Сообщество «Форум» 16:08 29 октября 2018

Комсомолец Николай Островский

100-летию Комсомола посвящается

(отрывок из работы о воспитательных романах)

100-летие Комсомола… Одним из первых настоящих комсомольцев для меня является писатель Николай Островский. Вот о нём я и хочу вспомнить в этот знаменательный день. Почему он стал комсомольцем? Каким комсомольцем он был?

Николай Островский, жил в моей душе с детства. Вместе с мамой мы были в его доме в городе Сочи, видели эти знаменитые линеечки, через которые он писал свой роман. А лет 12-15 назад я начала водить своих учеников в музей «Преодоление», в московскую квартиру Николая Островского.

Вот что пишет об Островском и его произведениях автор-публицист, доктор технических наук Андрей Ведяев: «Жизнь и творчество Николая Островского стало одной из ярчайших страниц культурно-исторического наследия советской эпохи. А исключение из школьной программы его романа «Как закалялась сталь» следует признать одной из самых позорных страниц «коррозии металла» пореформенной России» (№18).

Казалось бы вторит ему первый заместитель мэра Москвы Л.И. Швецова: «Николай Островский - человек-легенда. Сегодня появилось много желающих опорочить его имя, даже отказать ему в авторстве романа «Как закалялась сталь».

Пройдёт мода на огульное отрицание прошлого, и Николай Островский останется в памяти людей примером высшего проявления мужества, а его книга – литературным памятником этому мужеству и эпохе» (№10, стр.5).

Я бы написала не только о его мужестве, но и о том, что стать таким ему помогло его мировоззрение.

Что касается Л.И. Швецовой, представителя власти, то писать-то можно всё что угодно, но с 90-х годов нет в Москве переулка Николая Островского, где располагается музыкальная школа №10, которую я окончила. Переулок переименовали.

Однако обратимся к биографии автора. Почему вокруг него идут нешуточные споры?

Николай Алексеевич Островский родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Ровенской области Украины пятым ребёнком в многодетной семье. Отец его работал на винокуренном заводе, а мать была в услужении у богатых. Жили они бедно. Сначала будущий писатель посещал церковно-приходскую школу, а после переезда семьи в 1914 году в посёлок Шепетовка учился в двухклассном училище, но был исключён по настоянию учителя Закона Божьего. Стал работать кубовщиком (кипятил воду для привокзального буфета в металлическом кубе), и как прочитала в одном из изданий, там его воспитывали пинками. Благодаря такому воспитанию, к началу революции он подошёл идеологически подкованным юношей. Он знал, как трудились в то время дети, как работала его мать.

В последние месяцы в Интернете появилось много интересных публикаций на эту тему, и я позволю себе также воспроизвести информацию о труде малолетних, о работе на фабриках и о работе прислугой.

Из работы Пажитнова «Положение рабочего класса в России» (1908 год): «Из Казанского округа сообщается, что до применения закона 1 июня 1881 г. работа малолетних (до 14 лет! — Е. П.) продолжалась на некоторых льнопрядильных, льноткацких фабриках и кожевенных заводах 13,5 часов, на суконных фабриках — 14–15 часов, в сапожных и шапочных мастерских, а также маслобойнях — 14 часов» (№17).

«А вот какой порядок был заведен на суконных фабриках. Дневная смена работала 14 часов — с 4.30 утра до 8 вечера, с двумя перерывами: с 8 до 8.30 утра и с 12.30 до 1.30 дня. А ночная смена длилась «всего» 10 часов, но зато с какими извращениями! Во время двух перерывов, положенных для рабочих дневной смены, те, что трудились в ночную, должны были просыпаться и становиться к машинам. То есть они работали с 8 вечера до 4.30 утра, и, кроме того, с 8 до 8.30 утра и с 12.30 до 1.30 дня. А когда же спать? А вот как хочешь, так и высыпайся!» (№17).

Из статьи Северовой (1908 год):

«Недавно, — вспоминает г-жа Северова, — ко мне пришла наниматься одна молодая девушка.— Отчего вы без места? — спросила я строго.

— Я только что из больницы! Месяц пролежала.

— Из больницы? От каких это болезней вы там лечились?

— Да и болезни-то особенной не было — только ноги распухли и спину всю переломило. Это, значит, от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит, бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал, сильное переутомление!

— Что же вы там камни, что ли, ворочали?

Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. “Будильника-то нет, так поминутно с 4 часов просыпаешься, боишься проспать”. Горячий завтрак должен поспеть к 8 часам, двум кадетам с собою в корпус. “Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу справлять, тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками да за газетой сбегать на угол”.

“Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять — сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылища, даже песок на зубах; в двенадцатом часу им кофе варить — по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить.

Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу-то не говорят, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть.

Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку — то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею кто попросит, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12 часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь — звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь — кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть-то вставать — битки рубить”».

Все «прелести» такой жизни семья Островских испытала на себе. Но тут грянул 1917 год. Николай смог вернуться в двухклассное училище, блестяще его закончить в 1918 году «(из 60 отметок – 56 отличные).

Осенью этого же года поступает в открывшееся в Шепетовке Высшее начальное училище (снова за способности его зачисляют сразу во второй класс). При этом он не бросает работу…» (№10, стр.16).

Откуда такие способности? Дело в том, что Николай Алексеевич всегда очень много читал. Работая в буфете на станции, он просто выпрашивал у проезжающих господ книги. И таким образом собрал большую библиотеку.

А будучи взрослым и тяжелобольным, получал книги для чтения из библиотек. «Без книги я его не помню…»(№10, стр.38), - пишет в своих воспоминаниях его знакомая Т.Борисович. И герой его романа «Закалялась сталь» тоже зачитывается книгами. И Островский даже называет одну изних «Джузеппе Гарибальди». И мы понимаем, у кого учился мужеству и Павка, и сам Николай.

Родственники и друзья Островского писали и рассказывали о том, что в 1919 году, в возрасте 16 лет, он ушёл добровольцем на фронт. «Сражался сначала в дивизии Г.И.Котовского, затем в 1-ой Конной армии С.М.Будённого» (№13, стр.525). Участнику гражданской войны Г.Барскому юный Островский запомнился потому, что хорошо играл на гармони.

Красная армия освободила Шепетовку, но в августе 1920 Николай опять ушёл на фронт и вскоре был тяжело ранен. Как он сам рассказывал другу: «Ранило осколком снаряда в голову и вот сюда, в живот. Долго лежал в госпитале. Думали, умру» (№10, стр.44). Домой вернулся «худой и на костылях, жёлтый на лицо» (№10, стр.44).

Всего лишь через две недели Николай едет в Киев поступать учиться на инженера-электрика и устраивается «на работу в Главные железнодорожные мастерские, где его избрали секретарём комсомольской ячейки. Осенью 1921 года, оставив работу и учёбу, отправился с группой киевских комсомольцев в Боярку на строительство узкоколейки» (№ 10, стр.45). «В это время у Островского начинает развиваться костный туберкулёз» (№12, стр.712).

Но Николай продолжает работать, потом заболевает тифом и долго находится без сознания. Медленно поправляется.

«По временам у него возобновлялись сильные боли в суставах, и врачи нашли необходимым послать его на лечение грязями» (№10, стр.46). Было это в 1922 году.

По возвращении из Бердянска, после лечения Островский сильно простудился, и врачи вынесли заключение о его нетрудоспособности. Но он отказался от пенсии. Стал секретарём Берездовской райячейки КСМУ. В этом пограничном районе комсомольцы часто выезжали на ликвидацию банд, и Николай всегда в этом участвовал.

В конце августа 1924 года у Островского стали болеть и опухать колени и ему пришлось лечь в клинику. Для того, чтобы не ампутировать ноги, раз в 10-15 дней ему вливали йодо-форменную эмульсию. После этого были сильные боли и несколько дней его лихорадило.

В 1926 году в Новороссийске Николай Алексеевич женился. А в начале 1927 года постепенное окостенение суставов приковало его к постели. Но в 1928 Островский поступает учиться и «учится в заочном Коммунистическом университете им. Я.Свердлова» (№12, стр.713).

В 1929 году семья Островских переехала в Москву. Здесь он переносит тяжёлую операцию.

Находясь в Сочи, в 1930 году, Николай решил написать роман. Тогда он уже почти ничего не видел. Часто не спал из-за боли в глазах или головной боли.

Над рукописью стал работать «по ночам, когда во всём доме наступала тишина. Очередную написанную страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Утром пол нашей небольшой комнаты был засыпан написанными листами. Так он работал некоторое время. Потом рука стала болеть и отказала»(№10, стр.77), - рассказывала Раиса Порфирьевна Островская, жена писателя.

Обратимся к её словам и далее: «…Двадцать месяцев писал Николай Островский первую книгу романа «Как закалялась сталь». Почти два года напряжённого труда при тяжелейшем недуге! За это время он болел крупозным воспалением лёгких. Едва спадала температура, он снова весь уходил в работу»(№10, стр.82).

