Авторский блог Игорь Калашников 21:55 18 февраля 2016

Лезвие справедливости

Очень старый очерк на вечную тему


ЛЕЗВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Вы хотите, чтобы все к вам относились по справедливости? «Конечно!» - разом воскликнут многие. А как же! «А впрочем...» - через несколько секунд усомнятся самые догадливые. Что «впрочем»? То самое. Ведь торжество справедливости вокруг нас - это не только раздача премий, наград и прочих благодарностей судьбы, до этого обидно отворачивающейся от тебя. Но и не менее щедрое распределение кар, коих ты прежде счастливо избегал. Неотвратимость возмездия.

Справедливость — удел богов...
Так что же всё-таки такое: справедливость - та, которую мы все так любим и одновременно боимся? Почему человек так страстно желает, чтобы все его добрые дела и полезные идеи немедленно находили теплый отклик окружающих и материальное вознаграждение «по заслугам»?.. И почему он же придет в ужас, если все его промахи и проступки будут раскрыты и соответствующим образом оценены...? Где границы применения того явления в жизни личности и общества? Разумные границы.
Если за каждое опоздание устраивать выволочки и лишать премии, за любое нарушение Правил движения, за каждый безбилетный проезд, за всякое нецензурное слово драть штрафы? Если за каждый шофёрский «калым», за принесённый с работы гаечный ключ, изготовленную «для дома, для семьи» деревяшку хватать за руку и тащить в милицию, чем покажемся такое торжество справедливости?
Уличённый во грехе человек, как правило, тут же забывает данный императив и начинает требовать к себе участия, понимания, снисхождения... Всеми силами пытаясь вывести себя за скобки закона возмездия, на соблюдении коего в отношении своих добродетелей он только что настаивал.
Странное, загадочное понятие. Готовое в мгновение ока обернуться добром или злом, бесстрастное и беспощадное в своей двуединости. Слова колхидского царя из греческого мифа о Золотом Руне, вынесенные в подзаголовок, как нельзя более точно отражают суть языческого миропонимания, альфу и омегу большинства древних религий, включая и Ветхий Завет. Справедливость — вершат. И страшная тайна Судьбы, и весь сонм злых и добрых языческих богов-вершителей были попыткой человеческого сознания постичь смысл, и хоть как-то объяснить механизм действия закона всеобщего возмездия.
Вторжение человека в этот удел, пусть даже и сказочно-мудрого (вспомним библейского царя Соломона), попытка вершить своим разумом - неизбежно вели дерзкого по пути гордыни к падению. Но, несмотря на обилие красноречивых примеров, поиски справедливости занимали мысли множества лучших умов человечества, на протяжении многих веков оставаясь центральной темой культуры античности.
Христос, Воплощенный идеал Добра, разрушил этот капкан сознания, избавил человека от бесплодных поисков бесконечно тонкой грани добра и зла, и попыток на ней удержаться. Погоня за двуликой химерой заменялась жаждой Любви и Прощения. Вечной Жизни, открытой нам Сыном Божьим. Вместо ловушки для ума. прельщенного поисками бесконечно-малого, давался бесконечный же простор познания Света...
Но, видать, слишком уж привлекательным показался поиск ветхого начала; слишком тяжело прививаются идеалы любви в лежащем во зле мире. Слишком далёк Спаситель от уровня обыденного сознания человека, что работает по принципу «око за око», как единственно возможному среди царящей вокруг жестокости... Попробуем разобраться в данной теме и мы.

