ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
МАЙ 2017: БЕССМЕРТНЫЙ РАДИНСКИЙ ГИМН
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнув в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой.
«Братский союз и свобода» -
Вот наш девиз боевой!
Долго в цепях нас держали,
Долго нас голод томил,
Черные дни миновали,
Час искупленья пробил!
Время за дело приняться,
В бой поспешим поскорей,
Нашей ли рати бояться
Призрачной силы царей?
Всё, чем держатся их троны, -
Дело рабочей руки…
Сами набьём мы патроны,
К ружьям привинтим штыки.
Свергнем могучей рукою
Гнёт роковой навсегдпа
И водрузим над землёю
Красное знамя труда!
Снова я слышу родную «Лучину».
Сколько в ней горя, страданий и слез, -
Видно, свою вековую кручину
Пахарь в неё перенёс.
Сидя за прялкой, в осеннюю вьюгу,
Пела, быть может, крестьянка в тиши
И поверяла той песне, как другу,
Жгучую скорбь наболевшей души…
Полно! Довольно про горе ты пела…
Прочь этот грустный, унылый напев,
Надо, чтоб песня отвагой гремела,
В сердце будила спасительный гнев!
Зреет в народе могучая сила,
Край наш стоит на широком пути,
То, что страдалица-мать выносила,
Сын-богатырь не захочет снести.
Мысли живой не задушит в нем голод,
Сил молодых не надломит борьба.
Смело возьмет он тяжелый свой молот
И разобьет им оковы раба…
В контексте истории освободительного движения в России «сгиба эпох»,
рубежа Х1Х – ХХ столетий скромное, но заметное место принадлежит автору знаменитой песни «Смело, товарищи, в ногу».
Философско-педагогические воззрения Радина - воззрения человеколюбца, гуманиста, верящего в созидательные возможности человеческой личности, творческой индивидуальности. Одному из своих сочинений Радин предпослал эпиграф из «Вопросов жизни» великого русского ученого-гуманиста Николая Ивановича Пирогова:
« - К чему вы готовите вашего сына? - спросил меня кто-то.
- Быть человеком, - ответил я».
……………………………………………………………..
……………………………………………………………………….
Радин Леонид Петрович (1860 - 1900), выдающийся общественный деятель,
талантливый поэт, литературный критик, просветитель. Родился 9 (21) августа
1860 в городе Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.).
У Радиных было маленькое имение в селе Денисовке под Раненбургом.
Здесь рождались его первые лирические строки. Воспоминания о родном крае
одухотворяли его поэтические образы:
Краевед А.С.Курков сообщает о том, что обучавшийся в московской
частной гимназии Леонид Радин, отдыхая на каникулах в Денисовке,
бывал в селе Мураевке (за двадцать вёрст), где было поселение народников.
Жизненный и творческий путь Радина обстоятельно исследован
Алексеем Федоровичем Мартыновым. В разные годы появились статьи,
эссе, заметки о замечательном человеке (В.Бонч-Бруевич, Ю.Конарский,
В.Куриленко, И.Машинский, Б.Дмитриев, Е.Гиппиус, П.Ширяева,
Б.Комановский, Н.Гусев, А.Курков, В.Шахов).
… Cмелей, друзья, идем вперед…
Cмелей, друзья, идем вперед,
Будя в сердцах живое пламя,
И наше дело не умрет.
Не сломят бури наше знамя!
Победы уж недолго ждать,
Проснулась мысль среди рабочих,
И зреет молодая рать
В немой тиши зловещей ночи.
Она созреет... И тогда,
Стряхнув, как сон, свои оковы,
Под красным знаменем труда
Проснется Русь для жизни новой.
………………………………………………………………………………..
…Липецкий институт усовершенствования учителей выпустил в 1988-ом книгу
А.Ф.Мартынова «Радин Леонид Петрович. Архивные документы и материалы
(в помощь учителям и студентам). Научный редактор проф. В.В.Шахов».Среди
уникальных документов - метрическое свидетельство «прихода города
Раненбурга Вознесенской церкви».По метрикам города Раненбурга за 1860 год
значилось ( под № 38 ) значилось: «коломенский мещанин Пётр Степанов Радин
и законная жена его Зоя Григорьевна, православные, у них сын Леонид, рожден
девятого, крещен 11-го августа».Аттестат зрелости обучавшегося семь лет в
Московской частной гимназии Л.И.Поливанова свидетельствует о сыне купца
первой гильдии из Раненбурга: «…на основании наблюдений за все время
обучения… поведение его вообще было отличное, исправность в посещении и
приготовлении уроков, а также в исполнении письменных работ хорошая, прилежание
постоянное и любознательность хорошая» .На выпускных испытаниях Леонид
обнаружил отличные знания по закону Божию, русскому языку и словесности,
логике, истории, географии, физике, космографии, французскому языку. Хорошие
оценки он получил по математике, латинскому, греческому. В аттестате лишь
одна оценка « 3» - по немецкому языку.
Архивные документы раскрывают нам малоизвестные страницы сложной и
противоречивой жизни «раненбургского купеческого сына Леонида Петровича
Радина. Прошение ректору Московского университета г-ну Тихонравову.
Свидетельство о принятии Л.П.Радина в число студентов Московского университета. Прошение ректору С.-Петербургского университета…
* * *
…Семья Радиных. Мать Зоя Григорьевна, образованная, культурная женщина, всячески развивала незаурядные способности сына: учила его французскому языку, игре на фортепьяно. Много читала с ним. Восьмилетнего мальчугана выделяли учителя, когда
он пошёл в школу, за любознательность и сообразительность.
