Авторский блог Письма в Редакцию 10:33 22 июня 2018

Память о героях

множество уникальных материалов о Великой Отечественной войне хранится в российских семейных архивах

22 июня исполнилось 77 лет с начала Великой Отечественной войны. Уходит из жизни уже не только поколение творцов Победы 1945 года, "бессмертный полк" России, но и поколение их детей. Тем ценнее становятся для нас их свидетельства. Предлагаем вниманию читателей нашей газеты одно из них.

Мой отец Киреев Юрий Филаретович родился 2 апреля 1904 года в посаде Дубовка на территории нынешней Волгоградской области. Его отец, мой дед, Филарет Кузьмич работал бухгалтером, мать Надежда Павловна была домохозяйкой.

Окончил школу-девятилетку (по тем временам — полное среднее образование). Работал на строительстве Сталинградского тракторного завода. В институт поступить не смог — не проходил по социальному происхождению. Поступил на агромелиоративные курсы, где познакомился с моей мамой и создал семью.

Работал по специальности в Сталинградской области, Горьковском крае, а позже — в Дмитровском р-не Московской обл. на Московской областной болотно-опытной станции и агрономом в колхозе.

До Великой Отечественной войны прошёл воинскую службу в рядах Красной Армии, где закончил ШМАС (школа младших авиационных специалистов) и в воинском звании старшины был демобилизован, после чего продолжил работать агрономом.

После нападения нацистской Германии и её союзников на Советский Союз летом 1941 г. отца призвали в действующую армию. Формирование его воинской части проводилось на Тушинском аэродроме, откуда она и была направлена на Западный фронт.

Служил отец старшиной авиационного полка. Для нанесения прицельных ударов по врагу требовалось осуществлять воздушную разведку за линией фронта. Немецкие ПВО, заметив наш самолёт-разведчик, лупили по нему так, что мало не покажется, а надо было ещё вручную вести аэрофотосъёмку, причём качественно.

За выполнение боевых заданий награждался правительственными наградами.

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", а война с фашистской гадиной, которая использовала ресурсы почти всей Европы (да и — при помощи "нейтралов" и даже наших вроде бы "союзников" — не только Европы) плюс захваченной территории СССР, шла и того медленнее. Сколько было потерь боевых товарищей…

Перед вами только один эпизод похорон останков лётчика. Не могу утверждать точно, но, по словам отца, переданным мне матерью, на снимке — всё, что осталось от заместителя командира его полка, Героя Советского Союза, чью фотографию он бережно сохранил.

Каким же мужеством, любовью к Родине и духом надо было обладать, чтобы дойти и добить гадину в её логове Берлине?! Такая честь выпала и моему отцу.

Сохранились сделанные им снимки (он имел право ношения фотоаппарата), датированные 5 мая 1945 года в уже поверженной столице Третьего рейха. Только на одной из них запечатлён мой отец — он, старшина, один в куртке стоит между своих боевых товарищей, лётчиков-офицеров, одетых в кожаные пальто.

Посмотрите на эти фото из нашего семейного архива, которые ранее нигде не публиковались — может быть, кто-то найдёт и узнает на них своих близких.

Демобилизовали отца 25 октября 1945 года приказом главнокомандующего Советскими оккупационными войсками в Германии маршала Советского Союза Г.К. Жукова, с объявлением благодарности за честную службу на благо нашей Родины. Этот именной документ, подписанный также членом Военного совета СОВвГ генерал-лейтенантом К.Ф.Телегиным, бережно хранится в нашей семье. Значит, на самом деле хорошо воевал и служил мой отец, а столь позднюю его демобилизацию, как и многих других наших солдат, скорее всего, можно объяснить тем, что наши недавние союзники были не прочь продолжить боевые действия уже против Советского Союза, но им тогда показали, что если так уж руки чешутся, то могу почесать в другом месте.

Не зря же рассказывали (возможно, это одна из множества военных "баек"), что Г.К. Жуков однажды обратился к Верховному главнокомандующему генералиссимусу И.В. Сталину, если будет приказ, на третий день гусеницы наших танков будут обмывать волны Атлантики. На что Верховный Главнокомандующий, подумав, ответил: "Георгий, мы их не прокормим!" Жаль.

Отец же вернулся к своей мирной профессии и работал в райцентре с. Рогачево главным агрономом РайЗО (районный земельный отдел). В 1949 г. (через четыре года после окончания Великой Отечественной войны) в Рогачево была создана первая в СССР Коммунистическая лугомелиоративная станция (ЛМС) для освоения Яхромской поймы, а в дальнейшем — выращивания здесь холодостойких овощных культур, и отца назначили её директором. Там он проработал до смерти, последовавшей в 1953 году из-за халатности врачей, которые затянули с операцией и позволили аппендициту перейти в перитонит. Мне тогда исполнилось 13 лет и, конечно, это было большим горем для нашей семьи и для меня самого.

Я, родившийся в 1940 году, пошёл по стопам отца и мамы, закончил экономический факультет Тимирязевской сельхозакадемии, работал по специальности, более 20 лет занимаясь обеспечением города Москвы свежими овощами, фруктами и другой сельхозпродукцией, которую завозили из всех 15 союзных республик и 18 стран-импортёров, при высочайшей персональной ответственности. Но это уже другая история.

"Заклятым" же нашим "друзьям" хочется в канун 77-летней годовщины "чёрной" для нашего народа даты 22 июня 1941 года напомнить, что уже если у такой сильной во всех отношениях немецко-фашистской армады кишка оказалась тонка разгромить нашу страну, то им и подавно пробовать не стоит.

Валерий Киреев, сын Солдата, вошедшего в Берлин в мае 1945 года

двойной клик - редактировать галерею

1.0x