Для наглядности весь спектр качественных состояний человеческой души, (количественные, типа интеллекта или культурности, оставим пока в стороне) можно упрощённо изобразить так:

БОГ

ось Добра и Зла

(небесная) Праведность

: :

: Благородство

Ось ответственности (земная) : Честность

---КАРА-----------------------------------Справедливость----------------------------НАГРАДА--

Прагматизм :

Эгоизм :

: :

Цинизм САТАНА

Коротко расшифруем приведенную схему:
1. Правая верхняя часть - и выбравшие её люди, условно говоря, «хорошие»:
- Праведники - живущие «в Боге», ось их бытия почти прямая, круто уходящая в небеса.
- Благородные - то есть благо (добро) рождающие - как правило, но необязательно, верующие; по характеру, душевному устроению своему предрасположенные к добру. Более гибкие (искривление графика) и гораздо более земные, чем первые.
- Честные - люди, как правило, делающие добро, потому что «так положено»; с очень развитым чувством долга, достаточно жёсткие и бескомпромиссные (снова выпрямление линии).
2. Левая нижняя часть: так сказать, «плохие»:
- Прагматики - «люди дела» - умеренно чёрствые и равнодушно-прямолинейные; способные, однако, и на хорошее, если это окажется целесообразным. Чаше, впрочем, «целесообразным» оказывается злое.
- Эгоисты - изворотливые (снова кривая) проходимцы, ничем, кроме ублажения собственной персоны (сплошь и рядом за счёт всех остальных), не озабоченные.
- Циники — безморальные субъекты, находящие смысл жизни в откровенном попрании нравственных законов и глумлении надо всем добрым и светлым.
3. Фокус кривой:
Точка пересечения, граница Добра и Зла, Награды и Наказания. Духовная, небесная ось перерезается поперёк топким лезвием Справедливости, асимптотически смыкающимся с чертой возмездия. Равновесие всех начал, не-чсловеческое качество. Равнорасположение к добру и злу, зеркало, готовое ответить на честность - честностью, а на цинизм -
цинизмом.

