Авторский блог Алексей Анпилогов 12:18 4 июня 2019

Люди или машины?

Дзержинск — ещё одна «обычная» техногенная авария

1 июня 2019 года на заводе «Кристалл» в городе Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Согласно предварительным данным, в цехе по производству тротила были нарушены правила технической безопасности. По уточнённым данным, пострадавшими числятся 116 человек — к счастью, на этот раз обошлось без человеческих жертв. Из-за взрывов были повреждены окна в 789 зданиях, нарушена подача электроэнергии в 687 жилых домах, где проживают около двух тысяч человек.

Трагедия в Дзержинске — ещё одна «обычная» техногенная авария. Таких, к сожалению, у нас происходит по-прежнему немало — при однозначном снижении числа катастроф. Разница между аварией и катастрофой — в масштабе произошедшего, в наличии и в числе человеческих жертв. При этом кажущаяся «безопасность» средней аварии, в общем-то, мнимая: стоит ей пройти в чуть иных условиях — и вот уже, здравствуй, катастрофа.

Если посмотреть на цифры, с авариями и катастрофами в стране вообще парадокс. С каждым годом людей на опасных предприятиях в России гибнет всё меньше — общий индекс смертности на опасных производствах и объектах снизился в полтора-три раза по сравнению с 1995 годом. Исключение в этом правиле есть только два. Краны и газовое хозяйство. В России в 2010-х годах гибло по-прежнему 30 человек на 100 тысяч используемых кранов в год, и по 2 человека в год — на каждый миллиард потреблённых кубометров природного газа! То же самое, кстати, происходит и с авариями — аварийность падает везде: в угольной и металлургической промышленности, в химии и в горном деле, даже в крайне опасном производстве, хранении и применении взрывчатки. А вот в крановом хозяйстве и в газораспределении с авариями — та же мистика: и погибают под грузами, и не чувствуют опасности природного газа, как и не уходил от нас 1995-й год... При этом, что интересно, с магистральными газопроводами всё в порядке — там тоже идёт падение, а вот бытовой газ и системы распределения по-прежнему забирают жизни людей.

Впрочем, если добавить к этим «загадкам» традиционно высокий для России уровень смертности от пожаров — то ничего сверхъестественного в такой двоякой статистике не будет.

Практически вся аварийная статистика при этом может разделиться на две части: с одной стороны, в ней будут фигурировать случаи, когда подвела или отказала техника — а с другой стороны в ней будет сидеть пресловутый «человеческий фактор», который во всём мире почему-то никак не хочет двигаться в ту же сторону, что и постоянное повышение надёжности самой техносферы. Где большая часть действий зависит исключительно от человека и его разумных действий — там и продолжается вакханалия катастроф и аварий. Кстати, то же самое касается и аварии в Дзержинске: судя по всему, именно ошибочные действия и халатность людей, а отнюдь не ветхость или отказ оборудования стали главной причиной аварии.

Двадцать лет назад, на рубеже веков, одной из основных опасностей в России почиталось «катастрофическое устаревание советской инфраструктуры», а одним из неизбежных симптомов такого процесса — наступление уже в начале 2010-х череды техногенных катастроф. В реальности же такого не произошло: наоборот, по мере выбытия и замены устаревшей и отслужившей положенные сроки советской инфраструктуры количество катастроф и аварий в стране падает. Никакой «выносливостью» инфраструктуры такой эффект уже не объяснить — речь идёт о том, что государство не только обеспечило собственные прямые инвестиции в критические объекты, но и создало финансово-экономические условия для того, чтобы бизнес и местная власть вынужденно начали уделять внимание вложениям в основные фонды и системы безопасности.

Популярный ранее миф о том, что Россия живет исключительно на остатках советской инфраструктуры и советских «мозгов», уже просто не выдерживает проверки реальностью. Инфраструктура у нас уже в основном российская — кстати, и мозги тоже. И часто расследование катастрофы или аварии, которое бодро начиналось под знаменем «преступники развалили экономику и проели инфраструктуру» в итоге заканчивается банальным и трагичным: «Ну, почему же он стоял под стрелой и не проверил стропы?»

Конечно, теперь уже следствию предстоит выяснить в деталях, на каком из уровней в Дзержинске не сработал «человеческий фактор»: идёт ли речь об ошибках исполнителей, либо же на «Кристалле» в целом халатно подошли к вопросам обеспечения безопасности на столь опасном предприятии, как производство взрывчатых веществ. Современный мир может быть очень удобным, а техника может всегда исправить мелкую ошибку — но любая техника не всесильна, а любая критическая ошибка может легко превратить аварию в катастрофу.

1.0x