Авторский блог Татьяна Воеводина 20:56 9 января 2017

Колька и глобализация

эмиграция – это всегда несчастье, как бы ни хорохорились бедолаги
6

Сегодня  в шесть утра умер Колька – гражданин братской Украины, соискатель российского гражданства, которое так и не успел получить, хотя живёт в нашем посёлке уж лет десять. Было ему слегка за сорок.

Колька – квалифицированный рабочий, но за всю жизнь  ни разу не имел стабильной работы: заводы когда-то промышленного Запорожья, откуда он родом,  закрывались, покупались невесть какими богатеями и тоже закрывались: самостийная Украина входила в мир европейских ценностей, а в этом мире украинская промышленность не трэба.

Колькина мать  (между прочим, инженер-проектировщик в прошлой жизни) живёт в России в няньках, ну и Колька был при ней.  С работой  не складывалось: то мыл электрички, то кому-то помогал по саду, то мастерил что-то, то собак выгуливал: он добрый, зверьё его любило. Семьи у него никогда не было: какая семья, когда ни работы, ни зарплаты? Попивал.

Однажды, воротясь из Запорожья,  рассказал: в его классе было 18 мальчишек, в живых осталось четверо. (Теперь трое). В сорок с небольшим лет. Это же чисто военные потери!

Много таких колек-калек, очень много, изо всех братских республик бывшего СССР.

Как-то вечером мы с дочкой,  прогуливая собаку, встретили  женщину, которая заблудилась и не могла попасть на шоссе.  Довели её до дороги, и она нам рассказала свою историю. Она – молдаванка, приехала в наш посёлок поискать работы няньки, домработницы, всё равно кого, но место, которое ей кто-то указал, оказалось уже занятым. По профессии она - учительница, но вот ищет хоть какую-то работу здесь. Живёт на птичьих правах с такими же горемыками в одной комнате, которую придётся скоро освобождать. Устроиться на работу нужно как можно скорее, т.к. дома ждёт семья, где она – кормилец. Дочка, помню, была впечатлена: как тяжело, оказывается, жить не в своём доме, даже не в своей стране.

Таких женщин, украинок и россиянок, я встречала в Эмиратах:  тоже живут в одной комнате, работают где придётся, стараясь копить копеечку к копеечке.

Эмиграция – это всегда несчастье, как бы ни хорохорились бедолаги. Особенно тяжела трудовая миграция – эмиграция из бедной страны в более богатую, когда непременно понижается  социальный уровень, ты попадаешь в окружение таких же горемык, как ты сам. И вырваться из этого круга – ох как нелегко.

Мне памятен  старинный перевод из Данте на эту тему:

«Ты будешь к хлебу привыкать чужому,/Узнаешь ты, как горек он и солон,/ Как лестница крута к чужому дому».

Я не нашла, кому принадлежит этот заблудившийся в моей голове текст. Лозинский, классик перевода, получивший за него Сталинскую премию,  перевёл гораздо хуже: «Ты будешь знать, как горестен устам/Чужой ломоть, как трудно на чужбине /Сходить и восходить по ступеням». (Оригинал на всякий случай для тех, кто может оценить: Tu proverai sì come sa di sale Lo pane altruì, e com' è duro calle Lo scendere e 'l salir per l' altrui scale). Впрочем, отставим филологические изыски.

В Прибалтике нормальный жизненный путь молодого человека – эмиграция. Чаще всего в Британию, Ирландию. На моей памяти они заместили собой всех работников фабрики по выделке резиновых ковриков в Дублине, на которой мы их когда-то закупали. И то сказать, работа грязная, вонючая, вероятно, вредная, абсолютно неквалифицированная. Как раз для трудовых иммигрантов.  А ведь эти ребята в большинстве с высшим образованием, на что-то, видимо, рассчитывали… А стали строителями, водителями, формовщиками ковриков. Это ещё если повезёт. Каждый труд, конечно, почётен, но лучше бы прикладывать его к обустройству своей страны, где твои предки, память, где ты, в конце концов, полновесный гражданин.

Так что в смерти Кольки я вижу не просто гибель непутёвого пьянчужки. Колькина судьба – это наша общая постсоветская судьба эпохи глобализации. С каким восторгом ловили мы, желторото-наивные, первые знаки открытости в конце 80-х: наконец рухнул проклятый железный занавес,  отменена прописка, теперь можно гонять туда-сюда, наниматься на работу там и сям – никаких тебе выездных комиссий при райкоме партии, никаких разрешений-дозволений. Вместе с занавесом рухнула и промышленность, работать стало негде, и отъезд стал во многом предрешён.  Собственно, и сегодня наши украинские братья мечтают ездить в Евросоюз – наниматься мусорщиками и мойщиками нужников. Хорошо бы кто-нибудь из них вспомнил Кольку из Запорожья – и призадумался.