Закон суров ...
Как вы уже, наверно, заметили, ряды гомо сапиенс, отвечающих тому или иному уровню душевных качеств, заметно густеют от краёв к центру. В самом деле, не так уж много встречается нам в жизни, как святых подвижников, так и законченно-гнусных
негодяев. Поэтому нетрудно понять, что средний уровень общественной морали (либо уровень обыденного сознания - кому как нравится) во все века неизменно колебался вокруг линии ответственности. То (изредка) повышаясь до высот чести и долга, то (как правило) погрязая в мелочном эгоизме и мстительности.
Посему вполне объяснимым становится феномен особой притягательности Центра Симметрии для изучения и заманчивость кажущейся близости его достижения. И нет ничего удивительного в том, что ,например. марксизм, как новая редакция ветхозаветного «любите друзей своих и ненавидьте врагов ваших», упал в своё время на благодатную почву и дал обильные всходы. Тем более, в то время, при господстве варварски-прагматичного капитализма, откровенно плюющего на официальное христианство, замена беззубой Церкви на зубастое учение Маркса - Ленина, представлялась широким массам вполне оправданной. А произошедший уже на наших глазах бурный расцвет всевозможных древневосточных языческих культов и школ: от йоги и Хари Кришны до каратэ, равно как и растущие не по дням, а по часам самые вульгарные версии ислама и христианства - не та же попытка с новыми силами рвануться в старый тупик?
Ведь что выхолощенное сектантами Евангелие, что насаждаемый ваххабитами шариат (на самом деле - слегка стилизованный под мусульманство адат - родоплеменное право, пресловутый «закон гор»), что популистские психосоциальные изыскания деятелей типа Асахары, Муна или Хаббарда - не поиск ли это простых и коротких путей к справедливости? Здесь я. конечно, имею в виду не погрязших в сатанизме отцов-основателей данных течений, а тьмы их последователей, на извечной человеческой тяге которых к Правде, делают деньги и политику ушлые ловцы душ...
Здесь необходимо сделать некоторое замечание. Механика движения общественной мысли такова, что она словно маятник неизбежно проскакивает искомую точку равновесия, качаясь из одной крайности в другую. Остановка на пересечении осей Неба и Земли будет означать смерть Человечества. Не потому ли грядущий Антихрист, судя по всему, будет подан именно как мудрый и справедливый правитель, водворитель Порядка, избавляющий народы от войн, смут, хаоса и экстремизма.
Однако вернёмся от гипотез к реально произошедшему. Массовое сознание нашего народа во времена «развитого социализма» пребывало, если можно так выразится, в состоянии минимальной честности. Этот (важно подчеркнуть — СРЕДНИЙ) уровень был достигнут немалой кровью первых десятилетий Советской власти, и поддерживался всей мощью экономической и идеологической машин государства. При всех местных и отраслевых перегибах и перекосах, в ЦЕЛОМ общество было настроено на добро и созидание, а вовсе не на месть и поедание соседа. Но грань справедливости была искушающе-близко. Вот здесь и была поставлена ловушка: вблизи центра кривая графика идёт практически горизонтально и при смещениях вправо-влево степень убывания или нарастания Добра и Зла почти незаметна для рядового обывателя. Главные изменения касаются привычных земных понятий награды или наказания. Точка перехода от честности к прагматизму при нарастании в обществе настроений мести кажется (ввиду якобы близости понятий) безобидной. Но здесь важен качественный знак.
Страна в мгновение ока ставится с ног на голову. Система ценностей переворачивается таким образом, что на коньке успеха и на волне всеобщего внимания оказываются уже не честные труженики и добротолюбы, а «достигшие всего» циники и
эгоисты. Дальнейшее разрушение всех сфер жизни и разложение государственных институтов становится делом техники. Знакомая картина?
Вспомним лейтмотив социально-экономических публикаций времён Перестройки: «Государство у нас слишком добренькое - всем платит зарплату, бесплатно учит и лечит -плодит иждивенцев. Помогает всяким неграм. Даёт безвозвратные кредиты колхозам. Строит всем одинаковое бесплатное жильё. Не принимает решительных карающих мер к зажравшимся партийным бюрократам и заводским несунам...» Несправедливо!!! Вот на Запале - там не забалуешь!!., Лейтмотив второй (политических статей): «Государство у
нас злое и жестокое - посадило в ГУЛАГ полстраны, задавило танками Пражскую Весну, запихивало диссидентов в психушки, заставляет служить в армии...» Отомстить проклятому государству-обидчику!!
Само собой, вторая пропагандистская компания имела целью отвлечь внимание обывателя от первой, Очарованные перспективой, что враз подобревшее государство перестанет играть роль назойливого опекуна, превратившись в ночного сторожа их свободы, миллионы моих сограждан возопили: «Не хочу сидеть в тесной каюте, драить палубу и плыть по указке престарелых адмиралов! - подать мне «маленький плот», я сам себе и лоцман и боцман! Отломайте мне мой кусок обшивки!..»
Самое поразительное, что едва ли не громче всех о таком «справедливом» переустройстве общества кричали как раз самые несамостоятельные и нежизнеспособные - культурная и научная интеллигенция. Те самые воздыхатели о «слезе ребёнка», которых холила и лелеяла советская система с самого детства, те, которых в буквальном смысле надо за руку водить по жизни... Сколько таких утлых плотарей пошло ко дну в погоне за романтикой; и невдомек им было, что первыми во флотилии окажутся не их «элитные» мозги, а те, кто быстро соорудил из ворованных досок пиратский вельбот и поставил на форштевень базуку. Пусть проигравший плачет.

* * *
Как вы яхту назовёте...
Итак, как мы выяснили, переход умонастроений большинства населения из состояния «плюс-справедливости» в «минус- справедливость» под знаменами Правды и под грохот барабанов Гласности - вполне выполнимый (и не раз выполненный в натуре) процесс. Тонкая, хрупкая, легко ломаемая искусной демагогией грань пересечена. Опуская общество ниже ватерлинии, в царство древнепещерных законов современного либерального покроя, моментально получаем из «кто не работает - тот не ест» правило «кто смел, тот и съел». Чем же обернулась для всех нас подобная подмена?
Замена Честности на Прагматизм, то есть нравственных приоритетов интересами «дела» привела к испарению понятия долга в действиях всех государственных институтов:
- Позабывшая слово «честь» армия была с позором вышвырнута с обильно политых кровью отцов рубежей. Безропотно, поголовно изменив Присяге, приняла развал страны, целостность которой обязана была сохранить «не жалея ... самой жизни». Осталась безучастной к разгрому конституционного строя. И совершенно справедливо все годы Реформ барахтается без денег и жилья, сокращается, переформируется с крайне туманными перспективами. Предав на расправу талибановцам афганских братьев по оружию, была сама предательски брошена в бесславную кавказскую мясорубку.
- Обязанные немедленно арестовать устроителей распада Союза, но не выполнившие свой служебный долг органы Госбезопасности были столько раз реформированы, что от них почти ничего не осталось, кроме вывесок, да регулярных демонстраций собственного бессилия.

