Авторский блог Евгений Фатеев 00:00 8 мая 2019

Тотальная сверхмассовая

тьмы низких жанров, творящих людей, не замечаются Большой культурой
5

Настоящее обычно случается немного мимо, немного по недомыслию и недосмотру, очень незаметно. Потом оно вдруг властно является на порог в лице каких-то странных незнакомцев, которые взялись из неведомого «откуда-то».

Собственно настоящее почти всегда оценивается с точки зрения прошлого, эдак странно ретроспективно. Именно так, вхолостую, работает огромный, патронируемый сильными мира сего, подпитываемый большими ресурсами, механизм Большой культуры. Вхолостую, или мимо. Сегодня у нас в культурной отрасли много всего мимо. Рубрикатор Большой культуры безнадежно устарел. Самое бросающееся в глаза «мимо» - это стойкая неспособность Большой культуры даже заметить культуру сверхмассовую, которую составляют сегодня реклама, дизайн, компьютерные игры и другие культурные жанры, обладающие значительным, едва ли не определяющим влиянием, исключительной эффективностью. Если массовая культура всё-таки оставляет для потребителя культурного продукта некоторый зазор возможности неучастия, игнорированая, культура сверхмассовая столь тотальна, что человек вынужден самоопределяться по отношению к ней. Рассмотрим такой низкий культурный жанр, как реклама. 

Будучи изначально нежеланной коммуникацией, самый момент своего рождения реклама породила и культуру игнорирования себя, культуру игнора. С тех пор началась бесконечная гонка вооружений рекламодателей и потребителей. Пока потребитель проигрывает. Реклама сегодня мутирует в «нативную», разрешенную, легальную рекламную «нерекламу». Современная реклама не только паразитирует на Большой культуре, но и создает свой культурный, ментальный синтаксис. Современная реклама ежедневно, ежечасно делает людей. Современная реклама уже становится самостоятельным контентным жанром в Youtube. Уже не кажется абсурдной ситуация, когда приходится посмотреть рекламу прежде чем посмотреть рекламу. Реклама, обоснованная маркетинговой антропологией, порождает очень интересного и непознанного маркетингового человека, у которого уже вовсю формируются новые стандарты потребления, новое потребительское поведение. Мимоходом в маркетингового человека загружаются какие-то ценности. Происходит большая работа на каких-то невероятно поверхностных уровнях поверхностности, ускользая от алкающих оригинальных и необычных объяснений деятелей Большой культуры, выпадая из силового поля интерпретации и осмысления. То же самое и с дизайном, который не только «оформляет», но и создает вещный синтаксис, а также эдакую выемку, для которой предполагается уже какой-то другой, новый человек. Таким образом и дизайн соучаствует в делании человеков. Тьмы низких жанров не замечаются Большой культурой. 

Как выясняется, эти низкие жанры, эти отрасли еще и вопиюще несуверенны. Рекламный рынок, годовой оборот которого составляет уже свыше  7 млрд. долларов, в нашей стране почти монополизирован так называемыми «сетевиками», подразделениями глобальных игроков. Эти игроки уже не удовлетворяются только столицами, но и устремляются в регионы. У нас в Екатеринбурге локальные игроки уже нередко вынуждены конкурировать с BBDO и другими мейджорами, чего раньше не наблюдалось. Очень часто кормильцами иностранного рекламного бизнеса становятся не только иностранные производители, на плечах которых он и вошел в страну, но и государственные компании и даже государственные органы. В итоге именно рекламная отрасль каким-то магическим образом осталась в стороне даже от разговоров об импортозамещении и суверенизации. 

Большая же культура шумит по поводу: 

- театральных постановок, виденных, дай Бог, тысячами
- книг, читанных, в лучшем случае, десятками тысяч
- фильмов, виденных сотнями тысяч, а если повезет, то и парой-тройкой миллионов
- видео в Youtube, просмотренных в самых удачных случаях, с разной степенью погружения, десятками миллионов. 

