Сообщество «Форум» 15:00 28 июня 2018

КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?

О певце «печали, страданий и горя народного» Н.А.Некрасове.

Иллюстрация к поэме "Кому на Руси жить хорошо".

«Нужно ли Некрасову оправдание? (Гиппиус, Чуковский и Кожинов о поэте) – под таким зоголовком появилась на днях на сайте публикация Ольги Шаховой.

«Статья Зинаиды Гиппиус "Загадка Некрасова" помогла мне кое-что понять в личности поэта, знакомого с детства… Что же такое забытый Некрасов, кто он? Поэт и борец? То и другое? Или ни то, ни другое? Что он за человек?» - задается вопросом Ольга Шахова вслед за известной русской поэтессой-символисткой З.Гиппиус, которую современники называли «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, оскорбляли, боялись ее и поклонялись ей. Она всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа – но ее считали единственной настоящей женщиной-писателем в России, умнейшей женщиной империи...

Надо сказать, что признанная, талантливая и красивая женщина Зинаида Гиппиус никогда не была образцом для подражания. Не лишенная личных недостатков, наклонностей и пристрастий, имеет ли она право, может ли стать мерилом, вынося окончательный вердикт и приговор великому русскому поэту, «певцу горя, печали и страданий народных» Н.А.Некрасову? К тому же изложенный взгляд Зинаиды Гиппиус без подробного знания творчества и жизни, индивидуальных приверженностей поэта вряд ли сможет раскрыть и дать полное представление о характере и личности Некрасова.

Н.А.Некрасов был, несомненно, гениальным поэтом, но как человек имел свои слабости, любил азартные игры, женщин, был картежником и кутилой, что ставится ему в вину. Но жизнь с самого детства не баловала Н.А.Некрасова, несмотря на то, что он родился и воспитывался в дворянской семье. Детство и юность оставили у поэта на всю жизнь тяжелые, мрачные воспоминания. Об отцовском помещичьем имении Грешнёво в Ярославской губернии, где он родился и вырос, поэт Некрасов позднее в стихотворении «Родина» с гневом скажет:

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,

Отец его был грубым, невежественным человеком и помещиком. Он жестоко издевался не только над крепостными крестьянами, но и над своими детьми, а также над женой – матерью поэта. Добрая и ласковая, хорошо образованная женщина, мать Некрасова, Елена Андреевна, воспитывала у своих детей уважение к простым людям, любовь к труду, чувство справедливости и доброту. Во многих своих стихотворениях Некрасов подчеркивает огромное влияние матери на его жизнь и воспитание. Вот, как он пишет о ней в своей поэме «Мать»:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

Перу Н.А.Некрасова принадлежат одни из самых задушевных в русской поэзии произведений о русских женщинах, многие из которых навеяны образом матери.

Будущий поэт еще в детстве был близок с народом, вместе с крестьянскими ребятишками ходил летом в лес, купался в реке, играл вместе с ними в игры, слушал их рассказы, вникая в непростую, полную нужды жизнь крепостных крестьян.

По Владимирскому тракту, проходившему мимо усадьбы Некрасовых, гнали закованных в кандалы ссыльных на каторгу в Сибирь. На всю жизнь запомнил поэт «печальный звон, кандальный звон» шедших по тракту ссыльных. Владимирку называли дорогой слез, скорби и печали. В 1840 году в сопровождении жандармского конвоя везли по этой дороге в ссылку в Пермь выдающегося русского революционера-демократа, писателя А.И.Герцена. Ехали по ней в кибитках в Сибирь вслед за своими мужьями жены ссыльных декабристов: Е. И. Трубецкая, М.Н.Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, П.Е.Анненкова, К.П.Ивашева, Е.А.Бестужева и другие. Их мужество, верность и преданность опишет Н.А.Некрасов в своей поэме «Русские женщины», первая часть которой посвящена княгине Е.И.Трубецкой. В ней радужным снам изнеженной барской и светской жизнью женщины противопоставлена жестокая и суровая действительность крепостной России.

Исчезли радужные сны,
Пред нею ряд картин
Забитой, загнанной страны:
Суровый господин…

И жалкий труженик-мужик
С понурой головой...
Засыпать спутника она
Вопросами спешит:
«Скажи, ужель весь край таков?
Довольства тени нет?..»
- Ты в царстве нищих и рабов! -
Короткий был ответ…

Так как имение отца в Грешнёве Ярославской губернии находилось на берегу Волги, еще в детстве Николеньке приходилось видеть бурлаков, тянущих по реке огромные баржи. Худые, измученные, они шли под палящими лучами солнца по песчаному берегу и, выбиваясь из сил, пели тоскливые, заунывные песни. Впоследствии поэт назовет Волгу «рекою рабства и тоски».

В своем знаменитом стихотворении «Размышления у парадного подъезда», одном из лучших образцов его гражданской лирики, он с горечью напишет:

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-…


Когда Некрасову исполнилось семнадцать лет, отец отправил его в Петербург для поступления в военную школу, но военная служба не привлекала будущего поэта, и он начал готовиться к экзаменам для поступления в университет. Узнав об этом, отец отказал ему в материальной помощи и перестал посылать деньги.

Для юного Некрасова начались тяжелые годы. Оказавшись в огромном городе без жилья, без денег, теплой одежды, без поддержки и друзей, ему приходилось ночевать в ночлежках для нищих, что позволило будущему поэту близко узнать жизнь городской бедноты и ощутить на себе многие страдания, выпадающие на долю бедняков. Об этом периоде в своей жизни он впоследствии писал: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день…». Нужда подорвала его здоровье. Чтобы выжить, он много работал, сотрудничал в различных журналах, помещая в них статьи, рецензии на книги, очерки, повести. «Господи! Сколько я работал. Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал он.

