Авторский блог Людмила Диковицкая 19:40 15 июля 2016

Классика и современность

"Вечные образы" - образцовость и отдушина. Из глубины веков они выступают "столбовыми" человечества. Весомость их незыблема, идеальна. Она - связующее между Земным и Небесным...

Всё чаще ловлю себя на мысли: то и дело «заныриваю» в классику, что из глубины веков или из недавнего советского времени. Научающая добру, призывающая к правде, просвещающая, она, в невесомости - над обыденностью. И волей Свыше, в стойкой хрупкости своей, возвышается «вечными образами», что согласно теории вещей, в искусствоведении, в частности, - Герои. В доисторические времена пели о них лирники. А в век научно-технического прогресса стали запечатлевать их подвиги на «говорящих холстах», что в «просторечии» - фильмы.

По преданию, проявляться Героям в суровой злободневности значимо и сверхважно. Хоть и поныне воспринимаются они почти мифическими персонажами. Но, справедливости ради, сколько их, «красноармейцев Суховых», было на фронтах реальных войн…

Отправляясь в заоблачные дали на пилотируемых кораблях, наши современники-космонавты, традиционно вдохновляются бескорыстием легендарного Героя из «Белого солнца пустыни». Будто по Христовой Заповеди, провожает он их «налегке» в космическое безбрежье. И только с «подручным матералом», как у Данилы-Мастера, что и в руках, и в сердце… И пренепременно, каждый из них «возвернётся» к «незабвенной» своей «Катерине Матвеевне». А если, вдруг, и не вернётся, подобно русскому Герою-лётчику, погибшему в Сирии, его «Журавушка» будет достойна Героя, не разменяв память о нём на «заморские подношения»…

И опять уличаю себя: много патетики. Но в год Кино как без неё? Балладно увековечивая подвиг, киноискусство поёт «одесную». Должно петь, даже когда в ранг «Героя» вступает женщина. Классически прекрасным образом это может быть Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» или «младшенькая» Корделия Короля Лира. Связь времён – в них, принадлежащих разным культурам, народам, эпохам.

Однажды, на уроке МХК в 11-ом классе на Пресне начала двухтысячных, «реализуя» межпредметный компонент, и по зову сердца, я решилась на демонстрацию «Короля Лира» в постановке советского классика Григория Козинцева. Замерев, класс сопереживал, про себя анализируя и прозревая. А после просмотра умудрённо расставлялись акценты…

Аналогично вели себя малыши-дошкольники, когда в литературной студии на Филях мы учились читать и слушать Волшебные Сказки, попутно создавая свои «Первые книги». Самые «продвинутые» (а были среди них и убеждённо не желавшие обучаться графическому письму, прекрасно справляясь с клавиатурным набором) проникались текстом «взахлёб» - до придыхания.

Намедни эффект проникновенности в «чужую», но «сродственную» божественному началу эпоху, повторился. «Чаепитничая», дочь, как играючи, набросала портрет – «отаппликатированную» картинку. «Таинственная Незнакомка» напомнила мне Беату Тышкевич, а вместе с ней - «Дворянское гнездо», Ирину Купченко, Тургенева, Полину Виардо. Да так, что захотелось послушать знаменитый романс из не менее знаменитой экранизации романа Андроном Кончаловским. «Кланялися ветрам…» сблизил не только двух диаметрально противоположных по сюжету героинь – Лизу и Варю, он окунул и в эпоху древнерусской «раздробленности», тоже разорявшей. Тогда - «княжеские гнёзда»… Ефросинья Ярославна «оплакивала» их. Столетия спустя, Лиза Калитина - «отмаливала», за монастырскими стенами спасая Государыню-Русь.

Молитвенно преданные матери, с младенцами на руках, как современные Мадонны, и теперь - в третьем тысячелетии Новой эры, сберегая Родину, двинулись Крестным ходом по родной и милой сердцу Украине. От Святогорской лавры и от Почаевской – с Востока на Запад и с Запада на Восток - навстречу друг другу, они мудро несут веру, надежду, любовь. И это тоже классика. По-христиански непревзойдённая и божественная, она - ради Жизни на Земле…

1.0x