Чтобы понять причины, цели и следствия выхода России из соглашения со странами ОПЕК (так называемое соглашение ОПЕК+) необходимо, прежде всего, просто вспомнить последовательность предшествующих событий недавнего прошлого.
Соглашение ОПЕК+ было заключено в декабре 2016 года до апреля 2018 года, и затем ежегодно продлевалось. Его смысл был вполне очевиден — нужно было откорректировать ценовые коридоры нефти на мировом рынке так, чтобы основных производителей "чёрного золота" это более-менее устраивало. ОПЕК сегодня контролирует чуть больше трети мирового рынка нефти. Соглашение с Россией, которая даёт порядка 10%, и с рядом других нефтедобывающих стран: Азербайджаном, Казахстаном, Мексикой, Малайзией и другими, — значительно усиливало позиции ОПЕК. И в принципе, всё получалось хорошо. Суммарная добыча нефти в странах, подписавших соглашение, снижалась на 1,2 млн. баррелей в день (б/д), для России — 228 тыс. б/д. Учитывая, что общий объём мировой нефтедобычи составляет примерно 80-81 млн. б/д, это означало сокращение почти на 1,5% предложения "чёрного золота" на мировом рынке и дрейф его цены в коридор 50-60 долл. за баррель, который более-менее всех устраивал. Включая и США, которые в ОПЕК+ не участвовали.
Недавно Управление информации при Министерстве энергетики США опубликовало данные по результатам 2019 года. Согласно этим данным, нефтедобыча стран-участниц ОПЕК+ действительно уменьшилась на 1,2 млн. б/д. А объём экспорта нефти из США увеличился на 933 тысячи б/д… То есть практически весь объём, который освободился на мировом рынке благодаря ОПЕК+, заняли американские сланцевые компании, и в эту сферу решили "вернуться" такие энергетические гиганты, как ExxonMobil и Chevron.
Тем не менее, 5-6 декабря 2019 года в Вене прошла очередная встреча профильных министров стран-участниц ОПЕК+, по итогам которой была достигнута договоренность о дополнительном сокращении нефтедобычи ещё на 500 тыс. б/д, из которых на долю России приходилось 70 тыс. б/д. В принципе, это было почти открытым приглашением для сланцевых компаний США наращивать добычу и экспорт "чёрного золота"… Те, так сказать, не добрали свою "квоту", которая им была предоставлена от ОПЕК+, там оставалось около 250 тыс. б/д. И вот, им ещё подкинули кусок, который они бы с удовольствием проглотили. При этом цена на нефть в начале 2020 года устойчиво держалась в том коридоре, который устраивает участников ОПЕК+. Вроде бы, несмотря ни на что, всё было спокойно, все довольны...
Но что произошло дальше?
Дальше американский конгресс 11 декабря проголосовал за дополнительные санкции против строительства газопровода "Северный поток-2", а 13 декабря сенаторы-республиканцы Тед Круз и Рон Джонсон написали странное письмо-предупреждение руководству швейцарской компании Allseas, которая вела укладку труб на подводном участке этого газопровода. В этом письме они фактически потребовали немедленно прекратить эти работы до принятия оборонного бюджета США на 2020 год. 21 декабря, за несколько часов до того, как президент Дональд Трамп поставил свою подпись на данном документе, Allseas заявила о том, что не будет выполнять свои контрактные обязательства в рамках реализации проекта "Северный поток-2", и её корабли-трубоукладчики покинули участок акватории Балтийского моря, где шло строительство. То есть американская сторона демонстрирует, что для неё какие-то российские уступки по нефти ничего не значат при решении других проблем энергетического сектора.
