Авторский блог Рустам Светланин 16:25 22 апреля 2017

Ленин и Христос

Два символа справедливости

Когда долго идешь к цели, а она все так же далека, тебя начинают терзать смутные сомнения о тщетности всех потраченных впустую сил. Порою кажется, что весь гигантский массив книг, накопленный человечеством, вся громада идеализма, в них содержащаяся, - лишь наивные иллюзии, разбивающиеся о грубый и жестокий реализм мира.
В эти минуты сомнений необходимо изменить направление взгляда и рассмотреть проблему с другой стороны. Ведь если бы не было христианства, тяги к высокому, прекрасному, нравственному, если бы не было марксизма, социалистических движений, борьбы трудящихся за свои права, их идейных вдохновителей с их борьбой на идейном фронте, то сейчас царили бы планетарный фашизм, узаконенное рабство, торговля людьми, показательные казни, нечеловеческие условия труда. Царила бы идеология махрового ницшеанства и не было бы демагогической трескотни либералов о правах человека.
Значит "работа любви", по выражению Григория Померанца, все-таки происходит. Значит идеи возвышенных справедливых отношений, захватывая людей, вторгаются в мир и меняют историю. Значит громада идеализма культуры воздвигнта не напрасно.
Среди необъятной стихии культуры особенно возвышаются две различные, но одинаково величественные идеи справедливости: идея Христа и идея Ленина.
Учение Христа зародилось в гуще рабовладельческого строя. В эпоху засилия самой грубой эксплуатации и самого дикого неравенства идея Христа о равенстве людей перед богом прозвучала весьма революционно. Однако идея эта казалась тогда слишком утопичной и ее осуществление переносилось на небо. Поэтому идеализм Христа носил слишком умозрительный и довольно безобидный характер. Но и в таком виде он серьёзно повлиял на мировоззрение общества.
Идеи Ленина, вобрав опыт небывалого успеха науки Нового времени, носили уже в основном практический характер. Ленин - великий идеолог практической справедливости. И как практик, он выступал известным антиподом умозрительного идеалиста Христа. Хотя и тот и другой были великими идеологами справедливости. В то же время практическая справедливость не может быть такой безобидной. Она предназначена к практическому воплощению. И потому связана с борьбой, потерями, взятием на себя вины и ответственности, ибо только так можно чего-то добиться в этом мире.
Христос возвестил нам идею равенства и справедливости, Ленин решил осуществить её в реальном мире. Оба они - величественные символы идеальных стремлений человечества. Обоим воздвигнты великолепные памятники, которые являются не столько памятниками конкретным историческим деятелям, сколько квинтэссенцией чаяний большинства людей. А это уже требует уважения и сбережения. Эти монументы исторической памяти служат наглядным укором миру капитала со стороны мира труда, постоянным напоминанием о необходимости сокращения неравенства, необходимости заботы о простых людях. И пока мы чтим историю, мы не скатимся в беспросветную тьму мира хищников, мы будем неуклонно идти к справедливости.

1.0x