Александр ПРОХАНОВ. Лемара Сергеевна, меня привела в Крым грандиозная затея. Я двигаюсь по нашим российским пространствам: по коренным русским областям, по нашим поволжским национальным республикам и по кавказским — чеченским, осетинским — и стараюсь уловить то, что я условно назвал "русская мечта". И мне хотелось бы понять, в чём сегодня мечта крымскотатарского народа. Народа, который претерпел такое количество потрясений, подвергался и продолжает подвергаться воздействиям — и добрым, и недобрым. Конечно, в душах людей, в душах крымских татар происходят сложные процессы: адаптации, неверие, тревоги, ожидания лучшего, ожидания худшего… Что такое сегодня крымскотатарское миросознание? Чем живёт крымскотатарский человек? Что его волнует, что вдохновляет?
Лемара СЕЛЕНДИЛИ, председатель комитета по образованию, науке и молодёжной политике Совета крымских татар при Главе Республики Крым, доктор филологических наук, профессор кафедры крымскотатарской филологии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Наше миросознание, Александр Андреевич, оно, наверное, такое же, как и у всех. У всех людей независимо от их национальной принадлежности, думаю, одинаковые мечты и устремления: жить в гармонии с миром. Наше, крымских татар, миросознание определяется ещё и тем, что мы вернулись из ссылки на родину, сюда, в Крым, 30 лет тому назад. Уже здесь родились наши дети, и мы хотим, чтобы наши дети достойно жили у себя дома, на своей родине, знали родной язык, культуру и историю своего народа. А у нашего народа история действительно богатая и сложная. Мы ею гордимся. Для нас важно, чтобы и наши дети знали о роли крымскотатарского народа не только в истории Крыма, но и в мировой истории в целом, понимали, насколько славными были их прадеды и гордились бы этим.
При этом мы всегда мечтали вернуться и стать полноправными радушными хозяевами своего дома. И вовсе не для того, чтобы кому-то показать своё превосходство, но, прежде всего, чтобы создать прежний уют, возродить крымскую культуру, былое добрососедство. Крымскотатарский народ — государствообразующий. Это важное звено в многонациональной цепи народов России. И наша мечта — жить хорошо в этом широком кругу, чтобы тепло рук соседей грело наши руки, а мы дарили своё тепло им, чтобы у нас была душевная близость и дружба. Наш народ — очень трудолюбивый. Дарящий тепло, добрый народ. Мы гостеприимные, любим гостей и хотим, чтобы двери наших домов были открыты всегда, чтобы нам не нужно было закрываться от кого-то. Чтобы гости, приходя к нам, наслаждались нашими угощениями — у нас вкусная, разнообразная кухня. Всё просто: наша мечта — она открытая, добрая. Тёплая крымская семья с многовековыми традициями. Мы живём своей многогранной любовью к Крыму. Это не только море, горы и леса. Это люди, их взаимоотношения, устремления и достижения. Мы хотим, чтобы Крым снова стал тем цветником, которым был раньше. Ведь именно крымскотатарская суть, этническое своеобразие Крыма привлекает туристов из разных уголков мира. Мы помним своё прошлое, нас волнует настоящее, и мы заботимся о будущем. По Е. И. Рерих, великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Одним из основных законов диалектики является закон единства и борьбы противоположностей. Когда каждый объект (народ) имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития народов.
Крымские татары — одни, русские — другие, украинцы — третьи. И так далее. Никто не будет спорить с тем, что цветной мир интереснее, чем чёрно-белый. Крым цветник по природе.
Александр ПРОХАНОВ. Но то, о чём вы сказали, скорее, цель, а не мечта. Потому что мечта связана с чем-то беспредельным, может быть, до конца не достижимым, до конца неуяснимым. Ведь в каждом народе существует ощущение каких-то сверхзадач, которые возложены Господом на народ, и которые народ выполняет. Иногда хорошо, иногда плохо, но в целом выполняет, что и делает его народом. А что отличает крымскотатарский народ от всех тех, кто тоже хочет мира, благополучия, вкусных яств на столе… Что такое — крымскотатарский народ во Вселенной и для Вселенной?
