Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 21:46 8 июня 2019

Кругом трусость, измена и обман, или…Екатеринбургские уроки

Эти слова были сказаны Царём Николаем II в дни Февральского мятежа. Но сейчас речь совсем о другом – о выводах из Екатеринбургских событий мая 2019 года.

Мне давно был интересен ответ на следующий вопрос: имеет ли право верующий народ на мирный, гражданский протест? И если да, то где об этом можно прочитать?

В Основах социальной концепции РПЦ, принятых на Архиерейском Соборе 2000 года в III главе «Церковь и государство» в 5-м пункте говорится, что Церковь «не властна… умолкнуть и прекратить проповедание истины, какие бы иные учения не предписывались… государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства… Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей при любых обстоятельствах.

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении… со стороны церковной полноты. Церковное священноначалие… может… призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; …обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Апостолу Павлу принадлежат следующие слова: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Послание к Римлянам, глава 13, стих 1, 2).

Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания (в том числе и синодального), далеко не всякая власть - от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13, 1). Славянское слово «аще» означает отнюдь не «которая», а «если». Сравним греч. «ου γαρ εστιν εξουσια ει μη απο θεου». В латинском переводе Библии (Вульгата) и староанглийском переводе Библии Короля Иакова соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая».

Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих» - имеющих высшую власть от Бога. Власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, наивысшим проявлением которой станет временное торжество антихриста, которому христианам уж никак не должно повиноваться.

Богодухновенную мысль Апостола развивает блаженный Августин (IV-V век): «При отсутствии справедливости, что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства».

И в заключение – слова святителя Филарета Московского (Дроздова): «…установленные людьми формы власти Богу не угодны. Властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста...»

На фото: один из Екатеринбургских митингов-молитв, которые ежедневно стали проводиться в 19 часов местного времени после того, как была заморожена стройка восстанавливаемого Собора Святой Екатерины.

1.0x