Авторский блог Александр Владимиров 14:02 13 ноября 2014

Кризис и мы

Санкции вынудили руководство страны сделать базой обеспечения продовольствием отечественного сельхозпроизводителя. Однако сделать это непросто, нужна соответствующая инфраструктура, которой пока не хватает. Так ли много у нас сейчас хранилищ, холодильных установок, элеваторов? Необходимо крупные капиталовложения в строительство этих объектов.
На вопросы «Завтра» отвечает доктор экономических наук, профессор Виталий Шумаев.

«ЗАВТРА». Насколько установленные Западом санкции могут повилять на обеспеченность продовольствием населения России?

Виталий ШУМАЕВ. Введенные санкции вынудили президента и правительство принять решение об обеспечении населения продовольствием за счет внутренних резервов. И это можно считать благом, поскольку ранее была ориентация на импорт. А отечественные производители просто не находили потребителей. То есть санкции вынудили руководство страны сделать базой обеспечения продовольствием отечественного сельхозпроизводителя. Однако сделать это непросто, нужна соответствующая инфраструктура, которой пока не хватает. Так ли много у нас сейчас хранилищ, холодильных установок, элеваторов и т.д.? Необходимо крупные капиталовложения в строительство этих объектов. Но перед тем как вкладывать средства, следует разработать грамотные проекты их расположения с учетом близости их к потребителям, объемов хранения и переработки, а также возможностей транспортировки. То есть мы приходим к комплексной задаче федерального масштаба. Потребуется логистизация всего пространства. И осуществить ее следует в рамках специальной, федеральной, целевой программы «Логистизация РФ до 2030 года».

«ЗАВТРА». И что нам даст такая программа?

Виталий ШУМАЕВ. Обязательное строительство транспортных артерий и комплексных логистических узлов вызовет необходимость и возможность развития промышленности, сельского хозяйства, строительства и сферы услуг. У нас изменится ситуация с развитием энергетики (гидроэнергетики, атомной и топливной энергетики; строительство ветряных, солнечных, волновых и др. электростанций), увеличением добычи нефти и газа, развитием экспорта продукции более глубокой переработки, расширением использования современных технологий в машиностроении, замещением импорта, разработкой и производством современных скоростных транспортных средств, рациональным использованием лесных ресурсов в производстве материалов, восстановлением лесных ресурсов, ростом жилищного и бытового строительства. И, наконец, - с созданием современных животноводческих, птицеводческих производств для нужд России и экспорта. Увеличится сбор сельскохозяйственных продуктов, возникнет инфраструктура, направленная на увеличение количества и объемов хранилищ и объектов переработки продукции.

«ЗАВТРА». То есть вы ратуете за переход на современные логистические технологии?

Виталий ШУМАЕВ. Безусловно! Ведь это даёт любому региону (и всей стране) целый ряд преимуществ. И получение дополнительной прибыли (снижение себестоимости продукции) за счёт обеспечения завершённости цикла “добыча сырья- переработка- производство и реализации готовой продукции”, и привлечение отечественных и зарубежных грузопотоков и инвестиций за счёт инфраструктурной подготовленности региона, и смягчение ситуации с неплатежами за счёт создания ассоциированных структур, и рациональной планировке городов, и развитие современной социальной, деловой инфраструктуры (жильё, связь, пассажирский транспорт, розничная торговля, индустрия отдыха, общепита, сервиса), и снижение экологической нагрузки на территорию, и консолидацию участия крупного и среднего бизнеса в развитии региональной экономики. И еще много-много чего! Социально-экономический эффект полной “логистизации” экономики (которую уже достигли индустриально развитые, а поэтому и ставшие развитыми) страны не поддаётся количественному расчёту. Он соизмерим с эффектом таких этапов научно- технического прогресса, как электрификация, индустриализация, химизация, компьютеризация народного хозяйства. Логистическая сеть может быть уподоблена энергетической сети или Интернету, однако если в первых передаётся энергия и информация, то в логистике - материальные потоки.

«ЗАВТРА». Но этой программы пока нет?

Виталий ШУМАЕВ. Пока нет. Но она крайне необходима. Ведь если строить отдельные объекты, без единой системы управления, то мы просто можем выкинуть деньги на ветер.

«ЗАВТРА». Кто-то о такой программе думает?

Виталий ШУМАЕВ. Возможно, кто-то и думает. Только до нас эти думы не доходят. Потому и отстаем.

«ЗАВТРА». Вы можете привести более конкретные примеры взаимосвязи логистической инфраструктуры и сельскохозяйственного производства?

