Авторский блог Исраэль Шамир 11:13 5 января 2018

Кошмар с искусствоведами

"Некто 1917" - отличные картины и пошлое, дурацкое словесное сопровождение

Сходил я на выставку "Некто 1917" в Новой Третьяковке у Крымского моста, и уже не в первый раз столкнулся со странным феноменом. Отличные картины, хорошо отобраны - и пошлое и дурацкое словесное сопровождение. Проблема с русскими искусствоведами! Они способны отобрать картины, но когда пишут про них - получается кошмар. Их словеса дышат таким антикоммунизмом, такой ненавистью к Советам и революции, будто 1988 год на дворе, и выставка - в редакции "Огонька".

Например, портрет балерины Чернобаевой сопровождается текстом: "Портрет написан накануне драматических событий: в 1917 родовое поместье супруга балерины было разграблено, а земли поделены между крестьянами".

Тема интересная, только к картине отношения не имеет. Можно поспорить. Родовое поместье, значит, не одно поколение предков грабили крестьян, да и в рабстве наверное держали. Земли поделили, выкупа не заплатили- ужас, большевики - они такие! Когда большевики вернутся, тоже небось, выкупа не заплатят, отберут поместья, заводы и нефтяные скважины.

Скажу больше того - среди посетителей выставки наверняка больше потомков тех, кто разграбил и поделил в 17-м году, чем тех, кто грабил до 1917 года.

Или висят чудесные картины Серебряковой - молодые крестьянки. И тут же текст: "В окрестных деревнях захватывали земли, грабили и жгли усадьбы" - ничего этого на картинах нет! Это тенденциозная агитка, которой не место на выставке.

Обидно, но придется сказать: русские искусствоведы сложились в советскую эпоху, а в ту эпоху, наряду со многими достоинствами, были и некоторые недостатки, и в первую очередь муштровали их давать идеологическое сопровождение. Только при советской власти писал искусствовед или куратор "Художник гневно обличает буржуазные нравы", а сейчас тот же куратор, или его сын (ведь такие должности переходят по наследству, как в случае с Эрмитажем) добавляет "Хамы жгли наши поместья".

Картины же, как правило, не говорят ни того, ни другого. Подборка чудесная, и посмотреть очень даже стоит, только не надо приближаться и читать тексты.

И еще странная вещь - почему-то некоторые художники и их работы выделены в отдел "еврейского искусства". Когда это делали в Германии в тридцатые годы - можно понять, чтобы заклеймить декадентское искусство. Когда это делают в Израиле - тоже понимаю, хотят повысить градус гордости за нацию. Но зачем в Москве, на выставке в Третьяковке, оплаченной русским налогоплательщиком, создавать липовое "еврейское искусство" и выдумывать, что известные русские художники обращались к еврейской художественной традиции?

Не было еврейской художественной традиции. Евреям вера запрещала рисовать. Когда евреи рисовали, то учились у своих христианских соседей. И если выставлялись иногда на выставках "еврейских художников", то чисто из коммерческих соображений, чтобы лучше впарить картину богатому еврею. Использовать буквы еврейского алфавита умели и христианские художники, что можно увидеть во множестве церквей. И на данной выставке еврейское искусство придумано и не нужно, как пятое колесо телеге. То есть это еще один идеологический порыв прямо родом из 1988 года.

Я на выставке увидел только одну картину с, возможно, еврейской тематикой, только она не была отмечена как таковая (см. выше). На этой картине Репина комиссар отбирает кусок хлеба у голодной русской девочки. Ну вы сами знаете, какое слово стоит рядом со словом "комиссар". Да визуал говорит сам за себя.

Кураторы и искусствоведы! Перестаньте наконец индоктринировать посетителей выставки. Хотите обругать большевиков и воспеть святого царя Николая Второго - делайте это в свободное время и не в выставочных залах! Как надоела эта матильда!

Но картины чудные, и посмотреть их стоит!

1.0x