В середине 1934 года вышла в свет вторая часть романа.

Очень много ему помогали друзья и знакомые. Он диктовал им, а они записывали «постепенно рождающиеся страницы романа» (№12, стр.713).

Работал Островский обычно около десяти часов в день.

«День его проходил по жёсткому распорядку. С утра несколько часов напряжённейшей работы: он диктовал секретарю, потом заставлял перечитывать написанное, раз, другой, третий… Потом небольшой перерыв на обед – и опять за работу. Потом чтение газет, книжных новинок или классиков»(№6, стр.32-33). «Вечер заканчивался радиомузыкой и последними известиями» (№ 6, стр.33).

Но Николай Алексеевич не только писал, именно в его квартире собирался сочинский литературный кружок, проходило обсуждение произведений молодых писателей.

А сколько гостей к нему приходило… и каких! Это М.Шолохов, М.Кольцов, В.Мейерхольд, А.Серафимович, А.Фадеев, И. Бабель, Ю.Лебединский, М.Светлов, В.Панова, Н.Асеев, В.Вишневский, В. Инбер, А.Караваева, Ромен Роллан и др.

Сам Островский с восторгом рассказывал и о других гостях: «Я выслушиваю рассказы о труде множества людей: металлистов, шахтёров, сталеваров, электриков, железнодорожных машинистов, кочегаров, счетоводов, учителей, артистов, художников. А какие замечательные люди руководят у нас в колхозах!..» (№6, стр.21).

В 1935 году Николай Алексеевич переехал на новую квартиру в Москве. В 1936 году он продолжал напряжённо работать, писал «Рождённые бурей».

22 декабря 1936 года Островского не стало. «Николая Островского провожала в последний путь вся Москва» (№10, стр.217).

Если говорить о роде и жанре самого известного произведения писателя «Как закалялась сталь», то род его – эпический, а жанр произведения – воспитательный роман. Только рассказывается здесь не о воспитании детей, а о самовоспитании человека-бойца.

На материале своей жизни Николай Островский раскрыл проблему социалистического перевоспитания людей, рождения нового человека, который до самой последней минуты своей жизни стремиться быть полезным своей стране.

В отличие от «Педагогической поэмы» Макаренко нельзя сказать, что темой романа является труд. Труд является одной из тем. Николай Алексеевич показывает, как человек закаляет свой характер и в бою, и в труде, и в тяжелой схватке с болезнью. Тему романа, по-моему, можно назвать так же, как называется сейчас музей Островского в Москве – «Преодоление».

Идея романа дана автором чётко в самых знаменитых строках произведения: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества» (№10, стр.220).

Но для того, чтобы освобождение человечества настало, нужно было пройти через войну, через холод и голод, через тяжёлый труд. И в борьбе за освобождение погибло очень много людей, поэтому в романе Николая Островского много трагического.

Уже с первой главы на душе становится муторно, когда читаешь, как обманули Фросю, как избили, отработавшего двое суток подряд, 14-летнего Павла. Но это ещё полубеды. Затем начинаются и беды настоящие. Пришедщие в Шепетовку немцы расстреливают двух рабочих-железнодорожников; пришедшие бандиты разбойничают и грабят, устраивают еврейский погром, насильничают и убивают.

Самые страшные страницы книги, запомнившиеся мне ещё с детства, рассказывают о трагедии в Шепетовке, об издевательствах над комсомольцами и коммунистами и их казни.

«Поначалу роман «Как закалялась сталь» складывался как автобиографическое произведение» (№12, стр.713). «Но вскоре замысел вышел за рамки автобиографического повествования – и роман обрёл то самостоятельное художественное содержание, которое сделало его незаурядным литературным явлением ХХ в.» (№12, стр.713).

Изучив биографию писателя, мы можем обнаружить расхождения между книгой и его жизнью, так, например, Павел Корчагин в романе попадает в аварию, а такого в жизни писателя Островского не было и т.д.

Но, в основном, события, вехи жизни писателя и его героя совпадают.

Описывая исторические события гражданской войны, Николай Островский стремился точно передать факты (даты и т.д.).

Интересно, что первоначально роман «Как закалялась сталь» Николай Островский хотел назвать «Рождённые бурей», но потом назвал так свой второй роман (1936), на другую тему. Писатель впоследствии занимался и написанием киносценария «Как закалялась сталь».

Кроме перечисленного мной, Николай Алексеевич писал статьи, такие как «За чистоту языка», «Нужно заинтересовать молодёжь», «Счастье писателя», «Мужество рождается в борьбе», «Мой творческий отчёт» и др.