Лемара СЕЛЕНДИЛИ. Вы спрашиваете о том, какие "сверхзадачи" ставит перед собой крымскотатарский народ? Я поняла ваш вопрос и постараюсь предельно честно ответить на него. Наш народ был изгнан и развеян, была смазана наша идентичность. У нас не было Родины (в том понимании, какое в него вкладывает любой крымский татарин), веры, культуры и истории. Это столпы, на которых зиждется государственность и жизнь народа. Отними всё это у любого народа, и он перестанет жить. Перестань поливать дерево, и оно погибнет. Вспомните фазы развития этноса Льва Николаевича Гумилёва. Они очень напоминают фазы жизни человека от рождения и до смерти. Пережитые потрясения моего народа привели к тому, что люди хотят не успеха, а покоя. Это соответствует инерционной фазе этногенеза, а для того, чтобы о чём-то мечтать, нужно войти в акматическую фазу, где будет достаточное количество пассионариев, могущих генерировать идеи и вести за собой народ. Но, чтобы получить достаточное количество пассионариев, надо избавиться от страха и инертности. Для этого нужна стабильность. В этом наша миссия — в достижении и поддержании стабильности. Сегодня это самая насущная задача. Нашему народу нужна помощь. Мы трудолюбивые и всего добьёмся.
Крымскотатарский народ — многогранный. Наш народ очень смелый, боевой, с одной стороны, но это не агрессивная боевитость, а готовность встать на защиту своей земли, своего народа, родины. С другой стороны, наш народ очень целеустремлённый, любящий знания, стремящийся многое постичь и умеющий созидать. Вернувшись в Крым, мы доказали, что являемся высокообразованным народом. И когда вы говорите "цель", "мечта", вы как бы разграничиваете для себя эти понятия. А для нас они не ограничены каким-то периодом и конкретными рамками. Мы были изгнаны и, находясь на чужбине, вместе с нашими стариками действительно мечтали. Мы сделали свою мечту о родине целью. Национальное движение крымских татар, наша особая форма самоорганизации, непрерывно решало задачи для воплощения нашей мечты в жизнь. Участники этого движения как бы окаймили нашу цель "Наказом народа", разработали общую стратегию наших действий, завели учёт данных, разработали необходимые нормативно-правовые акты, отважно провели общественные акции и встречи на самом высоком уровне не только в СССР, но и за рубежом. Наконец-то мы вернулись домой. Но это не всё. Мы, как и все тюрки-мусульмане, очень прагматичны. Хотелось бы стать одним единым целым в своих делах, языке и мыслях. Для нас двигаться к мечте — это то же самое, что планомерно постигать цели. Потому что слова хаял, арзу ("мечта") и макъсад ("цель") — они всегда рядом и требуют движения вперед. Сейчас нами решена только одна архиважная задача: часть народа уже смогла вернуться из мест депортации. А ведь наш народ рассыпан по всему миру. Сейчас крымские татары живут не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Польше, Прибалтике, Румынии, Болгарии, Франции, Америке, Китае, Малайзии, Сингапуре. Большая часть наших соотечественников проживает в Турции. Аллах даёт нам силы и уверенность в будущем. Народная дипломатия, построенная на наших родственных чувствах, поможет прорвать блокаду крымских границ. Кроме того, думаю, что именно сейчас у Крыма появилась возможность продемонстрировать всему миру то, что он есть не только неотъемлемая, но и важная часть Дешт-и-Кыпчак, а наш крымскотатарский язык, построенный на паритете кыпчакских и огузских компонентов, способен объединить весь тюркский мир. Ведь, зная крымскотатарский язык, можно понять и узбеков, и казахов, и турков… Наша миссия — в этом.
