС, введение налога на незарегистрированных работников сферы услуг, введение социальных норм потребления электроэнергии. На первый взгляд поражает политическая близорукость. Указы направлены на рост качества жизни граждан России в ближайшие шесть лет. Но в связи с дефицитом средств на их выполнение предлагается средним и низкооплачиваемым категориям населения «затянуть пояса потуже» сегодня. И это осуществляется на фоне роста вывоза капитала из страны, бесконтрольного, хищного экспорта леса, морепродуктов и других ресурсов. Экономические основания для мер принятых и рекомендуемых Правительством имеются, но почему мы должны отдавать им приоритет. Разве они помогут нам выйти из стагнации экономики, разве они снизят социальное неравенство. Где логика, где справедливость? Можно лишь предположить, что Правительство хорошо проинформировано о критическом отношении к его политике большей части населения. Урезание в этих условиях доходов высокооплачиваемых граждан может привести к их действиям по сплочению всех общественных групп. То есть у Правительства, вследствие высокой динамики имущественного расслоения в условиях многолетнего отсутствия роста ВВП, нет возможностей для успешного маневра. Из двух зол оно на свой взгляд выбирает меньшее.
Вы считаете, что введением прогрессивного налогообложения страна обеспечит выполнение майского Указа?
Нет, я так не считаю. Бизнесмен, это - гражданин России, от характера его служения стране зависит рост ВВП. Вы знаете, что размер налога в ведущих странах мира на сверхвысокие доходы превышает 50%. Мы не должны поддаваться диктату бизнесменов и топ менеджеров крупных корпораций, но заботиться об их дееспособности обязаны. Поэтому программу поэтапного наращивания прогрессивного налога в России целесообразно внедрять уже в 2020 году , но выходить на параметры Запада не менее, чем за последующие 10 лет. При этом необходимо усовершенствовать налоговую систему США и ЕС, определить предельный уровень налогов для различных сфер деятельности. Например, для ученого, инженера - изобретателя, врача , получающих сверхдоходы, он может быть ограничен 30%, тогда как для представителей шоу бизнеса, финансовых брокеров и др он может достигать 50%. Но момент для внедрения прогрессивной шкалы оптимален. Связка его с Указами, позволит получить дополнительные средства и существенно повысить авторитет Правительства.
Тогда что же Вы предлагаете для обеспечения выполнения майского 2018 года Указа?
Прежде чем отвечать на Ваш вопрос хотел бы задать встречный: « Насколько эта тема актуальна для руководства страны. Есть ли острая необходимость их выполнять». Объясню причины подобных вопросов. В мае 2012 годы Президент страны также выпустил серию Указов. О них в первые годы много говорили, писали. Но потом внимание ослабло. Результат их выполнения можно посмотреть по Табл.1
|
Табл.1. Итоги выполнения основных показателей « майских» 2012 года Указов Президента РФ.
|
Данные достаточно убедительно показывают, что важнейшие показатели Указов 2012 года не были выполнены. Руководство страны уходило от публичного обсуждения итогов. Его позиция проста: «И без объяснений причины ясны – санкции за Крым и Донбасс, падение цен на нефть на 32%, оказание поддержки Сирии». Но указанные выше оправдания необъективны. Темпы роста ВВП России приблизились к нулю за два года до приведенных событий. При этом весь мир и в условиях изменившихся цен на нефть продолжал наращивать ВВП с темпом в 3, 3 %, обогнав Россию на 18,87 % пунктов ( Рис1)
двойной клик - редактировать изображение
Рис 1. Накопленный рост (падение) ВВП за период 2013 – 2018 годы
Отказ В. Путина от дискуссий с другими кандидатами в Президенты весной 2018 года позволил ему не отчитываться вообще за выполнение Указов. Новую избирательную кампанию он начал «с чистого листа». Это рукотворная особенность нашей политической системы. Опыт учит, что главными обязанностями Президента в демократической стране являются: повышение обороноспособности страны, ликвидация коррупции, формирование реальной политической конкуренции. В. Путин настолько блестяще решил первую задачу, что народ не стал «мелочиться» - предъявлять ему претензии по возрастанию масштабов коррупции и практически полной ликвидации политической конкуренции. Раз так, нам может быть не обязательно заниматься Указами 2018. В 2024 году проскочим еще раз без серьезных социальных волнений.