Можно заметить, что содержание этих статей частично перекликается с содержанием романа о Павле Корчагине.

Корчагин не появился на пустом месте. Известно, что подростку Николаю Островскому «особенно нравились произведения, в которых революционная, освободительная тема сочеталась с романтическим пафосом и динамичным, авантюрным сюжетом («Спартак» Р.Джованьоли, «Овод»Э. .Л. Войнич, «Андрей Кожухов» С.Степняка-Кравчинского, романы Ф.Купера, Вальтера Скотта, анонимное лубочное изд. «Гарибальди» (№13, стр.525). В личной библиотеке писателя, в 1936 году, также находились книги «Ж. Верна, Р.Стивенсона, А. Конан Дойла, Эдгара По, А.Дюма-отца и других авторов романтико-приключенческих произведений…» (№13, стр.525).

Мне же самой кажется, что Павел Корчагин больше всего, из названных мной героев, похож на Артура из книги Этель Лилиан Войнич. Впрочем, о своём уважении именно к этому герою Корчагин говорит Рите Устинович.

Почему Островский так озаглавил свой роман?

Павел Корчагин на примере своей жизни доказывает, что «сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится» (№11, стр.65).

Роман разделён на две части. В первой речь идёт о событиях гражданской войны, во второй - о событиях после окончания войны. Главы названий не имеют, но обычно соответствуют какому-либо событию.

Важная особенность романа – его динамичный сюжет.

«Главным сюжетообразующим началом в произведении выступает складывающееся из десятков частных конфликтов противоборство двух лагерей, вставших друг против друга в гражданской войне» (№11, стр.64).

Идеал человека в 1920-30-х годах представал в образе нового героя. Чапаев, Левинсон, Павел Корчагин, Семён Давыдов, Кожух. «Благодаря огромной силе воздействия этих и других образов советской литературы идеалы социализма стали понятнее, ближе миллионам людей на земле»(№5, стр.146), - пишет Юрий Барабаш.

Но Корчагин отличается от Чапаева и Кожуха, он – рядовой боец. И второе отличие романа Островского, скажем, от «Железного потока», в том, что здесь около двухсот персонажей, и у всех есть какая-то неповторимая черта, одного с другим не перепутаешь. «Своя судьба, своё лицо и у друзей Павки – Жухрая, Серёжи и Вали Брузжак, Ивана Жаркого, и у его врагов – Орлика, Дубавы и др.» (№ 11, стр.64).

Николай Островский так пишет о своих героях: «Главных действующих лиц я знал лично и, показывая их, желал сделать это правдиво, указав все их недостатки и положительные стороны» (№4, стр.377). «Фамилии действующих лиц частью настоящие, частью вымышленные» (№4, стр.377). «У Жухрая настоящее только имя, и был он не предгубчека, а начальником Особого отдела» (№4, стр.382).

Кроме уже названных мною героев, хотелось бы сказать ещё и о женщинах, окружающих Павла. Это Тоня Туманова, Рита Устинович и Тая. Также большую роль в романе, на мой взгляд, играет брат Павла, Артём.

В своём романе «Островский талантливо использует такое композиционное средство, как внутренние монологи» (№11, стр.65). Они как бы вехи на пути духовного развития героя. Отброшенная мысль о самоубийстве тоже облечена в такой монолог.

В монологах «стиль повествования возвышается до патетики, и рядом с голосом героя отчётливо слышен голос самого автора» (№11, стр.65).

Если говорить о своеобразии языка романа, то, прежде всего, хотелось бы отметить изменения в речи главного героя романа. Павел Корчагин эволюционирует как человек. «Вначале он груб и примитивен: «Душа с меня вон», «волынку подымет», «из школы выперли», «жарить в город» и т.п. Но в романе Павел не только стреляет, рубит, строит – он много читает и думает» (№11, стр.65). И в финале романа мы уже слышим «речь интеллигентного мыслящего человека» (№11, стр.65). Вот как воспитывала молодёжь юная Советская власть! Вот как воспитывал её Комсомол!

Особенности эпических и эстетических идеалов писателя таковы: он категорически против любой пошлости, не любит анекдоты, связанные с вопросами пола.