двойной клик - редактировать изображение
Александр ПРОХАНОВ. Вы сейчас сказали, что для вас мечтой является обретение родины. Когда вы обретёте родину, наверное, зазвучат другие интонации. Что хочет от мироздания эта родина, чем она важна миру в целом? Потому что сколько народов — столько и родин. А если бы у всех были одни и те же цели, то был бы один земной народ, было бы одно всечеловечество. А что хочет крымскотатарская родина? Это загадка и для вас тоже? Вот я побывал на строительстве Крымского моста. Крымский мост для России стал своеобразной святыней, как храм. А для вас Крымский мост что значит? Он вкладывается в ваши заботы, в ваши сомнения, в ваши мечты, в ваши ожидания?
Лемара СЕЛЕНДИЛИ. Мир сам по себе — загадка. Может быть, со временем нам удастся понять суть нашей родины, разгадать тайну её магии и притягательности. Родина, которую мы потеряли в мае 1944 года, была общим домом многих народов. Все жили в гармонии друг с другом, знали крымскотатарский язык, нашу культуру, традиции. Сейчас эта гармония разрушена. А обретение родины для нас изменило бы многое. Хотя де-юре мы уже обрели свою родину. Республика Крым — национальное государство крымских татар, потому что Республики Российской Федерации, прежде всего, являются национальными государствами в составе РФ. То, что крымскотатарский язык стал государственным, ещё одно подтверждение этому. Края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа в России имеют другую субъектную функцию и значение. К сожалению, некоторые крымские политики, сформировавшие свою антитатарскую позицию ещё в украинский период, даже сейчас не хотят принять и осознать этот юридический факт и транслируют крымскотатарскому населению абсолютно противоположную идею. Думаю, что таким образом они саботируют не только процесс воссоздания Республики Крым, но и мешают реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". Республика Крым является правоприемником Крымской АССР, и было бы правильным заявить о своём 100-летии.
На значение Крымского моста можно смотреть с двух сторон. Когда "украинцы" выкопали ров между Крымом и Украиной — это было больно, они "откусили" кусок нашего сердца. Потому что земля по ту сторону рва — это тоже наша историческая родина. Ведь границы Крымского ханства — это не только Крымский полуостров, но и территории между Днестром и Днепром, Приазовье и часть Кубани. С удовольствием смотрим в ту сторону, где сейчас построили мост. И для нас это очень важно — обретение прародины. Крымский мост ("Къырым копюри") соединяет нас не только с нашей безграничной прародиной, но и с родственными народами — с огромной семьей тюрков-мусульман, проживающих на всех просторах Великой России. Именно желание жить рядом с этими народами и строить наш общий дом привело меня лично на референдум 2014 года.
Если смотреть на мост в масштабах Крыма, то это, несомненно, дорога жизни для всех крымчан, которая даст развитие всей экономики Крыма, это мощный транспортный переход, соединяющий Керчь и Тамань. Это удобно. Красиво. Крым становится более доступным для туристов. Благодаря мосту мы без преград можем посещать всю Россию. Небо над Крымом таким образом становится шире.
Александр ПРОХАНОВ. И ваше ханство помимо движения на восток и на запад двигается и ввысь, к звёздам. Думаю, что эта вертикаль, она очень сильна у всех народов, и особенно у тюрков.
Лемара СЕЛЕНДИЛИ. Конечно. Вспомним звезду Арифова в Таврическом национальном университете, ныне Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, работал известный во всём мире физик Ленур Ягъя Арифов. Он обнаружил звезду, ранее не открытую никем. Никто её не увидел, а он, представитель нашего народа, увидел. И мы все гордимся его открытием. Ленур Ягья — очень многогранный человек. Очень любил свою родину, не был далёк от культурных процессов, от политических, мечтал, чтобы мы жили лучше.
А известный в мировой науке физик Али Алиев, который сейчас проживает в Америке, он в небо, к этой звезде Арифова, проложил нанолестницу. Как-то читала у известного блогера Л. Юнусовой в "Карте мира" о первом полёте человека. Им был крымский татарин Лагари Хасан Челеби. Так вот, он соорудил особенную капсулу: клеть для пилота с конической вершиной и специальными полостями, заполненными порохом. А ведь это был первый известный в истории авиации пример полёта пилотируемой ракеты и аппарата с искусственным двигателем. Лагари взмыл в небо посредством порохового взрыва. Так что наше сознание, вы верно отметили, стремится ввысь, к звёздам.