Судьба Кольки и ему подобных  – это результат распада СССР,  глобализации, которая привела к деиндустриализации нашей бывшей общей родины. Индустрия, заводы и фабрики, помимо выпуска продукции, имели огромное организующее значение. Человек был встроен в прочную социальную ткань, он был членом трудового коллектива, ехал по предначертанным рельсам, и всё это не давало ему пасть на дно. Когда эта ткань распалась – человек оказался один, без поддержки, без руля и без ветрил. Отдельные люди – сильные, волевые, удачливые – вступили в капиталистическую «войну каждого против всех»  - и выиграли. Но большинство – маленьких и слабых – проиграло.

Земля тебе пухом, Колька.

 

 

68 1 4 740
18 0 26 277
Комментарии Написать свой комментарий
9 января 2017 в 21:13

Я прослезился... И не смотря на свои 63 года, доживу до мая будет 64, неоформленную до сих пор пенсию на обидный косвенный отказ в российском посольстве на получение гражданства (не устроило их мое свидетельство о рождении, выданное в 1953 году в пограничном Термезе, так пацаны мне быстро оформили новое, но потом объяснили сведущие люди что пенсионеров не очень охотно берут в Россию, а я в силу характерных черт могу очень даже здорово послать, что я и сделал, я имею в виду обстоятельства, мой приятель отец Виктор называет эту мою черту характера своеобразным проявлением смирения, считая меня истинным христианином в душе...) действительно прослезился, душевно, рождественски, понимает мадам Воеводина душу человеческую, мужскую неприкаянную, пойду выпью 150 за ее здоровье...

ТТ.

9 января 2017 в 23:33

Тимур, прежде всего, при всех обстоятельствах, - ЗДОРОВЬЯ!!!

Тимур, нужно ДРАТЬСЯ, особенно с чиновничеством всех мастей, не только за абстрактные идеи, но и - ЗА СЕБЯ, за ПЕНСИЮ!!!

Предлагаю, НАЧАТЬ эту драку с завтрашнего дня.

Пока есть работа, пока есть здоровье и силы, можно иметь "черту характера своеобразным проявлением смирения", но лучше - ДРАТЬСЯ.

Если и не победишь, то хоть - "СОГРЕЕШЬСЯ".

Удачи!!!

11 января 2017 в 16:25

Да, поздновато вы Тимур собрался менять гражданство.
Теперь , если нет в России близких, ничего хорошего для себя вряд ли найти, на мой ,конечно, взгляд.
Работать уже поздно, а жить на узбекскую пенсию в РФ очень сложно, другую же пенсию в РФ уже не заработать

9 января 2017 в 23:37

Татьяна, жаль, что Вы не участвуете в дискуссиях.
СССР распался - ЗАКОНОМЕРНО, в силу сложившихся условий.

Сегодня России нужна НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, на базе существующих в настоящее время обстоятельств.

Выход точно ЕСТЬ, но его НУЖНО НАЙТИ!!!

С уважением.

10 января 2017 в 12:20

Да, расссказ, действительно, рождественский – бог, под праздничек, прибрал ненужного никому, лишнего человека, раба божьего Николая. Николай родился в безбожном СССР, при его, видимо, средних способностях он закончил бы школу, какой нибудь техникум и поступил на работу на завод, женился, получил квартиру, родил детей. По слабости душевной и узости интересов, он, наверное попивал бы, но с работы бы его не уволили, пропесочивали бы на профсобраниях, в товарищеских судах по месту жительства, капал бы на мозги участковый, но Николай бы не был лишним человеком, он был бы, даже, доволен, что с ним так носятся, уделяют ему внимание, что он человек нужный, не лишний. Бог бы не интересовался Николаем и дал бы ему дожить до старости. В нынешнем государстве социальной справедливости считается справедливым, что человек никому не нужен, кроме как себе самому и богу, поэтому не нужных, лишних людей прибирает к себе бог, по своей справедливости. Такая божья социальная справедливость установилась нынче на всём пространстве бывшего безбожного СССР, так что лишние люди обречены быть прибраны как бракованный материал родительского капитала и общественной системы. С праздником не поздравляю – сюжетец не тот.