Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 20:52 26 мая 2019

Кому помешал памятник митрополиту Иоанну (Снычеву) в Самаре?

Это достаточно давняя история, связанная с попыткой группы иудейской интеллигенции помешать установке памятника выдающемуся нашему современнику. Копия данной статьи отправлена в редакцию газеты «Русский вестник»

Владыка Иоанн (Снычев) – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви в 20-м веке. Не боялся обличать власть имущих. Ныне его пытаются незаслуженно забыть, но он настолько оставил яркий свет, слишком много людей, прочитавших его книги, что сделать это просто невозможно. Даже используя административный ресурс.

Первое, что сделал Владыка Владимир (Котляров), который стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским (после смерти Владыки Иоанна в ноябре 1995 года), стало изъятие всех книг митрополита Иоанна из всех книжных лавок храмов и монастырей Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской епархии. Митрополит Кирилл (Гундяев), нынешний Патриарх Московский и всея Руси, выступил с обличительными речами против старца (также после его смерти). Через некоторое время пресс-секретарь Владыки Иоанна – Константин Душенов – был осуждён по «русской статье» (282 УК РФ) и провёл несколько лет в местах «не столь отдалённых». И всё же труды и дело Владыки Иоанна оказалось живучим, вопреки всем, кто хотел предать его забвению.

Митрополит Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Снычёв) — иерарх Русской Православной Церкви; с 20 июля 1990 митрополит Ленинградский (впоследствии Санкт-Петербургский) и Ладожский, постоянный член Священного Синода, мыслитель, богослов и историк. Магистр богословия (1966), автор ряда трудов на богословские и исторические темы.

Родился в семье крестьянина 9 октября 1927 года в с. Ново-Маячке Каховского района Николаевской области. С детства отличался религиозностью. Окончил семилетку в городе Сорочинске Чкаловской (ныне Оренбургской) области. В 1944 году призван в армию. Демобилизовавшись, в 1945 году поступил келейником к архиепископу Чкаловскому и Бузулукскому, Мануилу (Лемешевскому) (впоследствии — митрополиту), который стал его духовным учителем.

В 1946 году принял монашеский постриг. 9 июня 1946 рукоположен архиепископом Мануилом во иеродиакона, 14 января 1948 — во иеромонаха. Впоследствии помогал Владыке Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956», а после смерти митрополита Мануила продолжил этот труд, написал о нём книгу.

После ареста архиепископа Мануила (1948) в 1949 году поступил во второй класс Саратовской духовной семинарии. По утверждению Питирима (Нечаева) в семинарии имел прозвище «Ванька-хлыст» за экзальтированную религиозность. В 1951—1955 годах учился в Ленинградской духовной академии. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. Преподавал в Минской и Саратовской семинариях.

После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. С 1965 года — епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии, временно управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархиями. С 1969 года — епископ (с 1976 — архиепископ) Куйбышевский и Сызранский. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский. Скончался 2 ноября 1995 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Именно митрополит Иоанн был инициатором возвращения городу Куйбышеву исторического имени Самара.

Памятник Владыке Иоанну – одна из работ выдающегося скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (президента Международного фонда славянской письменности и культуры в 1989-2006 г.г.). Его последняя, предсмертная работа.

В 2013 г. группа общественных деятелей, журналистов, поэтов, профессоров и художников Самары выступили против установки в городе памятника митрополиту Иоанну (Снычеву). Об этом они написали в открытом письме мэру города Дмитрию Азарову, текст которого был опубликован на сайте информационного агентства «Засекин».

Авторы письма утверждали, что «установка памятника митрополиту Иоанну стала бы позорным несмываемым пятном на всем облике нашего города». «Так книга «Самодержавие духа», как и все другие сочинения Иоанна, демонстрируют нам ярого сторонника самодержавия, истового и открытого ненавистника демократии как формы политического строя, и самое главное, как фанатичного борца со всеми «жидовствующими», «евреями», «масонами», со всеми теми, кто, с его точки зрения, является главным врагом православия и России, главным источником всех мировых политических заговоров и постоянным субъектом растления «русской души».

«Последовательный антисемитизм был не просто пунктиком «просветителя», но его базовой идеологией, теоретической и практической программой действий, основанной на дремучем невежестве и некритически усвоенной традиции антисемитских фальшивок типа «Протоколов сионских мудрецов», — пишут авторы.

По их словам, в Русской Православной Церкви в свое время открещивались от взглядов Иоанна «в силу их очевидной одиозности, сочетавших сталинизм неосергианства и черносотенный имперский патриотизм».

Авторы предлагают поставить уже отлитый памятник на частной территории, приводя в пример ситуацию в Якутии, где такое решение приняли в отношении памятника Сталину.

Под письмом подписались 24 человека: ученые, журналисты, руководители общественных организаций, издатели, художники и прочие. Иудейского происхождения, которого они и не скрывали.

С инициативой создания памятника в 2007 г. выступил В.А. Тархов, занимавший пост мэра Самары в 2006-2010 гг. (а также в начале 1990-х г.г.).

Но всё же памятник был установлен в 2014 году. Митрополиту Иоанну (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву) - в сквере Ильинской площади, в открытой часовне, купол которой украшен мозаичной иконой Божией Матери "Взыскание погибших".

Митрополит Иоанн – выдающаяся личность среди архиереев нашего времени. Он смело говорил то, что считал нужным, не оглядываясь по сторонам, в особенности, на власть придержащих. Современному священству (в особенности, священноначалию) есть чему поучиться у Владыки. Прежде чем стать митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским в 1990 г., он 25 лет пробыл епископом, а затем архиепископом Куйбышевским (Самарским) и Сызранским. Достаточно часто бывая в Самаре и Самарской области, знаю, как местные жители с благодарностью вспоминают Владыку Иоанна. Жил он очень скромно, к нему - правящему архиерею - легко было попасть на личный приём.

До сих пор в либеральных кругах митрополит Иоанн критикуется за традиционализм, антисемитизм, монархизм, национализм и анти-западничество. Однако слишком много мусора было нанесено (и наносится по сей день) на светлое имя Владыки.

Публичные выступления митрополита неоднократно приводили к скандалам. Власть новой России постоянно находилась под критическим прицелом Владыки Иоанна, раздражённого ориентированной на Запад политикой ельцинской администрации. Во времена Иоанна (Снычёва) Петербургская епархия приобрела славу одной из самых консервативных в России.

Владыка Иоанн последние пять лет своей жизни публиковался, в том числе, в таких действительно патриотических газетах, как «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник».

На фото: памятник митрополиту Иоанну (взят с сайта Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева).

1.0x