Сообщество «КИТАЙ-ГОУ (中国)» 18:09 13 ноября 2017

Трагедия маньчжуров

почему иногда "глубинное государство" становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах
1

 двойной клик - редактировать изображение

1. Хотелось бы ответить на вопрос о том, почему возникают "глубинные государства". Дело в том, что далеко не всегда, не везде,не у всех народов, не во всех государствах возникает своё "глубинное государство". Если какой-нибудь народ или какое-нибудь государство выпадает из исторического процесса, и никоим образом не реагирует на это, когда государство не замечает нарастающего вала проблем у своего населения,которое вроде бы всё как будто устраивает, то и такой народ, и такое государство исторически обречены на дальнейшие загнивание и разложение. Вскоре среди представителей государства или населения появляются иноземные или иностранные марионетки, которые захватывают верховную власть в государстве, а потом начинают осуществлять политику и направлять умонастроения населения в нужную для внешнего управления сторону. Но за всю мировую историю имелось максимум несколько десятков примеров, когда те или иные народы, те или иные государства получали собственные автохтонные или аборигенные "глубинные государства", которые вели их к какому-то самостоятельному развитию, иногда ограниченному рамками истории. Посмотрим, как такой процесс осуществлялся в Китае в последние пятьсот лет.

 двойной клик - редактировать изображение

2. Цин (что по-китайски буквально означает "ясно"), или династия Цин (что по-китайски буквально означает "большой ясно") представляла собой род из племён чжурчжэней, населявших в X – XV веках территорию Маньчжурии на северо-востоке современной КНР (в том числе, на территории нынешнего автономного района Внутренняя Монголия), КНДР и Российской Федерации (Приморский край). Говорили эти племена на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской языковой семьи. Крупнейшее государство чжурчжэней – именовавшееся у китайцев Империя Цзинь (по другому прочтению – Кинь) с правившей в ней династией Цзинь (что по-китайски буквально означает "золото Северная Корея", или иногда "золотая") – существовало с 1115 год по 1234 год.Родственный чжурчжэням народ –эвенки (прежнее название – тунгусы), проживающие на северо-востоке КНР, во многих субъектах Российской Федерации и частично в Монголии. Потомками чжурчжэней также являются удэгейцы, проживающие в Российской Федерации на Дальнем Востоке (Приморский край и Хабаровский край) и частично на Украине.

Династия Цин была основана чжурчжэньским кланом Айсинь Гёро (в переводе с маньчжурского языка означает "золотой род" или "золотой клан", также "сиятельный род") из Маньчжурии, исторической области на северо-востоке современной КНР. Согласно легенде, первый носитель фамилии Айсинь Гёро был рождён девушкой-ангелом, съевшей волшебный плод, который принесла сорока.В конце XVI века вассал династии Мин (что по-китайски буквально означает "большой яркий"), привившей в 1368 – 1644 годах в тогдашнем Китае (Великой империи Мин), Айсинь Гёро Нурхаци начал объединять чжурчжэньские кланы в так называемую "восьмизнамённую армию" ("восемь знамён" – маньчжурский принцип административного деления, совмещающий военные и гражданские элементы, впоследствии –неотъемлемая часть государственности маньчжуров в Империи Цин). У чжурчжэней фактически появилось собственное "глубинное государство", которое пыталось преодолеть наметившийся упадок их предыдущей государственности и общества. Айсинь Гёро Нурхаци сформировал из чжурчжэньских кланов не только военную силу, но и новую социальную общность, которая стала известна как маньчжуры.

Так, Айсинь Гёро Нурхаци в 1616 году стал основателем Маньчжурской империи, именовавшейся у китайцев по её династии Да Цзинь ("великая золотая" (она же Хоу Цзинь – "поздняя золотая")), в 1636 году переименованной его восьмым сыном Абахаем(он же– Хуан Тайцзи по-китайски) в Да Цин ("великая чистая").