Виталий ШУМАЕВ. Давайте посмотрим это, на примере США, где хорошо организовано хранение и транспортировка зерна. Первичными у них являются хранилища фермерских хозяйств. Заготовительный местный элеватор играет ключевую роль в движении зерна с фермы на рынок. В пшеничных районах США таких элеваторов насчитывается около 10 тысяч. Процесс маркетинга начинается, когда фермер доставляет пшеницу на местный элеватор. Когда американские фермеры собирают урожай пшеницы, у них имеется возможность выбора: либо сразу продавать и поставлять пшеницу на местный заготовительный элеватор по преобладающим рыночным ценам, либо хранить пшеницу у себя на фермах в зерновых бункерах или на местных элеваторах в надежде продать ее позднее по более высокой цене, или продавать пшеницу с будущей поставкой или по форвардному контракту, или использовать хранящуюся пшеницу как залог для получения ссуды (без права требования возмещения возможных потерь при реализации заложенной продукции) от государства. Этим они получают полезный источник дохода до того времени, когда они принимают решение о продаже пшеницы на рынке или ее доставке в распоряжение государства взамен выплаты полученного займа.

Все местные элеваторы принадлежат и эксплуатируются частными лицами. Они отличаются по размеру, но выполняют одну и ту же функцию: являясь пунктами сбора и закупок зерна у производителей, откуда пшеница поступает далее на рынок. Пшеница, доставляемая грузовиками с близлежащих ферм, взвешивается, отбираются пробы зерна для оценки ее качества и определения класса по государственным стандартам США. Затем пшеница либо помещается в элеватор на хранение, либо железнодорожными составами, баржами или грузовиками отправляется далее покупателям: экспортерам, терминальным элеваторам, перерабатывающим предприятиям или агентам.

Из местных заготовительных элеваторов, зерно направляется в большие центральные накопительные объекты для хранения и распределения, называемые "терминальными" или "субтерминальными" элеваторами.

Элеваторная промышленность США и Канады представляет собой широко разветвлённую сеть зернохранилищ, которые подразделяются на четыре уровня, транспортно связанных между собой - фермерские зернохранилища, окружные или местные элеваторы, располагаемые недалеко от автомагистралей, железнодорожных и водных путей, субтерминалы и терминалы, портовые или экспортные элеваторы.

Примерно такая же градация принята и в других зернопроизводящих странах. В зарубежных странах характерно приближение функций по первичной обработке и хранению зерна ближе к его производству - на фермы.

Обращаю внимание и вот на что. В США и Канаде на берегах рек расположено несколько сотен элеваторов и зернохранилищ разной производительности с причалами для погрузки - выгрузки с барж. Только на небольшой реке Снейк на северо- западе США имеется до 10 зерновых портов, не считая множества причалов портов общего пользования, способных принять и отправить зерновые лихтеры.

А вот у нас – наоборот. Использование водного транспорта оставляет желать лучшего. А ведь для России (с её самыми крупными реками Евразии и мира) он всегда играл и играет особую народнохозяйственную роль. В новых условиях хозяйствования задействование в национальной грузовой системе самых протяжённых в мире внутренних водных путей и эффективного (как признано многими даже зарубежными компаниями) отечественного флота типа “река- море” может дать целый ряд сильных дополнительных преимуществ. Это и возможность прямой бесперевалочной транспортировки груза от причала российского предприятия на реке в зарубежный внутренний порт или даже непосредственно на причал фирмы- грузополучателя, и дополнительные транспортные мощности ( одно среднее по размерам судно типа «река- море» равно по грузовместимости целому железнодорожному эшелону при существенной экономии топлива и масла) и потенциал безопасности и экологичности, и т. д. и т. п.

И опять приходим к тому, что задачу следует решать комплексно: строить новые порты, причалы, суда, речные и река-море. Повторюсь, крупных мультимодальных центров, охватывающих железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный транспорт, складов и хранилищ, у нас очень немного.

«ЗАВТРА». Но где брать деньги на строительство?

Виталий ШУМАЕВ. Финансирование здесь должно вестись на основе государственно-частного партнерства. Однако с инициативой - выступить государство. Целесообразно использовать механизмы особых экономических зон. Если программа будет принята как федерально-целевая (ФЦП), то в бюджете должно быть предусмотрено финансирование отдельной строкой.

И поменьше бы отправлять денег в так называемый стабилизационный фонд

«ЗАВТРА». А привлечение сюда иностранных инвестиций?