Полагаю, что, если у нас сохраняться столь низкие темпы роста производительности труда и ВВП, то окажутся невыполненными не только Указы Президента, но и важнейшие задачи повышения обороноспособности страны. Вслед за экономическим наш политический вес на мировой арене существенно снизится. В условиях падения доходов населения характер выборов 2024 года может быть совершенно иным.
Я полностью разделяю Ваше мнение. Считаю, что Указы 2018 года ставят перед страной судьбоносные задачи, они должны стать движителями экономики России. При этом, несмотря на явный срыв в их выполнении, растерянность Правительства, брюзжание скептиков и злорадство политических недоброжелателей, считаю, что у страны есть все возможности их выполнить. Здесь я подхожу к ответу на Ваш вопрос: « Что нужно сделать?». Отвечаю кратко: « Обеспечить темпы роста ВВП на уровне более 5 % в год, упорядочить его распределение и использование».
Либеральные идеологи связывают решение этих задач с расширением масштабов приватизации, большим комплексом социальных реформ, значительным увеличением средств на образование. Вы поддерживаете эту точку зрения.
Подобные лозунги и требования выигрышно звучат для оппозиционных политиков, но для общества в их толковании они вредны. Телега ставится впереди лошади: давайте проводить реформы, они неизбежно приведут к росту ВВП. Это дубль 1992 года: « Поди туда – не знаю куда». Нет ясности по характеру реформ и срокам их положительного воздействия на рост ВВП. Дополнительные средства на образование в условиях стагнации ВВП необходимо будет изыскивать за счет урезания других статей бюджета. Но эти затраты станут бросовыми . По результатам реформ молодежь должна получить новые знания о высокотехнологичных производствах и получить на них рабочие места. Но сможем ли мы для решения этих задач найти преподавателей, если наша академическая и отраслевая наука разорены, а большинство наукоемких отраслей влачат жалкое существование. Поэтому развитие производства и отраслевой науки, выход на этой основе на высокие темпы роста ВВП являются главнейшими задачами, решение которых должно дать средства и специалистов для прогресса в других областях общественной жизни, включая образование. При этом выход на высокие темпы прироста ВВП на начальном этапе должен быть обеспечен в большей степени за счет ликвидации коррупции, устранения всех форм фальши в сфере управления и, прежде всего, в области распределения природной ренты. Решение всего лишь этих двух задач даст мультипликационный эффект роста эффективности. Для этого следует.
1. Повысить уровень управления финансовой системы страны, устранить воровство в банковской сфере, минимизировать вывоз из страны капитала, снизить расценки на банковские услуги, повысить ответственность банков за темпы роста промышленного производства ;
2. Перестроить существенным образом инвестиционный процесс, сократить капиталовложения в ТЭК, в Москву и Московскую область, переориентировав ресурсы на программы модернизации с короткими сроками окупаемости, дающими существенный прирост производительности труда и количества высокотехнологичных рабочих мест в обрабатывающих отраслях;
3. Поэтапно ликвидировать, внедрением мероприятий по пункту 2, пятикратную разницу в размере заработной платы работников банковской сферы и отраслей ТЭК против работников обрабатывающих отрасле, сельского хозяйства. Связать размеры зарплаты во всех отраслях с темпами роста производительности труда, снизить заработную плату топ менеджеров ведущих банков и компаний до оптимального уровня.
4. Привести в соответствие таможенную и налоговую систему с мерами указанными в пунктах 1-3.