- Однако, самыми драматическими последствиями прошедшие события обернулись, как это ни покажется странным на первый взгляд, для прессы; особенно - электронной. Бывшая в СССР одной из самых престижных и уважаемых профессий, журналистика, в течение всего нескольких лет превратилась в одну из самых грязных и презираемых. И это не временная (хоть и затянувшаяся) потеря престижности, к примеру, научных специальностей — дело гораздо серьёзнее. Словосочетание «вторая древнейшая» по отношению к четвёртой власти сделалось из экзотического общеупотребительным. В чём причина? В УДЕЛЕ. В том самом «уделе богов», куда так нагло и бесцеремонно вломились бессчётные толпы репортёров и комментаторов. Помните, сколько дифирамбов расточалось ими в свой адрес? Пресса, - она, дескать, и самая честная, и беспристрастная, и неподкупная... и гарант гласности с демократией, и защитник униженных да обиженных. И роль её чрезвычайно высока, и место вершителя справедливости именно
ей (как во всем «цивилизованном» мире) уготовано. Судите сами, по плечу ли оказался им этот соломонов груз.
Господь не наказывает, а вразумляет. За горделивое желание быть в центре Вселенной, российские СМИ поплатились самым жестоким образом. Будучи в советское время не очень громким, но весьма острым инструментом взаимодействия власти и общества, призванным «не в бровь, а в глаз» поражать оппонента (помните, сколь много решала порой ОДНА публикация!), пресса сама превратилась в окарикатуренный объект насмешек. Сегодня она стала огромной надувной бутафорской дубиной, которой, что есть духу лупят по головам налево и направо, а толку (если не считать всё большее отупение и безразличие читателя и зрителя) - чуть. Какая уж там «бровь» или «глаз» - или в лоб, или ниже пояса...
Приносившая при Советах немалый доход, печать, после погружения в вожделенный Свободный рынок, в одночасье стала убыточной! Пожелтев по самое некуда, заполнив добрую половину площади рекламой, она год за годом продолжает клянчить из тощих бюджетов льготы и дотации - себе, любимой. «Не сметь НАС трогать!» - визжит весь этот клан при малейшей попытке призвать его к порядку. «Журналистика - это такая ОСОБАЯ, рисковая профессия, что иногда можно нарушить закон...» - изрек некогда один из НИХ, выгораживая арестованного белорусскими властями Шеремета. – Хм, - подумает, слыша это с экрана, бритоголовый детина, пряча под мышку «ствол» - значит и мне можно, у меня тоже рисковая профессия - рэкетир...
Вообще, тот давний эпизод, когда упитанная туша Шеремета пролезала под шлагбаумом белорусской границы, довольно показателен. В упор не замечающие страданий и гибели тысяч и тысяч людей на раскромсанном алчными политиками постсоветском пространстве, телевизионщики подняли вселенский хай по самому ничтожному поводу, грозя помешать нарождающемуся альянсу двух обломков великой державы. И упорно мешают до сих пор, отшвыривая ногой, словно шелудивого кота, малейший намёк на некогда превозносимую ими справедливость - хоть историческую, хоть бытовую.
Да за воссоединение с во много раз меньшими территориями в Европе за века пролиты такие реки крови, что если бы батька Лукашенко приказал вывести на бруствер и смести пулемётным огнём в старую противотанковую канаву под Минском всю протестующую журналистскую братию, а пару десятков самых злостных развесить на фонарях вдоль проспекта Машерова - даже и тогда Россия должна встречать его с распростертыми объятиями. Ибо жертва несопоставима с приобретениями Союза народов.
Но какое там! Изо всех углов лезет и скалит зубы уродливая обезьяна под странным названием «примат общечеловеческих ценностей» с джунглевой заповедью; «Ядите друг друга, сколько хотите, а наших только тронь!»

