Сообщество «Учебный космос России» 03:48 1 мая 2017

Май 2017: бессмертный радинский гимн

"Липецкий Вестник" Дистанционная газета № 5 МТОДУЗ (Москва - Троицк)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

МАЙ 2017: БЕССМЕРТНЫЙ РАДИНСКИЙ ГИМН

Смело, товарищи, в ногу!

Духом окрепнув в борьбе,

В царство свободы дорогу

Грудью проложим себе.

Вышли мы все из народа,

Дети семьи трудовой.

«Братский союз и свобода» -

Вот наш девиз боевой!

Долго в цепях нас держали,

Долго нас голод томил,

Черные дни миновали,

Час искупленья пробил!

Время за дело приняться,

В бой поспешим поскорей,

Нашей ли рати бояться

Призрачной силы царей?

Всё, чем держатся их троны, -

Дело рабочей руки…

Сами набьём мы патроны,

К ружьям привинтим штыки.

Свергнем могучей рукою

Гнёт роковой навсегдпа

И водрузим над землёю

Красное знамя труда!

Снова я слышу родную «Лучину».

Сколько в ней горя, страданий и слез, -

Видно, свою вековую кручину

Пахарь в неё перенёс.

Сидя за прялкой, в осеннюю вьюгу,

Пела, быть может, крестьянка в тиши

И поверяла той песне, как другу,

Жгучую скорбь наболевшей души…

Полно! Довольно про горе ты пела…

Прочь этот грустный, унылый напев,

Надо, чтоб песня отвагой гремела,

В сердце будила спасительный гнев!

Зреет в народе могучая сила,

Край наш стоит на широком пути,

То, что страдалица-мать выносила,

Сын-богатырь не захочет снести.

Мысли живой не задушит в нем голод,

Сил молодых не надломит борьба.

Смело возьмет он тяжелый свой молот

И разобьет им оковы раба…

В контексте истории освободительного движения в России «сгиба эпох»,

рубежа Х1Х – ХХ столетий скромное, но заметное место принадлежит автору знаменитой песни «Смело, товарищи, в ногу».

Философско-педагогические воззрения Радина - воззрения человеколюбца, гуманиста, верящего в созидательные возможности человеческой личности, творческой индивидуальности. Одному из своих сочинений Радин предпослал эпиграф из «Вопросов жизни» великого русского ученого-гуманиста Николая Ивановича Пирогова:

« - К чему вы готовите вашего сына? - спросил меня кто-то.

- Быть человеком, - ответил я».

……………………………………………………………..

……………………………………………………………………….

Радин Леонид Петрович (1860 - 1900), выдающийся общественный деятель,

талантливый поэт, литературный критик, просветитель. Родился 9 (21) августа

1860 в городе Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.).

У Радиных было маленькое имение в селе Денисовке под Раненбургом.

Здесь рождались его первые лирические строки. Воспоминания о родном крае

одухотворяли его поэтические образы:

Краевед А.С.Курков сообщает о том, что обучавшийся в московской

частной гимназии Леонид Радин, отдыхая на каникулах в Денисовке,

бывал в селе Мураевке (за двадцать вёрст), где было поселение народников.

Жизненный и творческий путь Радина обстоятельно исследован

Алексеем Федоровичем Мартыновым. В разные годы появились статьи,

эссе, заметки о замечательном человеке (В.Бонч-Бруевич, Ю.Конарский,

В.Куриленко, И.Машинский, Б.Дмитриев, Е.Гиппиус, П.Ширяева,

Б.Комановский, Н.Гусев, А.Курков, В.Шахов).

Cмелей, друзья, идем вперед…

Cмелей, друзья, идем вперед,

Будя в сердцах живое пламя,

И наше дело не умрет.

Не сломят бури наше знамя!

Победы уж недолго ждать,

Проснулась мысль среди рабочих,

И зреет молодая рать

В немой тиши зловещей ночи.