Мы — прогрессивный народ, реализуемся в разных областях знания. И границы нашего познания, наших интересов не ограничены только нашей культурой и нашим языком. Мы не замкнуты в своём узком мире. Мы несём свои познания в глобальное пространство, вносим свой вклад в мировые достижения, развитие. И вместе со всеми народами делаем прорыв в физике, медицине, химии, биологии, компьютерных технологиях и других сферах.
Александр ПРОХАНОВ. Эту звезду можно назвать лучезарной звездой крымскотатарского народа?
Лемара СЕЛЕНДИЛИ. Можно сказать, что каждый народ — это лучезарная звезда на небесном своде. Мы тоже рядом со всеми. Я горжусь нашим народом. Люблю его. Верю.
Александр ПРОХАНОВ. А что сейчас, Лемара Сергеевна, занимает ваши думы? Над чем вы работаете?
Лемара СЕЛЕНДИЛИ. Я специалист по компьютерной лингвистике, синтаксису. Сейчас при помощи компьютерных программ изучаю крымскотатарский фольклор, тексты, собранные в Крыму Василием Радловым. Увлекательная работа. Это одно направление моей деятельности. К тому же в Совете крымских татар я отвечаю за очень интересное направление: образование, наука и молодёжная политика. Сейчас мы занимаемся вопросом планирования системы образования на крымскотатарском языке, реализации федеральных законов, связанных с изучением крымскотатарского языка как родного. Это важнейшее направление работы для всего нашего народа.
В новом учебном году мы встречаемся с родителями учащихся, обсуждаем эти вопросы и на уровне Министерства образования, и на уровне Совета министров. В России принят очень хороший закон, позволяющий реализовывать право граждан на изучение родного языка и обучение на родном языке. Однако ещё есть некоторые моменты, оставшиеся со времён Украины. Я это называю "крымским волнорезом". Так вот, мы пытаемся преодолеть этот "крымский волнорез" и показать людям, что уже живём в другом измерении, где достаточно изъявить желание изучать свой язык и получить взамен реализацию своего права. И закон на нашей стороне. Мы имеем право изучать родной язык. Хотя "крымский волнорез" в лице отдельных новостарых чиновников этому по-прежнему сопротивляется. Сейчас крымский социум начинает делать свои первые шаги навстречу родному языку, это очень важное направление нашей работы.
Мы выполняем плановые работы, организуем массовые мероприятия, проводим много экспертиз, мониторим все сферы жизни крымскотатарского народа. И консультируем Главу Республики, органы власти, как нужно систематизировать работу, чтобы крымским татарам было легче интегрироваться в российское сообщество, чтобы их жизнь всё-таки соответствовала современному уровню. Не секрет, что Россия получила в наследство от Украины страшную разруху: до сих пор, а на дворе XXI век, в большинстве мест компактного проживания крымских татар нет дорог, света, воды, газа, канализации, школ и детских садов, они далеко расположены от транспортных развязок. За 30 лет люди привыкли выходить с протестами на улицу. Раньше не было другого способа решения наших проблем. Надо научиться жить иначе. Сейчас есть много форм реализации своих прав, можно без протестов, законными здоровыми путями решать все проблемы. Надо только вспомнить о таких понятиях, как обращение, встреча, "дорожная карта". Люди нам поверили. Отрадно, что к нам обращаются представители не только крымскотатарского, но и других народов. Процветание в единстве — это самое главное для нас всех.
Александр ПРОХАНОВ. Как глубоко вы говорили, Лемара Сергеевна. Я вам благодарен.
Лемара СЕЛЕНДИЛИ. И вам спасибо, Александр Андреевич.
Илл. Мемет Абселямов