3. К 1636 году его сын Айсинь Гёро Абахай начал вытеснять военные силы Великой империи Мин (что по-китайски буквально означает "большой яркий император страна") с территории современной провинции Ляонин и провозгласил образование новой династии Цин. В 1628 году на севере Великой империи Мин вспыхнула гражданская война, называемая Крестьянской войной 1628 – 1647 годов. В 1644 году крестьянская повстанческая армия, возглавляемая Ли Цзычэном, захватила Пекин, столицу Великой империи Мин. Шаньхайгуаньская битва (или буквально «битва у камня») произошла 28 мая 1644 года у форта Шаньхайгуань – одного из проходов в Великой Китайской стене. Китайский полководец У Саньгуй, генерал Великой империи Мин, после взятия Пекина участниками китайского крестьянского восстания и угрозы от них разгромить его войска, вступил в сговор с маньчжурами и открыл Шаньхайгуаньский проход "восьмизнамённой армии" под командованием Айсинь Гёро Доргоня, крупного маньчжурского полководца и государственного деятеля, регента Империи Цин в Великой империи Мин, четырнадцатого сына Нурхаци и младшего брата Абахая, императора Цин. Далее, маньчжурские войска Айсинь Гёро Доргоня вместе с китайскими войсками У Саньгуя нанесли поражение китайским крестьянским повстанцам у форта Шаньхайгуань, а затем выбили их и из Пекина. Однако разгром крестьянской повстанческой армии Ли Цзычэна, позволил маньчжурским войскам Айсинь Гёро Доргоня захватить Пекин.

Хотя китайская династия Мин прекратилась со смертью императора Чунчжэня ("возвышенное счастье", Чжу Юцзянь – шестнадцатый и последний император династии Мин, с храмовым именем Мин Сыцзун) ещё 25 апреля 1644 года, У Саньгуй скоро осознал (из-за отсутствия у китайцев-ханьцев собственного "глубинного государства" в тот период истории), что в Великой империи Мин фактически появилась новая маньчжурская династия. Он разрешил маньчжурам преследовать Ли Цзычэна, и в результате те настигли его и убили в 1645 году. Вслед за этим Айсинь Гёро Доргонь объявил императором сына своего брата, императора маньчжурской Империи Цин Абахая (Хуан Тайцзи). Маньчжурское завоевание Китая(1644 – 1683 годы) продолжалось до 1683 года и закончилось только во времена императора Канси ("процветающее и лучезарное", Айсинь Гёро Сюанье – четвёртый представитель маньчжурской династии, правивший уже не только Маньчжурией, но и всем Китаем, входившим в Империю Цин), который правил в 1661 – 1722 годах.

Таким образом, правящая в Китае в 1644 – 1911 годах династия Цин была основана не китайцами-ханьцами, составлявшими подавляющую часть населения современной КНР (91,51 % по переписи населения КНР 2010 года), а оседлыми земледельцами, известными как маньчжуры. Маньчжурская династия Цин, возникшая из чжурчжэньского клана Айсинь Гёро, была основана Айсинь Гёро Нурхаци, который стал основателем Маньчжурской империи, называемой по-китайски Империей Цзинь, в 1636 году переименованной его восьмым сыном Айсинь Гёро Абахаем (он же по-китайски – Хуан Тайцзи) в Империю Цин. В период 1644 – 1911 годов тогдашний Китай фактически целиком входил в Маньчжурскую империю с китайским названием Империя Цин. Её императорами все эти годы являлись маньчжуры, китайцы-ханьцы жили фактически под их гнётом.

 двойной клик - редактировать изображение

4. Десять великих походов (что по-китайски буквально означает "десять все военный гонг") шестого маньчжурского императора (из династии Цин) Айсинь Гёро Хунли (он же по-китайски – Цяньлун, что по-китайски буквально означает "непоколебимое и славное"), которые он организовал в 1750 – 1790 годы, расширили зону влияния Империи Цин в Центральную Азию. Хотя ранние правители из династии Цин продолжали придерживаться маньчжурского образа жизни и, нося официальный титул императора, продолжали оставаться одновременно ханами монголов и оказывать покровительство буддизму в Тибете, они правили империей, используя конфуцианский подход и бюрократический аппарат, традиционный для китайцев. Они сохранили и использовали традиционную систему экзаменов, чтобы рекрутировать китайцев-ханьцев в государственный аппарат, и прониклись идеалами вассальных отношений с близлежащими государствами, привычными со времён прежней династии. В таких регионах, как Тайвань, внешняя политика владык династии Цин была похожа на колониальную.

Правление императора Айсинь Гёро Хунли (Цяньлуна) (1735 – 1796 годы) стало апогеем имперского могущества, с которого начался закат Империи Цин. Население империи выросло до примерно 400 миллионов человек, но налоги и сборы оставались низкими, что заложило основу для будущих проблем и кризиса. Коррупция была повсеместной, а повстанцы бросали вызов правительству, в то время как правящая элита не желала менять свои взгляды в ногу со временем перед лицом изменений, которые происходили в мире (произошла утрата маньчжурами "глубинного государства"). Победив Империю Цин в Первой опиумной войне (1840 – 1842 годы), Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии, а также другие державы заключили с нейнеравноправные договоры (термин китайской политики и идеологии, используемый для обозначения договоров, заключённых в середине XIX – начале XX века между Империей Цин с одной стороны и европейскими государствами, США и Японией с другой – с точки зрения официальной китайской идеологии невыгодных для Китая и навязанных ему за счёт экономического и военного превосходства иностранных держав), введя свободную торговлю, экстерриториальность и свободные порты, находившиеся под иностранным контролем.

