Авторский блог Михаил Кильдяшов 00:00 12 декабря 2013

Кристалл славянского единства

В гуманитарной науке мы часто слышим выражение "праславянское единство", будто стремящееся убедить нас в том, что славянская общность — это нечто древнее, невозродимое, канувшее в лету. Якобы раскололись наши славные предки на восточных, южных и западных, накопили за целые столетия множество неразрешимых противоречий: национальных, географических, конфессиональных ,— и теперь единый славянский мир — это миф, подобный Китеж-граду или Беловодью.

В гуманитарной науке мы часто слышим выражение "праславянское единство", будто стремящееся убедить нас в том, что славянская общность — это нечто древнее, невозродимое, канувшее в лету. Якобы раскололись наши славные предки на восточных, южных и западных, накопили за целые столетия множество неразрешимых противоречий: национальных, географических, конфессиональных ,— и теперь единый славянский мир — это миф, подобный Китеж-граду или Беловодью.
Но при этом удивительно, что сегодня, когда стремятся вывести мир из духовного равновесия, лишить его Божьей правды, в первую очередь бьют по славянскому единству: достаточно вспомнить натовские бомбежки Югославии, катынскую трагедию или нынешний Евромайдан.
Но, видимо, западному миру никогда не понять, что славян объединяло и объединяет нечто большее, чем общая валюта или претензии на мировое господство. Общность славян в их мессианском предназначении, в поиске Божьей правды, нерасторжимом братском пути, цель которого не земное стяжание плотских удовольствий, а небесное преображение души. И потому славяне в своем горнем стремлении — "всему миру укоризна". Об этом западном страхе перед славянской семьей еще полтора столетия назад сказал Тютчев:
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!

При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

И вот, преодолевая дипломатические интриги врагов, поверх геополитических барьеров, эта семья во всей своей мощи явила себя на славянском форуме искусств "Золотой витязь". Двадцать лет назад пассионарными усилиями русского подвижника, актера, режиссера и поэта Николая Бурляева был создан одноименный кинематографический форум. И от него со временем, как ростки от древа жизни, как побеги плодной лозы, родились театральный, живописный, музыкальный, экологический, литературный и другие форумы. Сегодня совокупное число мероприятий, проводимых всеми форумами в течение года, достигает семисот.
Справедливым будет сказать, что в ряду созданных форумов особое место занимает литературный, потому что в корне слова сокрыт корень славянского бытия, а наш язык — это то первородство, которое не продается ни за какую чечевичную похлебку. Среди лауреатов литературного "Золотого витязя" архимандрит Тихон (Шевкунов), Владислав Бахревский, протоиерей Владимир Чугунов, игумен Андроник (Трубачев), литературный и общественный труд которых во многом способствует духовному возрождению России и братских ей народов.
В конце ноября этого года IV литературный форум "Золотой витязь" проходил в Суздале. В коротком списке лауреатов были представлены восемь регионов России и пять стран: Болгария, Сербия, Украина, Белоруссия, Грузия. Среди лауреатов оказались как миряне, так и священнослужители, как ветераны литературной нивы, так и те, кто еще не имеет за плечами первых книжек. Критерий для всех был един: помнить о том, что "в начале было Слово", и что подлинное творчество — это всегда сотворчество с Творцом.
Место проведения выбрано неслучайно: Суздаль, пожалуй, один из немногих русских городов, куда варварски не вторглась современная архитектура, не разрушила древнерусский покой каменных и тепло деревянных построек. Здесь купола церквей, не задавленные многоэтажками, отражают русское небо. Снег здесь бел и чист, как снег, по которому шел Христос в "Андрее Рублеве" Тарковского. Именно в Суздале снимался фильм о великом иконописце, и именно здесь юношей Николай Бурляев сыграл звонаря, промыслительно отливающего колокол — символ духовного возрождения после тяжких испытаний. Казалось, что этот колокол, растворившись в дымке на противоположном берегу реки Каменки, звонит и поныне, и его глас созывает участников форума на "праздник мира и любви".
На этом празднике прошла конференция, в итоге которой в правительство было составлено общее письмо с предложениями по первоочередным действиям в области культуры. Здесь отметили необходимость закона о творческих союзах, предложили включить в структуру Академии наук Союз писателей и Союз кинематографистов, а также высказали необходимость создания на уровне государственного заказа в литературе и кино "положительно прекрасного" образа учителя, обесцененного за годы либеральной смуты.
Литературный форум доказал, что славяне — э?то не замкнутая общность, не культурная самоизоляция, а разрастающаяся пассионарная среда, притягивающая к своей орбите всех, кто стремится к единству созидания. Благодаря этому созиданию украинцы помнят об имперской мощи Киевской Руси, болгары не утрачивают особое тайное значение кириллицы, в которой зашифровано равноапостольское послание, а сербский паломник говорит: "В России — я дома".
Может быть, с Божьей помощью этот славянский кристалл станет основой будущей пятой империи, свет которой исходит от символа форума — Витязя. В нем узнается наш общий предок, меч его не разящий, опущен к земле, призывает к миру и жизни по Господней правде, когда все мечи перекуются на орала. В его сомкнутые уста вложен завет Спасителя, изреченный когда-то Сергием Радонежским: "Любовью и единением спасемся". На этом и созиждем наш общий дом!

1.0x