Турецкие ВВС начали наносить удары по объектам сирийских курдов, которые ранее находились под защитой военных США. Это является началом военной операции Турции на северо-востоке Сирии.
В 1920-х годах курды из-за религиозного конфликта объявили Ататюрка Антихристом. Ататюрк к тому же утверждал, что все проживающие на территории Турции — турки, а утверждающие иное просто забыли, что они турки. Например, курды — это те, кого враги научили, что они не турки. Турция, Ирак, Сирия и Иран заключили друг с другом соглашение о совместной борьбе против общего врага — курдов, и к концу 1930-х годов с «курдским вопросом» во многом справились.
В 1960-е годы часть турецких курдов приобщилась к прогрессу — поступила в турецкие университеты. Учились в основном на гуманитарных факультетах, став национальной интеллигенцией со своей национальной идеей — смеси племенных традиций и ленинского коммунизма. В натовской Турции курды определяли себя пролетариями, угнетёнными капиталистическими турками.
Есть ещё иракские курды, которые при английской оккупации Ирака получили очень много привилегий, поскольку англичане в своей политике «разделяй и властвуй» делали ставку на меньшинства, и в частности, на курдов. Англичане создали и иранских курдов, создав им отдельные школы, язык и литературную традицию.
Около половины турецких курдов — сторонники Рабочей партии Курдистана. Это люди, шагнувшие из племенного сознания сразу в марксизм. В своё время в курдских районах строили очень много школ с религиозным уклоном, но изучали там «Капитал». В 1970-е годы студент-курд должен был сразу определиться с идентификацией: курд-коммунист или исламист. Он вступал в землячество, платил партийные взносы, участвовал в митингах и уличных боях. Курды, исповедующие коммунистические взгялды, происходят из езидских племён. Езидизм — религия, близкая к зороастризму.
Курдов у нас традиционно со времён СССР любят, особенно с 1980-х, когда разыгралось жёсткое противостояние между Турцией и Сирией — другом Советского Союза. В середине 1980-х Фронт освобождения народов Курдистана уже насчитывал тысячи бойцов. Рабочая партия Курдистана формировала базы в Ливане и Сирии. В ходе этой войны, по самым скромным оценкам, погибло около 40 000 человек.
В середине 1980-х годов Хафез Асад мобилизовал курдского лидера Абдуллу Оджалана на партизанскую войну против Анкары, но к 1998 году под давлением Турции официальный Дамаск был вынужден отказать высокопоставленному курду в политическом убежище. К преследованию Оджалана подключились Вашингтон и Тель-Авив. Абдулла Оджалан получил временное пристанище в Греции, откуда его переправили в греческое посольство в Кении, а 15 февраля 1999 года в Найроби высадились турецкие коммандос, которые захватили у аэропорта машину с собиравшимся лететь в Нидерланды мятежным лидером. Его вывезли на личном самолёте турецкого миллионера Джефита Каглара, и сейчас он отбывает пожизненное заключение в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море.
Анкара для налаживания диалога с курдами стала активно вовлекать их во внутреннюю политику Турции, продвигать в депутаты; территории, заселённые курдами, начали развивать: строить плотины, расширять сельхозугодья.
За счёт таких «послаблений» Эрдогану удалось притушить курдскую проблему.
Роковым периодом для судеб курдов стала «арабская весна», когда Турция сполна вложилась в развал Сирии. В результате почти весь сирийский север (вместе с турецкой границей) захватила Рабочая партия Курдистана. Эти курды настроены радикально: им ничего не надо, кроме Оджалана и Курдистана. Их отряды народной самообороны — боевики, ведущие жесточайшую курдизацию. Это абсолютные фанатики курдского национализма и совершенно не похожи на сирийских курдов-романтиков, любящих Ленина. В итоге турецкие курды, с их численным и идеологическим перевесом, стали верховодить сирийскими курдами. Они выгнали партию «Баас», разогнали всех умеренных, развесили по улицам флаги Оджалана и, по его заветам, стали строить федерацию свободных общин. Американцы в данном случае являются их лучшими ситуативными союзниками, потому что поддерживают развал Сирии.
Оджалан в тюрьме времени не терял, а читал американского анархиста Мюррея Букчина, добавившего в «учение» Кропоткина феминизм. По его доктрине, женщины настолько не похожи на мужчин, что у них совершенно иной взгляд на всё в этом мире: от сельского хозяйства до астрономии. Поэтому в будущем государстве должны назначаться по два министра на каждое направление - мужчина и женщина. Эта новая наука о мировосприятии курдских женщин преподаётся в университете и называется «Жинеология» (от слова «жине» — женщина).
Северную Сирию, согласно этой концепции, поделили на кантоны, управляющиеся женщинами. Главная среди них — сопредседательница Совета Демократической Сирии Ильхам Ахмад. Это имя — что-то вроде позывного, так как никто не знает, когда и где она родилась, и кто она такая вообще! Но именно её окружение блокирует все предложения допустить русских инженеров для налаживания добычи и переработки нефти.
Нельзя забывать, что курды — это кочевые племена, которые жили на стыке иных этнических миров. Структуры современной Рабочей партии Курдистана держатся на жёстком насилии, они силой побуждают народ голосовать. В турецком Курдистане на границе с Ираком есть город Силопи — столица контрабандистов. Там ведут полулегальный образ жизни, торгуя героином и создав на юго-востоке страны параллельную систему налогообложения. Боевики Рабочей партии Курдистана приходят к бизнесменам и под страхом смерти заставляют значительную часть налогов утаить и отдать им. Также надёжным членам РПК помогают наладить бизнес. Например, в Ираке мазут стоит в несколько раз дешевле, чем в Турции. Схема проста: тебе выдают грузовик, заезжаешь на территорию иракского Курдистана, заправляешься мазутом и уезжаешь обратно; там его сливаешь и возвращаешься за новым. А с таможенниками договариваешься, и они «не замечают» твои пять беззаконных «прогулок» туда и обратно.
В Вашингтоне делают ставку на курдов, потому что американцам необходима непрерывная война на Ближнем Востоке. Израилю это тоже выгодно: пока арабы, курды, турки убивкают друг друга, они не трогают израильтян. Поэтому они тоже поддерживают курдов, но в широком спектре: от РПК до иракских барзанистов - последователей Мустафы Барзани.
В текущей ситуации острого противостояния между курдами и Турцией Россия, признавая, что курды внесли большой вклад в борьбу с запрещённым в России ИГИЛ, готова поддерживать лишь мирные инициативы по созданию курдских автономий с сохранением территориальной целостности тех государств, где проживают курды.