Далее, произошло Восстание тайпинов (1850 – 1864 годы) – крестьянская война китайцев-ханьцев против маньчжурской Империи Цин и иностранных колонизаторов во главе с христианином-китайцем южной субэтнической группы хакка Хуном Сюцюанем, который создал Тайпинское Небесное Царство – независимое китайское государство, существовавшее на территориях,занятых восставшими. Само название "Тайпин" означает "Великое Спокойствие" и перекликается с раннедаосской школой Тайпиндао времён Ханьской империи, а также с целым рядом девизов-правленийIII – XIV веков.

Затем последовало Дунганское восстание(1862 – 1869 годы), двухочаговое восстание мусульман-китайцев в провинциях Шэньси и Ганьсу (первый очаг), а также Юньнань (второй очаг). Поражение восстания привело к переселению группы мусульман-китайцев на территорию Российской империи и в юго-западную Монголию, унеся жизни от 8 до 15 миллионов человек, это восстание стало одним из самых кровопролитных военных конфликтов в истории.

Оба эти восстания в Центральной Азии стоили жизни 20 миллионам человек,что обозначило тенденцию на запрос у китайцев-ханьцев собственного "глубинного государства" в тот период истории. Все эти бедствия привели к консолидации элит общества и попыткам экстренных реформ. В 1860 – 1874 годах была попытка остановить династический спад династии Цин, восстановив традиционный китайский порядок. Суровые реалии Второй опиумной войны(1856 – 1860 годы), неравные договоры и массовые восстания в середине XIX века заставили придворных и чиновников Империи Цин признать необходимость укрепления влияния китайцев-ханьцев. Реставрация Тунчжи была названа в честь императора Тунчжи (1861 – 1875 годы) и была спроектирована матерью молодого императора, вдовствующей императрицей Цыси. Однако восстановление, которое применяло «практическое знание» при подтверждении старого менталитета, не было настоящей программой модернизации. Учёные разделены относительно того, остановил ли Тунчжи династический спад или просто отложил его неизбежное наступление.

Восстановление Тунчжи было прямым результатом Движения самоукрепления во главе с государственными деятелями Цзэном Гофаном (который стал наместником) и Ли Хунчжангом, чтобы оживить правительство и улучшить экономические и культурные условия в Империи Цин. Был осуществлен ряд реформ, таких как развитие официального министерства иностранных дел для решения международных проблем, восстановление региональных армий и региональных лидеров, модернизация железных дорог, заводов и арсеналов, увеличение промышленной и коммерческой производительности и создание института периода мира, что далоИмперии Цин время для модернизации и развития.

Однако их первые результаты были уничтожены поражением Китая в Первой японо-китайской войне 1894 – 1895 годов, войны Японии против маньчжурской Империи Цин с целью установления контроля над Кореей (номинально являвшейся вассальной страной по отношению к Империи Цин) и проникновения в Маньчжурию и собственно Китай. Разгром 1895 года привёл к потере династией Цин контроля над Тайванем и влияния в Корее. Последовала военная реорганизация, но амбициозные "Сто дней реформ" 1898 года провалились из-за противостояния им императрицы Цыси, жестокого, но эффективного лидера. Затем, противодействуя Восстанию ихэтуаней (или Боксёрскому восстанию, ихэтуань (буквально– "отряды гармонии и справедливости") против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Империи Цин в 1898 – 1901 годах),когда восемь иностранных держав вторглись в Империю Цин. Сначала пользовалось поддержкой властей, но затем императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав, подавившего восстание. В результате, Империя Цин попала в ещё большую зависимость от иностранных государств, что сказалось на её политическом и экономическом развитии в первой половине XX века. Цыси объявила им войну, которая оказалась проигранной, и императорский двор вынужден был покинуть столицу.

Стоит отметить, что Восстание ихэтуаней затронуло интересы Русской православной церкви и православных христиан-китайцев. В мае 1900 года ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Империи Цин, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене (Шэньяне) произошла череда убийств и нападений на иностранцев и православных христиан-китайцев. На третий день столкновений начались поджоги зданий европейских миссий и христианских храмов, которых сгорело восемь. 14 мая 1900 года было сожжено здание Русской православной миссии в Бэйгуане.

