Сообщество «Форум» 10:27 21 марта 2020

Колея на истории российской монархии

Возвратиться к «исконным началам» - путь современной педагогики.

Разве министерство народного просвещения в течении десятилетий не принимало все меры к тому, чтобы монополизировать школу и сделать ее opyдием духовного порабощения народа? Разве реформа школы не принадлежит к числу самых неотложных нужд? Возвратиться к «исконным началам» - путь современной педагогики.

Старинный Летописец рассказывает, что после крещения Руси Владимир святой повелел отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное учение. Матери, прибавляет при этом летописец, оплакивали их как мертвецов. Очевидно, невежество пустило слишком глубокие корни, если книжное учение возбуждало такой ужас даже в среде высшего класса общества.

Действительно, корни невежества были слишком глубоки. Оно осталось характерной особенностью русской жизни в продолжении многих веков, почетное место занимает в русской жизни и в наше время. Наиболее образованным классом русского общества в до-петровский период было духовенство, в руках которого находилось дело народного образования. Каково было образование самого духовенства - видно из следующих фактов.

Новгородский епископ XV века Геннадий пишет: «приведут ко мне мужика ставиться в попы или дьяконы, я ему велю Апостол дать читать, а он и ступить не умеет, велю Псалтирь читать - и по тому еле бродит... такова земля, не можем найти, кто бы горазд был грамоте». Через полвека после этого на Стоглавом соборе было подтверждено, что если не посвящать безграмотных, то церкви будут без пения и христиане будут умирать без покаяния.

Если таковы учителя, то каковы же ученики? Иностранец Маржерет, посетивший Москву в XVII веке, говорит: «невежество русского народа есть мать его благочестия, он не знает ни школ, ни университетов, одни священники наставляют юношество чтению и письму, но, впрочем, и этим занимаются немногие». Обучением чтению и письму занимались немногие. Даже среди бояр неграмотность была явлением обыденным. «Не читайте много книг, говорили москвичи, вот такой-то с ума сошел от книг, а другой в книгах зашелся, а третий в ересь впал...». Начальных народных школ почти не было в до-петровской Руси. Они начали появляться в XVIII веке, но и тогда влачили жалкое существование.

Петром Великим сделано кое-что для средней школы, попытки-же его создать элементарную народную школу были почти бесплодны. Неудачны были и попытки Екатерины II. При ней в целях низшего народного образования учреждены были малые народные училища. Но потребность образования чувствовалась весьма слабо, многие из открытых школ были вскоре закрыты. Обыватели сплошь и рядом подавали заявления губернским властям о том, что они не намерены отдавать детей в училища, что в училищах они не видят пользы для себя, что все училища вредны, что «оные полезно повсеместно закрыть» и т. п. Церковь, придерживаясь византийских взглядов, видела в науках и образовании влияние латинского Запада, поэтому противилась распространению знаний, но сама не занималась школой для народа.

Гораздо больше сделано для начального народного образования в XIX в., в особенности во второй половине XIX в. после реформ - крестьянской и земской. Но и в XIX веке положение народного образования в России следует признать плачевным, и в XIX в. Россия на карте культурных государств представляется пятном невежества. К началу второй половины XIX века в России 1 учащийся приходился на 143 жителя. К концу XIX века это соотношение изменилось: в земских губерниях на 100 жителей уже приходилось более 3 учащихся, в не земских меньше (в Сибири около 1). Как незначителен этот процент учащихся, видно из сопоставления его с процентом учащихся в других государствах. К концу XIX века в Японии, например, на 100 жителей приходилось 9 учащихся, во Франции - 10, в Швейцарии - 15, в Северо - Американских Соединенных Штатах – 22, т. д. А у нас только в земских губерниях больше 3, а в некоторых местностях меньше 1.

Невежество красной нитью проходить через всю русскую историю. Это мнение рождалось вместе с монархией в России и исходило сверху. Н.И. Костомаров, большой знаток русского быта, пишет в своих «Очерках»: «Иван Васильевич Грозный был расположен к иностранцам, считал их открыто выше и лучше своего народа, производил себя от немецкой крови (Флетчер, 15), и оправдывал перед ними свои злодейства тем, что, по его выражению, царствовал не над людьми, а над зверьми. (Das. Gr. Reich v. Mosc. 152 — 153)». Так что это мнение остается характерной чертой русской жизни и в наше время - в начале XX века. Не может ли это служить достаточным основанием для того, чтобы считать невежество одним из «исконных начал»?

В своем знаменитом письме Гоголю «неистовый Bиcсapиoн» (Белинский) говорит: «Вспомнил я еще, что в вашей книге вы утверждаете за великую, несомненную истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать вам, на это? Да простит вас ваш византийский бог за эту византийскую мысль, если только, передавши ее бумаге, вы знали, что говорили».

Школа - колыбель духовных сил народа. Она формирует тех граждан, которые будут делать историю страны, тех людей, в руки которых страна передаст задачи, завещанные предшествующими поколениями. Какова школа – таков народ. Народ, не сумевший выработать себе систему образования, обеспечивающую его устойчивость и развитие среди все осложняющихся условий всемирно-исторической жизни, неизбежно обречен остаться позади других, лучше решивших эту историческую задачу. Это - народ без будущего, народ, обреченный уступить другим свое место на исторической сцене и уступить другим. На парижском конгрессе по социальному воспитанию, еще в 1900 г. Леон Буржуа перед лицом всего мыслящего человечества провозгласил «Социальная проблема в конечном счете есть проблема педагогическая».

Прогрессивное человечество, в начале XX века, переживало момент тяжелого творчества за новую жизнь, за счастье и свободу. Но где-же те воспитательные и образовательные учреждения, которые давали бы детям истинное свободное воспитание и образование? Таких учреждений нет! Но их нужно создать и создать их должно все общество, все лучшие сознательные силы страны. Необходимо всем соединиться в тесный дружный союз и работать и бороться за осуществление великой идеи свободной, общеобразовательной, демократической народной школы. Такой школы нет! Но, если присмотреться ближе к окружающей действительности, то нельзя не заметить, что общественное творчество в этом направлении работает усердно и давно.

Социализм «основывается на всем материале человеческого знания», - писал В. И. Ленин в 1902. Широко известны связанные с этой мыслью слова Владимира Ильича: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»
Только социалистический строй выработал концепцию школьного образования для всестороннего развития личности: во-первых: умственное воспитание, во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями, в -третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и в то же время дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».

Политехническое образование, которое играет большую роль в разрешении задачи овладения техникой, неразрывно связано с общим Образованием, ибо основы (начатки) политехнического образования немыслимы без прочного усвоения математики, физики, химии, естествознания и ряда других учебных предметов, которые стали доступны после отделения церкви от процесса образования.

Тов. Сталин подчеркивал, что «образование - это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках, кого этим оружием хотят ударить. Конечно, пролетариату, социализму нужны высокообразованные люди». (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 610).

1.0x