Позднее в «Простом слове о мудрёной науке» Л. Радин вспомнит своё детство и отрочество; задушевные строки посвятит он своей учительнице, которая «больно
занятно» живописала о разных вероятно-невероятных «материях». К ней прибегал
он после уроков, она разрешала ему читать книги из её личной библиотечки.
В вопросах воспитания и образования свою супругу Зою Григорьевну поддерживал
Пётр Степанович, который, кстати сказать, был инициатором открытия в 1870 году
Раненбургского женского училища.
Обучение Леониду пришлось несколько раз прерывать: смерть отца, сестры, матери;
заботы о воспитании младшего брата Евгения. Добрым и верным спутником жизни
для него стала Надежда Дмитриевна Гусева, учительница Раненбургской женской школы.
Университетские годы… Круг единомышленников… Полемика о вопросах наиглавнейших… «Леонид Петрович воодушевлялся, становился неузнаваемым, он
не мямлил, как обыкновенно при разговоре, речь текла плавно и смело, сверкая богатыми
обобщениями. При этих беседах присутствовало много курсисток-землячек и здесь они
из разговора черпали больше, чем из лекций профессоров» (свидетельство современника).
* * *
…Семейные невзгоды: тяжело болеет и умирает жена. Почти нет условий
для научной работы, но Леонид Петрович - в творческом поиске. Он изобрёл
оригинальные весы - точные, чувствительные, весьма простые по конструкции.
Журнал «Научное обозрение» (1894, №№ 38 и 48, с.1212-1214 и 1530) дал их
описание и чертеж.Радиным найден способ производства искусственного коньяка.
Ему принадлежат рецепты нескольких принципиально новых красок. Практики
и теоретики в области сельского хозяйства заинтересовались его исследованием
«Об относительном сельскохозяйственном значении винокуренного, дрожжевого и крахмального производства» (1890). Научно-практическое значение имела его
статья «О кормовом значении барды».
А.Ф.Мартынов приводит высказывание одного из современников Радина:
«В другой стране этот обширный ум, ум ученого и изобретателя, разгорелся бы
ярким пламенем, которое освещает тёмный и тернистый путь прогрессу; - у нас,
в душной атмосфере, его гений потух в чаду и копоти».
По его собственным признаниям, Радину довелось много передумать и
перечувствовать о тёмных сторонах народного быта»; он мечтал о «царстве
свободы», думал о «хорошей и честной цели».
………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
Изданной в 1898-ом брошюре о педагогическом наследии Белинского Радин
предпослал эпиграфом добролюбовские строки:
И мертвый жив - он между нами -
И плачет горькими слезами
О поколеньи молодом,
Святую веру потерявшем,
Холодном, черством и немом,
Перед борьбой позорно павшем…
……………………………………………………………………………………………………
Исследователям ещё предстоит осмыслить оригинальные философско-педагогические воззрения Радина. В этом плане примечательны его «Мысли Белинского о воспитании. К пятидесятилентию со дня его смерти (1848 - 1898). СПб.,1898.Заслуживают современного прочтения радинские «Основные вопросы воспитания по сочинениям Пирогова».СПб., 1899.
В 1895-ом в Москве под псевдонимом ЯКОВ ПАСЫНКОВ увидело свет его «Простое слово
о мудреной науке ( начатки химии )». Радин популяризирует материалистические воззрения. говорит о «законе неуничтожимости вещества», «законе неуничтожимости движения», о бесконечности форм движения материи («Трудно себе и представить все те перемещения, которые испытывают простые тела в бесконечном круговороте в природе»). Радин настаивает на необходимости учиться разным наукам, ибо наука«учит человека думать и понимать не только
то, что творится кругом в природе, но и то, что делается в повседневной жизни. А понимать это людям едва ли не важнее и полезнее, чем быть знакомым с главными явлениями природы. Ведь когда люди научатся понимать как следует свои
интересы и будут жить в мире. любви и согласии друг с другом, тогда и сама
наука будет приносить в тысячу раз больше пользы, чем она приносит теперь».
Философско-педагогические воззрения Радина - воззрения человеколюбца, гуманиста, верящего в созидательные возможности человеческой личности, творческой индивидуальности. Одному из своих сочинений Радин предпослал эпиграф из «Вопросов жизни» великого русского ученого-гуманиста Николая Ивановича Пирогова:
« - К чему вы готовите вашего сына? - спросил меня кто-то.
- Быть человеком, - ответил я».
**************************************************************************
…Революционер-профессионал. Революционную деятельность начал как
народник-пропагандист. Поработал сельским учителем. В конце 80-х годов порвал с народничеством. В 90-х годах – один из видных марксистов. Популярностьюь пользовались его брошюры "Яков Пасынков", "Простое слово
о мудреной науке". В 1914-ом газета "Путь правды" напечатала воспоминания
о нем В. Д. Бонч-Бруевича.
Созданные Кржижановским и Радиным песни из тюрем, пересыльных этапов,
из ссылки вскоре «ушли в народ». Прогрессивная печать (особенно в годы первой революции) констатировала в своих обзорах
необычайную их популярность в рабочей среде. Практически во всех сборниках
песен борьбы, изданных до Октябрьской социалистической революции, помещались радинские «духоподъёмные» тексты. В 1905-ом они включены в сборник "Перед рассветом" (опубликованный издательством "Искра". Они включались также в нелегальный сборник "Песни революции". Заметим кстати, что сборник этот (вместе с "Солдатской газетой") распространял в 1908-ом Владимир Маяковский. В 1917-ом, в канун Октябрьской революции, газета "Правда» перепечатала эти песни на своих страница