Получив как поэт известность и признанне, в 1847 году Н.А.Некрасов становится редактором журнала «Современник», с которым сотрудничал его духовный наставник и идеолог В.Г.Белинский. За свободолюбивые идеи правительство жестоко преследовало «Современник», а самому Некрасову не раз грозила тюрьма.

Основной темой творчества Некрасова является жизнь простого народа и крестьянства. В своих произведениях, стихотворениях и поэмах, таких, как «В дороге», «Огородник», «Тройка» «Размышление у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Песня Ерёмушке», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и других поэт раскрывает их положительные черты, физическую и нравственную красоту, способность к глубоким чувствам и любви, показывая, вместе с тем, их бесправное положение в крепостной России:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Его лучшие произведения зовут народ к пробуждению, к борьбе за лучшую долю и свои права:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

К пробуждению народного самосознания звала и великая поэма поэта «Кому на Руси жить хорошо»., в которой правдиво изображена жизнь пореформенного крстьянства, безрадостное положение которого подчеркивается уже в говорящих названиях деревень: Заплатово, Дырявино, Неелово, Горелово, Разутово, Знобишино, Неурожайка, в содержании и названии песен: «Голодная», «Соленая», «Барщинная».

. Крестьяне терпеливы и выносливы. Но и их терпению приходит конец. Они расправляются с управляющим, жестоким эксплуататором немцем Фогелем. Все это произошло само собой, по велению сердец угнетенных. В расправе с упраляющим главная роль отводится Савелию – богатырю святорусскому, крестьянскому вожаку-бунтарю, который «легонечко толкнул его плечом, Потом другой толкнул его И третий… До ямы два шага.. все гурьбой Христьяна Христианыча Подталкивали бережно Все к яме…»

«Наддай – Савелий выронил. Наддай! Наддай! – Так выдали, что ямы, словно не было…»

Обличая произвол помещиков, Некрасов показал, что за свое счастье надо бороться. Расправа Савелия, богатыря святорусского и тружеников-крестьян с управляющим, немцем Фогелем, убийство Кудеяром пана Глуховского – это смелый призыв к активной революционной борьбе против самодержавно-крепостнического строя.

«На вопрос «Кому живется весело вольготно на Руси?» одни отвечают, что царю, попу, чиновнику, помещику, купчине толстопузому… Но сам автор считает, что счастливым может быть лишь тот, кто борется за счастье всего народа. Примером такого борца в поэме является образ Гриши Добросклонова.

Творчество Н.А.Некрасова высоко ценил великий русский критик, революционный демократ и философ-материалист В.Г.Белинский, а также русские классики: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, поэт Аполлон Григорьев и многие другие.

Так, В.Г.Белинский, познакомившись со стихотворением Некрасова «В дороге», обнял его и чуть ли не со слезами на глазах сказал: Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»

«Со времени появления в печати стихотворений «В дороге» и «Огородник», песни Некрасова сделались, без преувеличения говоря, событиями», - подчеркивал Аполлон Григорьев. А мучительную любовь Некрасова «ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой... доле его» отмечал Ф.М.Достоевский.

С особой теплотой и любовью относились к Н.А.Некрасову крестьяне, с которыми он, часто бывая в деревне, ездил на охоту, беседовал, наблюдал и изучал их жизнь. Поэт запомнился им как добрый, щедрый, простой в обращении, любящий человек.

«Да что тут говорить, таких, как Николай Алексеевич нынче нет, да, пожалуй, и не будет», - вспоминал один из крестьян С.Макарович.

Н.Г.Чернышевский называл его гениальнейшим и благороднейшим из всех русских поэтов. Незадолго до кончины Н.А.Некрасова в своем письме из далекой сибирской ссылки великий критик писал о том, что слава его будет бессмертна, а любовь России к нему вечна. Как вспоминал известный народнический писатель П.В.Засодимский, тысячи людей шли за гробом во время похорон великого поэта.

«Был ясный морозный день. На Литейной, у дома Краевского, Где помещалась редакция «Отечественные записки» и жил Н.А.Некрасов, уже с 8 часов утра стали собираться толпы народа – интеллигенции и простолюдинов. В то утро первым был принесен на гроб усопшего поэта венок «от русских женщин»… Гроб несли на руках до кладбища Новодевичьего монастыря…. Впереди несли лавровые венки с надписями; «От русских женщин», «Певцу народных страданий», «Бессмертному певцу народа», «Некрасову – студенты», «Слава печальнику горя народного» и др.

,,, Почти все литераторы, большие и малые, други и недруги воздали дань певцу горя народного. Здесь были представители всех литературных лагерей…, можно сказать, представители всей русской интеллигенции…

Публика долго оставалась у могилы Некрасова и стала расходиться поздно, когда зимние сумерки уже набрасывали на кладбище полупрозрачные тени, а в темно-синем небе вспыхивали звезды…»

Похороны Некрасова носили характер политической демонстрации. В этот день вышли на улицу все, кто ненавидел царизм и эксплуатацию.

«Не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова... мы всё же говорим - нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова», - писал А.В.Луначарский.

Своим творчеством Некрасов пробуждал сознание народа, призывал к решительному протесту против неравенства, рабства и угнетения. В этом его великое, непревзойденное значение. Его поэзия будет жить в веках! Имя Н.А.Некрасова не забудется никогда!

1.0x