И есть одна вещь, которая меня очень притягивает к главному герою, вызывает мою симпатию к нему. Это его отношение к женщинам. Особенно хорошо оно показано в ситуации с нападением на Анну. Он спасает Анну от бандитов, и понимает, что настоящая любовь не будет спрашивать, было ли насилие над девушкой. И оказывается прав. Такая любовь просуществовала очень не долго. Да и вообще любовью не была. Или история с Христиной. Павел серьёзно относится к женщинам, и если тогда у него все мысли о Тоне Тумановой, то он не может позволить себе быть с другой девушкой. Даже в такой страшный для неё момент. Это только одна сторона личности Павла, но говорящая о многом. А в целом, какую роль в обществе сыграл такой литературный герой, как Павка Корчагин?

«Подвиг Корчагина осенял антифашистскую деятельность Юлиуса Фучика. Ещё в 1934 году он прочитал «Как закалялась сталь» и, размышляя об ожидающих его испытаниях, о возможной гибели, сказал друзьям: «Ничто не страшно коммунисту – вот вывод из книги, вот итог жизни автора, а какой итог будет у нашей жизни?». Книга казнённого гитлеровцами Фучика «Репортаж с петлёй на шее» сохранила для человечества итог жизни пламенного чехословацкого революционера» (№4, стр.20).

Во время Великой Отечественной Войны псевдонимом «Павел Корчагин» награждались болгарские и югославские партизаны-герои. «Имя Корчагина присваивалось и подпольным комсомольским группам, доблестно действовавшим во время народно-освободительной борьбы в Китае, Вьетнаме, Корее»(№4, стр.20) .

Подвиг Корчагина помог литературному герою «Повести о настоящем человеке» встать на ноги и вернуться к полётам. А писатель Борис Полевой, написавший эту повесть о летчике Маресьеве, знал ещё один случай, когда эта книга вернула к жизни. Однажды на Всемирном конгрессе профсоюзов он познакомился с негром, в мандате у которого было написано: «Павка Корчагин». Негр рассказал писателю свою историю. Вот она: когда-то его, совсем ещё подростка, жестоко избили колонизаторы. И он медленно умирал с отбитой печенью и искалеченными лёгкими. Но тут его уговорили прочитать роман «Как закалялась сталь». Прочитав эту книгу, «больной преодолел своё увечье, поправился, стал борцом. Вот уже несколько лет как он является одним из самых боевых профсоюзных вожаков на своём континенте…»(№4, стр.20).

Книга Островского до сих пор популярна в мире.

«Только в Китае после 1993 года эту книгу переиздавали более 20 раз. В 2000 году был снят китайско-украинский многосерийный фильм, и в Пекине замирало движение, когда по телевизору показывали очередную серию» (№18).

У нас в стране до 1970 года книги Островского издавались «478 раз в количестве более шестнадцати миллионов экземпляров, на 57 языках мира»(№4, стр. 20-21).

«В период возрождения неосталинизма при Брежневе (кон.60-х – нач.80-х гг.) культ Павла Корчагина разгорелся с новой силой…» (№13, стр.527). «В 1966 году ЦК ВЛКСМ (как раз к 30-летию со дня смерти писателя) присудил ему премию Ленинского комсомола как «автору бессмертных книг» - «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей»» (№13, стр.527).



Библиография

4. Николай Островский. Как закалялась сталь. Роман. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1970.

5. Юрий Барабаш. Вопросы эстетики и поэтики. «Современник», Москва, 1973.

6. Анна Караваева. Свет вчерашний. Воспоминания. Советский писатель. Москва. 1964.

7.Краткая литературная энциклопедия. Том 4. Лакшин – Мураново. Издательство «Советская энциклопедия», Москва. 1967.

8. О. А. Кривцун. Эстетика. АСПЕНТ ПРЕСС. Москва, 1998.

9. Д. И. Латышина. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Москва. Гардарики. 2006.

10. Николай Островский – человек и писатель. Издательство «Акант», Москва, 2004.

11. Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Том 1. 1920 – 1930-е годы. Москва, АСАDЕМА, 2005.

12. Русская литература ХХ. Прозаики. Поэты. Драматурги. Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Библиографический словарь. Том 2. З – О. «ОЛМА – ПРЕСС Инвест», 2005.

13. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», издательство «Рандеву – АМ», 2000.

14. Н.М. Северикова. Луначарский о воспитании. Москва, «Высшая школа», 1990.

Интернет.

16. «Огонекъ» №47 от 23 ноября 1908 года (адрес в Интернете потерян).

17. К.А.Пажитнов «Положение рабочего класса в России», 1908 (адрес в Интернете потерян).

18. Сайт Трудовой России. trudros.ru > копия Статья Андрея Ведяева «Николай Островский: прочнее стали».

19. Тема 5. "Роды, виды и жанры художественной литературы. Эпический...yaklass.ru›Архив›Литература›Средняя школакопия


1.0x