Авторский блог Игорь Бойков 18:20 29 марта 2018

Кризис переструктуризации

масштабная атака Запада на Россию максимально обострила проектный кризис внутри нашей страны.

Масштабная дипломатическая атака, предпринятая коллективным Западом против России в связи с “делом Скрипаля”, ещё более заостряет и так уже несколько лет как ребром поставленный перед нашей страной и нашим обществом вопрос. С каждой новой порцией введённых против РФ экономических санкций, с каждой новой партией высланных из той или иной западной страны российских дипработников, с каждым новым примером ущемления российских интересов на международной арене, будь то политика, дипломатия или спорт, проблема выработки нового национального проекта выступает всё более рельефно. Затеянная Великобританией и США синхронно с президентскими выборами “чистка” российских дипмиссий в Америке и Европе выглядит предельно символично. Зримо начавшийся в 2014 г. процесс “отстыковки” России от Запада, прильнуть к которому с конца 80-х годов возмечтала правящая верхушка, а вместе с ней - чего уж греха таить! – и значительная часть народа, судя по всем признакам, превратился в необратимый. Несмотря на очевидное сопротивление такой “отстыковке” высших кругов РФ, выбранный американскими и европейскими элитами курс на выдавливание России из западного политического и экономического пространства проводится очень последовательно, не оставляя отечественным верхам фактически ни единого шанса на то, чтобы хоть как-то зацепиться за гонящий их от себя прочь “цивилизованный мир”. Жизнь в условиях ощутимого прессинга Запада – вот наша очевидная и безальтернативная перспектива.

Такая жизнь, без сомнения, потребует от России коренной и в значительной степени болезненной переструктуризации на всех уровнях, начиная от высоких сфер экономики, политики, идеологии, образования и заканчивая повседневным бытом. Невозможно и абсурдно рассчитывать успешно отбивать системные атаки Запад, не сняв государственной задачи войти в этот же самый Запад. Стремление сохранить противоестественное состояние двойственности только делает нашу страну перед лицом усиливающейся угрозы лишь более уязвимой.

Разумеется, уход нашей страны из “цивилизованного мира” будет протекать мучительно и в значительной степени против воли элиты.

С момента открытого провозглашения позднесоветскими верхами курса на вхождение “в наш общий европейский дом” прошло тридцать лет, и вплоть до последнего времени этот курс был не просто официален, а, по сути, тотален. Какую сферу жизни в современной России ни возьми – почти в каждой из них наша страна по основным параметрам жизнеустройства прочно подогнана под “евростандарт”. Отказ от него не может происходить легко. Я не хочу, чтобы мои слова были поняты примитивно: в некоторых случаях заимствованный опыт действительно пошёл нам на пользу. Но в целом – в главном! – курс на вхождение в западный мир оказался губительным для страны, её экономики, её народа. Сегодня он на наших глазах терпит очевидное политическое и моральное банкротство, которое по масштабу своему и по глубине в чём-то даже сродни тому, что терпел в 80-х годах прошлого века социалистический курс.

Безусловно, не правы те политические и общественные деятели, которые, будучи оглушены триумфальными для В.Путина итогами президентских выборов, заговорили о погружении нашей страны в новый застой. Сытный застой, возможно, и видится известной частью российских элитариев как идеал, но впасть в него нам очевидно не позволят. Напротив, нас со значительной долей вероятности ожидает период серьёзной турбулентности, и сколь она будет сильна, сделается ясно в ближайшие год-полтора. Между брежневской эпохой в жизни СССР и путинской эпохой в жизни России есть принципиальная разница. При Брежневе, в условиях достигнутого военного и политического паритета, Запад воспринимал нас как равнозначного противника, все необходимые “красные линии” в отношениях с которым были строго оговорены и определены. Сегодня, в условиях, когда России, во многом вынужденно и отчасти даже не вполне осознанно, в силу обстоятельств, пришлось начать ломать сложившийся к концу 90-х годов новый мировой порядок, вся система международных отношений пришла в состояние глубокого кризиса. Это, разумеется, не означает, что Россия и США оказались буквально в шаге от полномасштабной войны, как трубят о том некоторые политологи, но новые “красные линии” приходится наносить на карту новой холодной войны второпях и буквально “на коленке”, действуя по большей части методом проб и ошибок. Нельзя забывать, что Западу и его лидеру – Соединённым Штатам - тоже есть, что терять. Тот мировой порядок, что они кропотливо создавали после исчезновения Советского Союза, бомбя и разоряя пробующие сопротивляться страны, сегодня всерьёз поставлен под сомнение. Причём, отнюдь не одной лишь Россией, но и поднявшимися азиатскими державами – Китаем и Северной Кореей. “Страны-ревизионисты” – такое определение лидеры США вполне официально дали не только нашей стране, но и Китаю. И дали, надо полагать, не ради красного словца. Нет оснований надеяться, что США и западный блок сдадут завоёванное было абсолютное мировой лидерство столь же безропотно, как сдал когда-то свою “красную ойкумену” Советский Союз.

Главнейшей и насущной задачей четвёртого президентского срока В.Путина, причём, независимо от того, желает того он и его окружение или нет, объективно будет являться фактическая пересборка России. Исчерпанность прежнего “встраивающего“ проекта очевидна, цепляться за него дальше губительно для народа и страны, а также - что важно! – для той части элиты, что осталась президенту лояльна. Начинать такую пересборку в ближайшее время придётся по причинам абсолютно объективным: в режиме усиливающейся конфронтации действующие экономическая и политическая модели становятся всё менее состоятельными. Созданные для совершенно иных целей и в принципиально иных условиях, они не могут теперь гарантировать правящим кругам РФ даже простого выживания в сколько-нибудь долгосрочной перспективе.

При всём при этом надо понимать, что выработка иного, альтернативного проекта – это задача поистине общенационального масштаба, требующая максимальной концентрации интеллектуальных сил всех лучших представителей общества. Более чем наивно рассчитывать, что его единолично и по доброй воле осуществят методично загоняемые в угол элиты РФ. Элиты в подавляющем большинстве своём будут цепляться за существующий, обанкроченный проект до последнего, ведь официальный отказ от него для значительного числа входящих в высшие эшелоны людей окажется равнозначен жизненному краху. Хуже того, сколько-нибудь цельных контуров такого проекта пока не просматривается, и здесь надо признать, что нелиберальная оппозиция оказались, в данном случае, немногим более творческой, чем критикуемая ею власть.

Создавая для российских нуворишей на своей территории режим нарастающего дискомфорта, выдавливая их обратно в разграбленную ими же самими страну, западные стратеги новой холодной войны, осознанно или нет, обостряют в России проектный кризис, способствуют усилению турбулентности. Выход из её зоны видится пока смутно, но совершенно очевидно, что простой консервацией существующего – а так, вероятно, мечталось бы многим в российских верхах - проблемы не решить. Внутренняя переструктуризация: мягкая, добровольная, либо жёсткая, вынужденная – вот к чему влечёт страну логика начавшегося исторического процесса. Такая переструктуризация, без сомнения, будет сопровождаться внутренним кризисом. Но необходимо осознать и другое: малодушный отказ от неё с огромной долей вероятности приведёт Россию к историческому поражению, ещё более тяжкому, чем понесённое в 1989 – 1991 годах.

1.0x