Люди или машины?
Авторский блог Алексей Анпилогов 12:18 4 июня 2019

Люди или машины?

Дзержинск — ещё одна «обычная» техногенная авария
9

1 июня 2019 года на заводе «Кристалл» в городе Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Согласно предварительным данным, в цехе по производству тротила были нарушены правила технической безопасности. По уточнённым данным, пострадавшими числятся 116 человек — к счастью, на этот раз обошлось без человеческих жертв. Из-за взрывов были повреждены окна в 789 зданиях, нарушена подача электроэнергии в 687 жилых домах, где проживают около двух тысяч человек. 

Трагедия в Дзержинске — ещё одна «обычная» техногенная авария. Таких, к сожалению, у нас происходит по-прежнему немало — при однозначном снижении числа катастроф. Разница между аварией и катастрофой — в масштабе произошедшего, в наличии и в числе человеческих жертв. При этом кажущаяся «безопасность» средней аварии, в общем-то, мнимая: стоит ей пройти в чуть иных условиях — и вот уже, здравствуй, катастрофа. 

Если посмотреть на цифры, с авариями и катастрофами в стране вообще парадокс. С каждым годом людей на опасных предприятиях в России гибнет всё меньше — общий индекс смертности на опасных производствах и объектах снизился в полтора-три раза по сравнению с 1995 годом. Исключение в этом правиле есть только два. Краны и газовое хозяйство. В России в 2010-х годах гибло по-прежнему 30 человек на 100 тысяч используемых кранов в год, и по 2 человека в год — на каждый миллиард потреблённых кубометров природного газа! То же самое, кстати, происходит и с авариями — аварийность падает везде: в угольной и металлургической промышленности, в химии и в горном деле, даже в крайне опасном производстве, хранении и применении взрывчатки. А вот в крановом хозяйстве и в газораспределении с авариями — та же мистика: и погибают под грузами, и не чувствуют опасности природного газа, как и не уходил от нас 1995-й год... При этом, что интересно, с магистральными газопроводами всё в порядке — там тоже идёт падение, а вот бытовой газ и системы распределения по-прежнему забирают жизни людей. 

Впрочем, если добавить к этим «загадкам» традиционно высокий для России уровень смертности от пожаров — то ничего сверхъестественного в такой двоякой статистике не будет. 

Практически вся аварийная статистика при этом может разделиться на две части: с одной стороны, в ней будут фигурировать случаи, когда подвела или отказала техника — а с другой стороны в ней будет сидеть пресловутый «человеческий фактор», который во всём мире почему-то никак не хочет двигаться в ту же сторону, что и постоянное повышение надёжности самой техносферы. Где большая часть действий зависит исключительно от человека и его разумных действий — там и продолжается вакханалия катастроф и аварий. Кстати, то же самое касается и аварии в Дзержинске: судя по всему, именно ошибочные действия и халатность людей, а отнюдь не ветхость или отказ оборудования стали главной причиной аварии.  

Двадцать лет назад, на рубеже веков, одной из основных опасностей в России почиталось «катастрофическое устаревание советской инфраструктуры», а одним из неизбежных симптомов такого процесса — наступление уже в начале 2010-х череды техногенных катастроф. В реальности же такого не произошло: наоборот, по мере выбытия и замены устаревшей и отслужившей положенные сроки советской инфраструктуры количество катастроф и аварий в стране падает. Никакой «выносливостью» инфраструктуры такой эффект уже не объяснить — речь идёт о том, что государство не только обеспечило собственные прямые инвестиции в критические объекты, но и создало финансово-экономические условия для того, чтобы бизнес и местная власть вынужденно начали уделять внимание вложениям в основные фонды и системы безопасности. 

Популярный ранее миф о том, что Россия живет исключительно на остатках советской инфраструктуры и советских «мозгов», уже просто не выдерживает проверки реальностью. Инфраструктура у нас уже в основном российская — кстати, и мозги тоже. И часто расследование катастрофы или аварии, которое бодро начиналось под знаменем «преступники развалили экономику и проели инфраструктуру» в итоге заканчивается банальным и трагичным: «Ну, почему же он стоял под стрелой и не проверил стропы?» 

Конечно, теперь уже следствию предстоит выяснить в деталях, на каком из уровней в Дзержинске не сработал «человеческий фактор»: идёт ли речь об ошибках исполнителей, либо же на «Кристалле» в целом халатно подошли к вопросам обеспечения безопасности на столь опасном предприятии, как производство взрывчатых веществ. Современный мир может быть очень удобным, а техника может всегда исправить мелкую ошибку — но любая техника не всесильна, а любая критическая ошибка может легко превратить аварию в катастрофу. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
4 июня 2019 в 14:09

Эти аварии на4али происходить с ужасающей быстротой.

4 июня 2019 в 15:43

Пропаганда. Оборудование старое, новых заводов нет, все с капремонта. Падает печальная статистика - закрываются заводы. И так далее.

4 июня 2019 в 16:21

"Ну почему он стоял под стрелой и не проверил стропы?"
Потому что металлическую табличку размером 30 на 40см, выполненную масляной краской с надписью НЕ СТОЙ ПОД СТРЕЛОЙ отменили как пережиток советской власти !
Что касается проверки строп, то их проверяет стропальщик , а не стоящий под стрелой, а стропальщику задержали зряплату , а его жена изменяла ему со стоящим под стрелой...
Так что это не система виновата, а стечение обстоятельств, а система у нас совершенствуется непрерывно, а с внедрением искусственного интеллекта РФ станет Властелином Мира !

4 июня 2019 в 23:02

С введением искусственного интеллекта, он, этот интеллект, во избежание расстройств от неверности супруги, будет ей подсказывать где встречаться с хахалем и в какое время, чтобы не спалитьсяю Тогда стропы не будут рваться!!!!!1

4 июня 2019 в 17:00

Алексей Анпилогов:
"Инфраструктура у нас уже в основном российская — кстати, и мозги тоже."
==========================================================================
Вот что значит рынок, эффективные собственники, эффективные менеджеры на них работающие! Это вам вам не та, неповоротливая советская система, ее управленцы и безграмотные специалисты. Здесь мозги совершенно новые, не замутненные ни идеологией, ни лишними знаниями, вроде родных литературы и истории, профессионалы высочайшей пробы. И это притом, что реформы образования все еще продолжаются, а вы представляете, каких выпускников средних школ и ВУЗов получит Россия после их успешного завершения?

4 июня 2019 в 18:05

Вы только представьте, за каких-то 20 лет, заменить сотни миллионов километров трубопроводов и электрических кабелей различного назначения, миллионы высоковольтных опор, миллионы насосных и электрических подстанций, уложить асфальт и другие покрытия на сотнях миллионов километрах дорог, улиц и тротуаров!
Куда там большевикам с их индустриализацией, эвакуацией, восстановлением разрушенного и созданием новых видов промышленности и энергетики! Пигмеи, по сравнению с нынешними героями земли русской...

4 июня 2019 в 18:39

Судя по возрасту автор наполовину пигмей ,наполовину с российскими мозгами .
Ранее они выдавливали по капле из себя раба, выдавили... интересно, что всё-таки осталось ?

4 июня 2019 в 23:06

Жадность, некомпетентность, и самоуверенность- вот три гооловы любой катастрофы.