Виталий ШУМАЕВ. Механизм особых экономических зон предусматривает снижение налогового бремени, что является привлекательным как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Но лично я не сторонник «массового» привлечения иностранного капитала. И еще надо смотреть: кого к нам пускать. А то так можно всю Россию продать.

«ЗАВТРА». Многие сейчас жалуются на возросшие цены на продукты питания. Это объективный процесс в нынешних условиях?

Виталий ШУМАЕВ. Здесь имеют место быть объективные предпосылки. Но, наряду с этим, и производители и торговые предприниматели пользуются моментом, вздувая цены. Антимонопольной службе необходимо усилить контроль цен.

«ЗАВТРА». Может, действовать здесь жестко, вплоть до уголовных мер?

Виталий ШУМАЕВ. Согласен. Но и в законодательстве должны быть определенные нормы, способствующие наведению порядка в этом вопросе. И пока Государственная Дума разрабатывает и утверждает нужные законы, можно пока регулировать ценовые вопросы указом президента РФ или постановлением правительства РФ.

«ЗАВТРА». Указ президента должен касаться только ценовой политики?

Виталий ШУМАЕВ. Нет, не менее важно и качество предлагаемой продукции. Обеспечение производства и продажи качественной продукции необходимо жестко установить. При этом запретить всякие искусственные добавки, ГМО и т.п. В результате общество привыкнет к определенному стандарту натуральных продуктов (как в Белоруссии, например). И оно их ждет.

Когда санкции отменят, то следует ожидать наплыв иностранных продуктов. И здесь у РФ будет законный повод (в условиях правил ВТО) не пропускать некачественную продукцию, которую западные страны стремятся сбросить на российский рынок. А иностранная качественная продукция стоит дороже отечественной и потому она вряд ли составит конкуренцию на нашем рынке.

«ЗАВТРА». Но ведь некоторые виды некачественных продуктов уже сейчас запрещают к ввозу в Россию.

Виталий ШУМАЕВ. Запрещают, а они опять появляются. Указом должна быть предусмотрена достаточно жесткая ответственность за нарушение этих правил. И еще более серьезную ответственность следует предусмотреть за контрафактную продукцию.

«ЗАВТРА». Мы часто говорим «должно». Но этого нет. Мало того, рост цен в настоящее может привести к серьезным социальным конфликтам. Говорят, наш народ терпелив. Но это было раньше. Сейчас народ, особенно молодежь, вряд захочет терпеть ухудшение своего экономического положения. Не кажется ли вам, что мы стоим на пороге серьезных конфликтов?

Виталий ШУМАЕВ. Вопрос, как мне представляется, не совсем корректен. Может быть у нас кризис, а может и не быть. Некоторые моменты кризисной ситуации наблюдаются и сегодня. Нам не нужно думать о потрясениях, а действовать. Действовать так, чтобы не допустить их.

«ЗАВТРА». Насколько я в курсе, оборудования для обработки сельхозпродуктов сейчас не хватает?

Виталий ШУМАЕВ. Согласен. Дело в том, что наше станкостроение не выпускает высокотехнологичного оборудования – его надо закупать за рубежом. Несмотря на санкции, которые можно обойти, надо приобретать это оборудование в странах, не связанных обязательствами по санкциям. Для этого могут служить средства, так называемого стабилизационного фонда (в настоящее время он разбит на два фонда), которые накапливались для… недопущения их в Россию. Иначе, мол, будет инфляция. Однако денег из нашей страны вывозится больше, чем вкладывается в этот стабилизационный фонд. А закупка оборудования в других странах уж никак не вызовет инфляцию в нашей стране. Поэтому их надо тратить. И тратить с пользой!

«ЗАВТРА». Какую роль для нашего сельского хозяйства сыграло присоединение к ВТО?

Виталий ШУМАЕВ. Присоединение России к ВТО с нынешним состоянием зернового транспортно-складского и погрузочно-разгрузочного хозяйства ещё более укрепит динамику убыточности российской продукции (в том числе продовольственной) на мировом рынке. Перспективные планы Запада в этом направлении объясняются неизбежностью дальнейшего падения сельхозпроизводства в России и ростом у постсоветских государств продовольственного импорта. Можно догадываться, что строительство (или подготовка к нему) западными корпорациями крупных инфраструктурных объектов, вероятно, было нацелено на рост поставок в Россию продовольствия из США, Канады и Европы.

Беседовал Александр Владимиров

1.0x