Она созреет... И тогда,

Стряхнув, как сон, свои оковы,

Под красным знаменем труда

Проснется Русь для жизни новой.

………………………………………………………………………………..

…Липецкий институт усовершенствования учителей выпустил в 1988-ом книгу

А.Ф.Мартынова «Радин Леонид Петрович. Архивные документы и материалы

(в помощь учителям и студентам). Научный редактор проф. В.В.Шахов».Среди

уникальных документов - метрическое свидетельство «прихода города

Раненбурга Вознесенской церкви».По метрикам города Раненбурга за 1860 год

значилось ( под № 38 ) значилось: «коломенский мещанин Пётр Степанов Радин

и законная жена его Зоя Григорьевна, православные, у них сын Леонид, рожден

девятого, крещен 11-го августа».Аттестат зрелости обучавшегося семь лет в

Московской частной гимназии Л.И.Поливанова свидетельствует о сыне купца

первой гильдии из Раненбурга: «…на основании наблюдений за все время

обучения… поведение его вообще было отличное, исправность в посещении и

приготовлении уроков, а также в исполнении письменных работ хорошая, прилежание

постоянное и любознательность хорошая» .На выпускных испытаниях Леонид

обнаружил отличные знания по закону Божию, русскому языку и словесности,

логике, истории, географии, физике, космографии, французскому языку. Хорошие

оценки он получил по математике, латинскому, греческому. В аттестате лишь

одна оценка « 3» - по немецкому языку.

Архивные документы раскрывают нам малоизвестные страницы сложной и

противоречивой жизни «раненбургского купеческого сына Леонида Петровича

Радина. Прошение ректору Московского университета г-ну Тихонравову.

Свидетельство о принятии Л.П.Радина в число студентов Московского университета. Прошение ректору С.-Петербургского университета…

* * *

…Семья Радиных. Мать Зоя Григорьевна, образованная, культурная женщина, всячески развивала незаурядные способности сына: учила его французскому языку, игре на фортепьяно. Много читала с ним. Восьмилетнего мальчугана выделяли учителя, когда

он пошёл в школу, за любознательность и сообразительность.

Позднее в «Простом слове о мудрёной науке» Л. Радин вспомнит своё детство и отрочество; задушевные строки посвятит он своей учительнице, которая «больно

занятно» живописала о разных вероятно-невероятных «материях». К ней прибегал

он после уроков, она разрешала ему читать книги из её личной библиотечки.

В вопросах воспитания и образования свою супругу Зою Григорьевну поддерживал

Пётр Степанович, который, кстати сказать, был инициатором открытия в 1870 году

Раненбургского женского училища.

Обучение Леониду пришлось несколько раз прерывать: смерть отца, сестры, матери;

заботы о воспитании младшего брата Евгения. Добрым и верным спутником жизни

для него стала Надежда Дмитриевна Гусева, учительница Раненбургской женской школы.

Университетские годы… Круг единомышленников… Полемика о вопросах наиглавнейших… «Леонид Петрович воодушевлялся, становился неузнаваемым, он

не мямлил, как обыкновенно при разговоре, речь текла плавно и смело, сверкая богатыми

обобщениями. При этих беседах присутствовало много курсисток-землячек и здесь они

из разговора черпали больше, чем из лекций профессоров» (свидетельство современника).

* * *

…Семейные невзгоды: тяжело болеет и умирает жена. Почти нет условий

для научной работы, но Леонид Петрович - в творческом поиске. Он изобрёл

оригинальные весы - точные, чувствительные, весьма простые по конструкции.

Журнал «Научное обозрение» (1894, №№ 38 и 48, с.1212-1214 и 1530) дал их

описание и чертеж.Радиным найден способ производства искусственного коньяка.

Ему принадлежат рецепты нескольких принципиально новых красок. Практики

и теоретики в области сельского хозяйства заинтересовались его исследованием

«Об относительном сельскохозяйственном значении винокуренного, дрожжевого и крахмального производства» (1890). Научно-практическое значение имела его

статья «О кормовом значении барды».