ИХ социальная справедливость по-Дарвину: выживает сильнейший и кто в стае. «Как!» - воскликнут читатели - ведь социальная справедливость это... Нет, ребята, не это. Тот же брежневский «застой» был обществом социальной честности и взаимопомощи. Все пресловутые товарищеские суды, партийно-комсомольские взыскания, постановки на вид и взятия на поруки имели целью не покарать, а исправить оступившегося. Эпоху социальной справедливости мы прошли более полувека назад, когда лучшим учёным, инженерам и композиторам дарили дачи, машины «ЗиС» и «ковры-самолеты», но при этом сажали на мешок картошки и расстреливали за саботаж. Не хотелось бы, выдирая страну вверх из трясины первобытного самоедства, повторно проходить данный этап.
Вообще, надо отметить, что отвергая мудрость Христа, пытаясь построить Царство справедливости, некий Рай на Земле, люди совершенно забывают, что им предстоит тут же построить и Ад. То есть создать общество, где для одних будет справедливость со знаком «+», а для других «-». Конкретные параметры Эдема и Преисподней определяются на месте: сталинский проект предусматривал достаточно жёсткий вариант Ада для одного-двух миллионов (Север, барак, лесоповал), чтобы обеспечить светлое будущее
всей двухсотмиллионной стране (очень умеренный Рай).
Глобальная модель капитализма делит метафизические пространства не «колючкой» лагеря, а государственными границами, отбрасывая Третий мир за периметр процветания Золотого миллиарда. Либеральная программа российских реформ для оборудования высокоинтенсивного «райка» с золочёными унитазами, гаремами и виллами па Гавайях для реформаторов, устроила огромный вялотекущий «адик», в который погрузилось три четверти населения. Причем любая попытка высветить механизм поддержания данного эсхатологического равновесия пресекается самым решительным образом: к примеру, едва общественное внимание ошарашенных бандитской приватизацией россиян привлекли грандиозные финансовые махинации с кавказской нефтью и фальшивыми авизо - грянула война. Хотя всего за 7-8 лет до указанных событий сама идея устроить для «выпуска пара» из общества и умножения чьих-то капиталов ВОСЕМЬ АФГАНИСТАНОВ на своей территории, тупо угробив сто тысяч соотечественников, показалась бы дикой фантастикой…
* * *
Маленький кусочек процесса «уравновешивания» был показан в своё время Александром Невзоровым в фильме со знаковым названием «Чистилище» (место, где вершится божественная справедливость по западной мифологии). Нечеловеческая жестокость картины, совершенно адекватно отражающая смысл Чеченской войны, как Суда Божьего, в целом и направлена па развенчание людских иллюзий о безнаказанности.
Фильм этот, в отличие от батальной кинопродукции советских времён, нельзя назвать ни благородным, ни честным: он сплошь и рядом врёт в деталях - ровно настолько, насколько лживой была сама кампания. Кино - не наставление по тактике, и фантастическая сцена финального расстрела нашего танка (стрельба из десятка гранатомётов в упор по укрытой активной бронёй машине, привела бы к поголовной гибели самих стрелков от разрывов своих же гранат и от срабатывания динамической защиты танка) не отражение ли жуткой фантастики самой братоубийственной войны...
Есть ещё вчерашний главврач, ставший главарём банды; есть женщины и мужчины, стреляющие друг другу в пах; а над завалами из трупов звучит напев «спят усталые игрушки», как отражение мира, перешедшего за грань Добра и Зла. Но в картине нет и циничного эгоизма голливудских боевиков и доморощенных им подражаний, где главный герой, играя мускулами, выкашивает роту врагов, пару раз поцарапавшись... Фильм – справедлив, как меч пророка Мухаммеда.