 двойной клик - редактировать изображение

Дав согласие подписать Заключительный протокол (соглашение от 7 сентября 1901 года между Империей Цин и 11 державами (Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Испания, США, Франция, Соединённое Королевство, Италия, Япония, Нидерланды и Россия), участвовавшими в подавлении Восстания ихэтуаней), правительство Империи Цин затем инициировало беспрецедентные налоговые и административные реформы в стране, включавшие выборы, новый свод законов и отмену системы государственных экзаменов. Сунь Ятсен и другие революционеры соревновались с такими реформаторами, как Лян Цичао и монархистами вроде Кан Ювея в своих попытках трансформировать Империю Цин в современное государство. После смерти императора Гуансюя и императрицы Цыси в 1908 году бескомпромиссный маньчжурский суд остановил реформы. 11 октября 1911 года начались волнения, которые переросли в Синьхайскую революцию. Пу И, последний император, отрёкся от престола 12 февраля 1912 года.

 двойной клик - редактировать изображение

5. Впоследствии ещё была попытка японцев реанимировать маньчжурскую Династию Цин в своих интересах посредством создания марионеточного государства Маньчжоу-го(или Государство Маньчжурия) в 1932 – 1934 годы, а также Даманьчжоу-диго (или Великая маньчжурская империя) в 1934 – 1945 годах в Северо-Восточном Китае во главе с последним императором Империи Цин Пу И.После падения Империи Цин фамильным кладбищем семьи Айсинь Гёро является участок в японском городе Симоносеки (префектура Ямагути), к которому маньчжуры ранее не имели ни малейшего отношения. Формальным претендентом на трон Цин является Цзинь Юйчжан (родился в 1942 году).

Так бесславно закончилось маньчжурское правление в Китае, да и сама маньчжурская государственность вообще. Маньчжуры не только потеряли власть в Китае, они также утратили свою Империю Цин, свои земли, на которых они сформировались как самостоятельная этническая общность. Численность современных маньчжуров составляет 10,682 млн., подавляющая часть которых проживает в КНР: 5,39 млн. – в провинции Ляонин, 2,12 млн. – в провинции Хэбэй, 1,04 млн. – в провинции Хэйлунцзян, 0,99 млн. – в провинции Цзилинь и 0,5 млн. – в автономном районе Внутренняя Монголия. Небольшие группы маньчжуров имеются в Монголии, КНДР, Российской Федерации (Амурская область). В настоящее время маньчжуры говорят на китайском языке, лишь небольшая их часть сохранила маньчжурский язык, ещё меньшая часть – маньчжурскую письменность.

Народы и с меньшей численностью населения в настоящее время имеют собственную государственность, их государства являются членами ООН, не оставив в истории такого следа как маньчжуры. Трагедия маньчжуров как исторического субъекта состояла в том, что они утратили собственное "глубинное государство", что и предопределило их последующее прозябание как народа.

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения "глубинного государства" в истории Китая будет рассказано позже.

Cообщество
«КИТАЙ-ГОУ (中国)»
2 0 10 004
Cообщество
«КИТАЙ-ГОУ (中国)»
10 1 12 392
Cообщество
«КИТАЙ-ГОУ (中国)»
7 0 15 260

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
14 ноября 2017 в 09:59

Досадно, что столь познавательная работа ни содержит ссылок на первоисточники. Отдельно - по картографическому материалу. Очевидны корни из ориенталистики, хотя вторая (геолингвистическая) карта явно европейская, причем, к сожалению, не достаточно детальная.
Сегодня можно наблюдать последние дни активно уничтожаемой народности удэге, единственных прямых потомков некогда великого народа чурдженей (джурдженей - манчжуров), в свою очередь - потомков Бохайского царства. Последние государственные решения РФ юридически лишили их земли (деградировавшая народность провинциальных - лесных чурдженей - удэге ведут преобладающий традиционный промысловый образ жизни) - всего их на Планете не более 1000 человек, из которых около 400 проживают в Приморье. Скорее всего, полностью они будут уничтожены на протяжении двух следующих поколений, к 2070 году.
Между тем, всемирное генетическое исследование уже этого века имеет поразительные результаты, способные серьезно пересмотреть традиционные представления о истории и демографии всего древнейшего региона Земли, включая Историю Китая и смежных древних и средневековых государств. По словам авторитетных представителей общины удэге, самое последнее время в Красный Яр (село компактного проживания большей части общины удэге) нанесли несколько визитов Японские и Корейские ученые, от которых стало известнжо, что по их новейшим научным представлениям, по генетическим данным, удэге (т.-е. чурджени и бохайцы) являются прямыми родоначальниками (предками) и японцев, и корейцев. Тема становится не только интересной и актуальной. Жду продолжения.