А.Ф.Мартынов приводит высказывание одного из современников Радина:

«В другой стране этот обширный ум, ум ученого и изобретателя, разгорелся бы

ярким пламенем, которое освещает тёмный и тернистый путь прогрессу; - у нас,

в душной атмосфере, его гений потух в чаду и копоти».

По его собственным признаниям, Радину довелось много передумать и

перечувствовать о тёмных сторонах народного быта»; он мечтал о «царстве

свободы», думал о «хорошей и честной цели».

………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Изданной в 1898-ом брошюре о педагогическом наследии Белинского Радин

предпослал эпиграфом добролюбовские строки:

И мертвый жив - он между нами -

И плачет горькими слезами

О поколеньи молодом,

Святую веру потерявшем,

Холодном, черством и немом,

Перед борьбой позорно павшем…

……………………………………………………………………………………………………

Исследователям ещё предстоит осмыслить оригинальные философско-педагогические воззрения Радина. В этом плане примечательны его «Мысли Белинского о воспитании. К пятидесятилентию со дня его смерти (1848 - 1898). СПб.,1898.Заслуживают современного прочтения радинские «Основные вопросы воспитания по сочинениям Пирогова».СПб., 1899.

В 1895-ом в Москве под псевдонимом ЯКОВ ПАСЫНКОВ увидело свет его «Простое слово

о мудреной науке ( начатки химии )». Радин популяризирует материалистические воззрения. говорит о «законе неуничтожимости вещества», «законе неуничтожимости движения», о бесконечности форм движения материи («Трудно себе и представить все те перемещения, которые испытывают простые тела в бесконечном круговороте в природе»). Радин настаивает на необходимости учиться разным наукам, ибо наука«учит человека думать и понимать не только

то, что творится кругом в природе, но и то, что делается в повседневной жизни. А понимать это людям едва ли не важнее и полезнее, чем быть знакомым с главными явлениями природы. Ведь когда люди научатся понимать как следует свои

интересы и будут жить в мире. любви и согласии друг с другом, тогда и сама

наука будет приносить в тысячу раз больше пользы, чем она приносит теперь».

Философско-педагогические воззрения Радина - воззрения человеколюбца, гуманиста, верящего в созидательные возможности человеческой личности, творческой индивидуальности. Одному из своих сочинений Радин предпослал эпиграф из «Вопросов жизни» великого русского ученого-гуманиста Николая Ивановича Пирогова:

« - К чему вы готовите вашего сына? - спросил меня кто-то.

- Быть человеком, - ответил я».

**************************************************************************

 …Революционер-профессионал. Революционную деятельность начал как
народник-пропагандист. Поработал сельским учителем. В конце 80-х годов порвал с народничеством. В 90-х годах – один из видных марксистов. Популярностьюь пользовались его брошюры "Яков Пасынков", "Простое слово 
о мудреной науке". В 1914-ом газета "Путь правды" напечатала воспоминания 
о нем В. Д. Бонч-Бруевича.
 
 Созданные Кржижановским и Радиным песни из тюрем, пересыльных этапов,
из ссылки вскоре «ушли в народ». Прогрессивная печать (особенно в годы первой революции) констатировала в своих обзорах
необычайную их популярность в рабочей среде. Практически во всех сборниках
песен борьбы, изданных до Октябрьской социалистической революции, помещались радинские «духоподъёмные» тексты. В 1905-ом они включены в сборник "Перед рассветом" (опубликованный издательством "Искра". Они включались также в нелегальный сборник "Песни революции". Заметим кстати, что сборник этот (вместе с "Солдатской газетой") распространял в 1908-ом Владимир Маяковский. В 1917-ом, в канун Октябрьской революции, газета "Правда» перепечатала эти песни на своих страница
1.0x