Ловкость рук, и никакого мошенства!
Но настоящая жизнь - не кино, и потому за неимением подлинника - справедливого общества, ради несбыточной мечты о котором была погублена советская порядочность. нам всё настойчивее подсовывают суррогат - технократию. Дескать, рулить государством должны некие Специалисты с холодным умом, главное качество которых -компетентность. И упаси, Боже, от какой-либо идеологии. Как будто невдомек им, вещателям (кои сами, всем своим аморальным высокопрофессионализмом вызывают предельное омерзение у огромной части народа), что не отягощённый идеей, нравственным началом функционер скорее пустит свою компетентность на зло и корысть, чем на добро и созидание.
Неужели мы не помним, как перед выборами в Верховный Совет времён Перестройки комментаторы и аналитики всех мастей потешались над рабоче-крестьянским составом высшего органа власти? В цивилизованном парламенте - поучали нас - должны заседать не токари и доярки, а грамотные экономисты и юристы, способные писать нужные законы. Поверили. Выбрали. И покатились под горку заводы с колхозами... Зато некогда занюхано-заштатные профессии бухгалтера и нотариуса в мгновение ока стали самыми «рейтинговыми» среди престижных и высокооплачиваемых. И конца-края подобному законотворчеству не видно. Так что когда вы в следующий раз услышите с экрана байки о спасительном для российской экономики «правительстве
профессионалов-прагматиков», решите для себя вопрос: принадлежите ли вы к той части экономики, которую они собираются спасать, либо к той, которой они хладнокровно пожертвуют. Не уготована ли вам судьба «неперспективных деревень», придушенных ещё теми «рационалистами», или, того хуже, крематорийного пепла, которым практичный фюрер удобрял пашни своего Фатерлянда?
И не надо тешить себя надеждой, что нас «пожалеют» ввиду классовой, национальной, или какой иной близости. Жалость, понимание и сострадание остались там, выше черты ответственности. Наступая на те же самые грабли иллюзий, не окажемся ли в положении своих дедов, для многих из которых последним, что они видели в жизни, был белёсый намушник «шмайссера», глядевший в глаза из мозолистых рук немецкого «брата по классу», прагматично пошедшего па Восток расширять жизненное пространство...
Хотя здесь, по-моему, было бы уместно сказать ещё одно: в последние годы телевидение и печать сделали буквально общим местом тезис о мнимой тождественности германского нацизма с советским строем тех лет. Действительно, видимая похожесть режимов основана на том, что фашизм, идя к власти, эксплуатировал всё ту же вечную идею борьбы с несправедливостью (в данном случае - с унижением германской нации Версальской системой). А придя к ней - сфокусировал идеологию на формировании «нового человека», как ПОЛУБОГА. НО(!) Коренное, несводимое отличие этих систем в том, что приближаясь к божественному фокусу, создавая два Сверхгосударства со сверхпроектами «рая на Земле», они действовали с разных сторон. Советский миф о людях коммунизма, как добрых богах-созидателях совершенно полярен ницшеанской легенде о сверхчеловеке возмездия, «белокурой бестии», несущей смерть и разрушение.
Да, так или иначе, посягнувшие на небесное достоинство, оба эти проекта погибли. Демоническая империя Рейха была раздавлена гусеницами «тридцатьчетверок» и сожжена бомбами «летающих крепостей». Выстоявший в кровавой сече сталинский державный большевизм был опошлен шутовством Хрущёва и тихо задушен обывательщиной 70-х -80-х годов. Середина XX века ясно высветила, какие колоссальные энергии могут быть
разбужены в обществе, умело заряженном идеей восстановления справедливости, и сколь великим и страшным может стать государство, ставящее Закон Возмездия во главу угла своей политики.
А мы? Вновь, как почти век назад, стоя на искромсанных беспощадным Лезвием Воздаяния обрубках державы, потерявшей себя в поисках Правды, не будем хватать руками пустоту. «ЛЮБОВЬ - ВЫШЕ...» - сказано Спасителем. Не будем с Ним спорить и оглянемся назад и вверх. И возродим Честную Страну, способную на самые чудесные взлёты Духа и Мастерства, самые великие победы и грандиозные свершения, каких немало было в нашей истории. Аминь.

Игорь Калашников, ноябрь 1998 г.

1.0x