А в это время постоянно, негромко, системно, эффективно кто-то делает людей. Вообще всех. Делает осознанно, управляясь какими-то неведомыми нам целями и ценностями. Пора начать говорить об этом. Хотя бы говорить, хотя бы спорить об этом человекоделании. Иначе совсем скоро мы повстречаемся с новыми незнакомцами. Далеко не для всех эта встреча окажется радостной. 

Публикация: Взгляд

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
2 мая 2019 в 19:19

"тьмы низких жанров, творящих людей, не замечаются Большой культурой"

А есть она нынче Большая культура? Утонула, вероятно, в тьме низких жанров.

2 мая 2019 в 22:18

...

Брань Света с тьмою в сердце каждом,
Добра и зла среди людей.
Мой ДРУГ, БУДЬ КРЕПОК И ОТВАЖЕН,
ДОЛГ ИСПОЛНЯЯ С СИЛОЙ ВСЕЙ.

Свой крест, своё предназначенье
Осознавай во всякий миг:
МЫСЛЬ, СЛОВО, ДЕЛО – все явленья
ТВОИ ПУСТЬ СОВЕРШАЮТ СДВИГ –

Сдвиг к Свету, Благу, Миру, Ладу,
К Любовью сотворённу Саду,
К ТОРЖЕСТВУ ЖИЗНИ, В ДУХЕ БРАТСТВУ,
К Небесному для всех Богатству.



Благословенен ДОБРЫЙ ПУТЬ РОССИИ,
НА БЛАГО ВСЕХ грядёт глава – Мессия.
Всевышний Человека открывает,
И каждый свой путь ныне выбирает.

http://единение.рус



#АзъЧеловекъ и #Вселюдидобрые в #ЕдинениесДобром
#НаполнимМирДОБРОМиСВЕТОМ
#наблаговсех

Сие #ДобраяРоссия #ДобраяРусь #ДобраяЗемля

☀☀☀

https://vk.com/petrgelasimov

3 мая 2019 в 10:10

В «самый момент своего рождения реклама породила и культуру игнорирования себя, культуру игнора»
Кое-что из личного опыта постижения «культуры игнора»:
Хорошо, что на телевизионном пульте, предусмотрена кнопочка со знаком перечеркнутого громкоговорителя (динамика), полностью отключающая в телевизоре звук. Поистине, это настоящее спасение от «культуры рекламы». Когда я смотрю телевизор, пульт лежит у меня под рукой, словно пистолет, наготове. И в первую секунду рекламы рука делает молниеносное движение к пульту и затем мгновенный нажим на эту заветную кнопку. И так - уже с четверть века, пока нас ежечасно мурыжат этой «культурой». За эти четверть века я ни единой вещи не купил, руководствуясь этой рекламой, и впредь покупать не намерен. Но в последние года стали донимать еще и мельтешением изображения - имею в виду мелькание кратких (в 1-2 секунды) разнообразных видеофрагментов, коих за одну только минуту может смениться несколько десятков. Поэтому приходится нажимать еще одну кнопку - устанавливать на экране таблицу с расписанием передач (программой) на все время «рекламной паузы».
И еще: удобно во время рекламы сходить пописать, если приспичит.
Вот и вся «культура».

13 мая 2019 в 12:30

Мне надоело пультик жмякать. Просто избавился от ящика.

15 мая 2019 в 23:46

Рекламная отрасль оставалась в тишине. Так автор сказал. Причина проста. Рекламный бизнес- не только продвигает образы и идеи, и ценности, он отмывает огромные деньги. Например, этой зимой на одном каналов гулял ролик ГАзпрома о газопроводе Сила Сибири который идет в Китай. Он для кого этот ролик? Китайцы уже подписаллись на него. Для кого? Зачем? Ролик, да еще в правильное время показанный, больших денег стоит. На самом деле, если копнет какой аудит серьезный, или органы копнут,то может выясниться что себестоимость ролика процентов 20 от суммы контракта. Остальные деньги, за вычетом комиссии на обналичку и транзит возвращены заказчику. Хотя, может, я и ошибаюсь наговариваю, домысливаю непотребности всякие.Это токмо от непонимания зачем нужен данный ролик.Если что, извиняйте, братцы. От незнания, по серости своей.