Авторский блог Марина Алексинская 00:00 4 августа 2023

Когда уходит эпоха

памяти Ирины Мирошниченко

Ирина Мирошниченко… Неугасимая звезда Московского Художественного театра. Из эпохи, когда театр ещё держал марку, являл себя в своем академическом изводе, не позволял, точнее сказать, не поощрял артисту разменивать талант на съёмки в кино (серьёзность искусства драмы противопоставлялось легкомысленному, скорому на успех кинематографу), и, как зеница око, сохранял градацию ампула актрисы: инженю, характерная актриса, травести и… - героиня. В плеяде мхатовских героинь – статных красавиц, ярких индивидуальностей: Татьяна Лаврова, Ия Савина, Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Наталья Тенякова… Ирина Мирошниченко занимала свое отдельное место. Пленял творческий почерк актрисы, что был пропитан жертвенным служением Мельпомене, флёром женственности и… недосказанности. Тайны. Присутствие которой ощущалось почти что физически, когда Ирина Мирошниченко выходила на сцену в главных ролях спектаклей восьмидесятых «Дядя Ваня» и «Чайка» (режиссёр Олег Ефремов), «Татуированная роза» (режиссёр Роман Виктюк), «лишний билетик» на которые спрашивали ещё при выходе из метро «Пушкинская», «Горьковская» (сегодня – «Тверская»). Ну а когда пришли «лихие девяностые», то мир перевернулся. Титаны – народные артисты СССР, излюбленные кумиры публики вдруг дружно принялись проклинать страну, которая подняла их на пьедестал славы, но не додала денег, прогулок по Пикадилли, номеров в отелях люкс… В этом хоре голодных голоса Ирины Мирошниченко не было слышно. Ирина Мирошниченко как бы ушла в тень.

… Весть о смерти Ирины Мирошниченко встревожила воспоминания. Печальна. Последний раз я встретила легенду МХАТа лет семь назад, на «Лебедином озере» в Большом театре. Как и прежде, магнетизм обаяния, доброжелательность, простота в общении подкупали. Впечатление: злой гений не касался Ирины Мирошниченко, не в его это силах. Ибо Красота – милость богов.

9 апреля 2024
1.0x