Далее, крупнейший импортёр "чёрного золота" и крупнейшая производящая экономика, "мастерская мира" сегодня — это КНР, которая, в принципе, весьма заинтересована не в дорогой, а в максимально дешёвой импортной нефти для своей экономики. И в Китае же начинается коронавирусная инфекция, для защиты от которой предпринимаются беспрецедентные антиэпидемические мероприятия, включая карантинную блокаду многомиллионных городов и остановку работы множества предприятий. То есть основной драйвер мирового спроса на нефть демонстрирует возможность своего "выхода из игры".
Цены вновь проседают, и Саудовская Аравия выступает с предложением снять ещё 1,5 млн. б/д с мирового рынка… При этом ОПЕК брала на себя обязательство снять миллион, а на оставшиеся 500 тыс. б/д предлагалось ужаться государствам, не входящим в ОПЕК, включая РФ, чья "квота" при этом должна была составить не менее 150-200 тыс. б/д. С российской стороны последовали возражения, основанные на том, что в этом вопросе торопиться не стоит: надо посмотреть, какое влияние реально окажет коронавирус на мировую экономику и на спрос по нефти. Также говорилось о том, что принимать столь масштабные решения на основании событий какого-то одного месяца нельзя, — тем более, что в самой КНР с коронавирусом справляются, количество заболевших там стало меньше количества тех, кто выздоровел, китайские предприятия уже возобновляют работу и восстанавливают объёмы производства
Но эти российские возражения саудитами услышаны и приняты не были. Как и предложение оставить достигнутое в декабре соглашение неизменным хотя бы до 1 июня 2020 года. На том, собственно говоря, все пока и расстались. О том, что сделка прекращена окончательно, сказать нельзя, потому что на конец марта намечена техническая встреча ОПЕК+. И министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил, что российская сторона будет участвовать в работе этой встречи: на уровне "технарей", которые попытаются определить дальнейшую "дорожную карту" для мирового рынка нефти…
Логика действий России понятна. За счёт того, что страны-участники ОПЕК+ снижали объёмы добычи и, соответственно, объём предложения, — на мировом рынке держалась цена, достаточная для того, чтобы американские сланцевые компании могли уверенно работать.То есть ОПЕК+ обеспечивал формальным конкурентам из Соединённых Штатов комфортные условия и шаг за шагом предоставлял очередные сегменты мирового рынка.
Если бы в этом соглашении приняли участие и США, был бы смысл о чём-то договариваться дальше. Сейчас такого смысла нет. Тем более — на фоне внутриполитических событий в Саудовской Аравии и заявления президента США о закупке в стратегический государственный резерв (Strategic Petroleum Reserve, SPR) крупных объёмов дешёвой нефти, чтобы заполнить его "доверху". Официально максимальный объём SPR составлял 725,1 млн. баррелей "чёрного золота" (5 ноября 2009 г.), по состоянию на 14 марта он составлял 635 млн. баррелей, целевым показателем назван уровень в 713,5 млн. баррелей, то есть США фактически дали заявку на покупку 78,5 млн. баррелей, а Саудовская Аравия, пообещав увеличение с 1 апреля своей нефтедобычи более чем на 2 млн. б/д, до 13 млн. б/д, эту заявку готова удовлетворить.
Является ли это результатом сговора между Вашингтоном и Эр-Риядом? Сейчас трудно делать какие-то выводы. Цена сделки — в диапазоне 2-3 млрд. долл. Это ничтожный объём, особенно для високосного года, — менее 0,3% мирового рынка.
Поэтому кроме, как это сейчас называется, "вербальной атаки" со стороны Саудовской Аравии, поддержанной Трампом, не произошло ничего, но фондовые рынки, и без того "перегретые", моментально рухнули, причём "коррекция вниз" стала крупнейшей с 1987 года. Не исключено, что именно это и было одной из главных целей всех заинтересованных сторон. Но такое предположение имеет смысл только в том случае, если такая коррекция окажется контролируемой и не превратится в неуправляемый штопор, а китайская экономика быстро наверстает упущенное. Поэтому необходимо внимательно следить за всеми аспектами динамики "нефтяного рынка".