Авторский блог Вячеслав Кочнов 14:13 27 января 2020

Красота и уродство, страсть и смерть

О премьере «Эсмеральды» Александра Даргомыжского в театре «С-Пб Опера»

13-го, 14-го и 15-го декабря ушедшего года величественный Notre-Dame de Paris в течение трех вечеров был снова охвачен пламенем – на сей раз это драматическое действо происходило в сумрачно-промозглом Санкт-Петербурге на сцене поражающего своими роскошью и великолепием театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в особняке фон Дервиза на Галерной, 33.

Сожжение собора производилось виртуально, в виде проекции на заднике сцены в рамках премьеры ранней и не самой известной оперы Александра Даргомыжского «Эсмеральда» (сочинение 1841-го года, премьера 5 (17) декабря 1847, Большой театр, Москва) по бессмертному роману Виктора Гюго, опубликованному им в 1831 году и запрещенному николаевской цензурой в России 1830-50-х гг. Постановка худрука театра народного артиста России Юрия Александрова. Сценография, костюмы, видео арт созданы постоянным творческим партнером Александрова народным художником России Вячеславом Окуневым. Хореография Надежды Калининой и молодого балетмейстера Васила Панайотова, уже ставившего танцы на сцене театра в «Красной Шапочке» Цезаря Кюи.

В заглавной роли состава, певшего в воскресный вечер 15-го – обладательница сильного и звонкого сопрано, блистательная Олеся Гордеева, александровская Травиата и Констанца в «Похищении из Сераля». Капитан Феб – прекрасно подходящий к роли, высокий и стройный гламурно-сладкоголосый тенор Владислав Мазанкин (Граф Бони в «Сильве» и Надир из «Искателей жемчуга»). Архидиакон Клод Фролло – один из самых востребованных певцов театра, сочный баритон Алексей Пашиев (Мефистофель, Дон Жуан, Жорж Жермон). Квазимодо – брутальный Ефим Расторгуев (Вагнер из «Фауста»). Флёр де Лис – дончанка Валентина Феденёва, (Маргарита из «Фауста», Мими в «Богеме», Недда в «Паяцах» и Татьяна в «Онегине»). Ансамбль превосходный как с вокальной, так и с артистической точки зрения.

Если сюжет «Собора», в котором переплетены любовь и ненависть, божественная красота и дьявольское уродство, безумная страсть и безжалостная смерть, универсален и вечен, то музыка первой оперы Даргомыжского доступна и проста, как всё гениальное. Когда слушаешь ее в исполнении труппы театра «С-Пб Опера», не совсем понятно, почему же «Эсмеральда» оказалась такой нерепертуарной. Впрочем, в России с ее такой непростой и такой мало предсказуемой историей можно найти ещё немало очень прочно и крайне несправедливо забытых шедевров.

- Когда мне говорят, что «Эсмеральда» - это первая неудачная опера Даргомыжского, я отвечаю: вы забываете добавить – гениального Даргомыжского! – так аттестует Александров одного из лучших русских оперных композиторов.

Слушая «Эсмеральду», с ним трудно не согласиться: в музыке оперы все свежо, лаконично, эффектно и даже оригинально: оркестр не просто аккомпанирует певцам, а живет и поет вместе с ними. Так в начале оперы в каватине Эсмеральды есть очень красивый дуэт сопрано и кларнета. Если говорить о влияниях, стоит упомянуть, пожалуй, Мейербера. Вокальные партии у Даргомыжского, как и у французов, проще и человечнее, чем у тогдашних итальянских белькантистов вроде Россини.

Что касается постановки Александрова, ее можно смело причислить к его высочайшим режиссерским достижениям – таким, как «Поругание Лукреции», «Фауст», «Обручение в монастыре» или его мариинский «Нос». Узнается фирменный стиль режиссера: балет гаргулей напоминает бесовские пляски, сопровождающие знаменитую Тарантеллу Мефистофеля в «Фаусте» и как бы иллюстрирует старый евангельский тезис о том, что «мир во зле лежит». Сцена разделена на два уровня: нижний, где происходит всё «низкое» - выборы «короля шутов», похищения, убийства, казнь; и верхний этаж, где обустроен аристократический салон невесты Феба Флёр де Лис. Бархатные костюмы и платья роскошны, изящны и дороги до неприличия – в хорошем смысле этого слова.

Полагаю, что «Эсмеральду» Даргомыжского/Александрова должен посмотреть каждый любитель оперного искусства – ради собственного же эстетического наслаждения. Будем также надеяться, что нынешняя постановка в смысле ее репертуарной карьеры окажется более удачливой, чем ее предшественница в Малеготе, несколько спектаклей которой прошли там более 60-ти лет назад – в 1958-м году.

фото Марат ШАХМАМЕТЬЕВ

1.0x