На видео — любопытная точка зрения о Растеряеве как народном таланте, который стал жертвой «удушения в объятиях» со стороны либеральной тусовки в искусстве. Тоже стал замечать, что в последние годы у Игоря некоторый спад, даже кака-то пауза с новыми сильными песнями, хотя не скажу, что он стал частью либеральной тусовки.
Да, спады и кризисы бывают у каждого, не в этом проблема, а в том, что на таких, как он, Богом поцелованных, большая надежда. Действительно: в какой-то момент мы ждали, что Игорь выдаст нечто вообще шедевральное, что зажжёт сердца миллионов русских людей, станет неким катализатором сборки народной души.
Рискну предположить, что такой шаг мог быть сделан в 2014-2015 годах на волне колоссального народного подъёма во время Русской весны. В тот момент у него появился шанс для Поступка, который помог бы ему превратиться из талантливого паренька с гармошкой в большого русского поэта.
Но этого не произошло — ни слова о трагедии и подвиге Донбасса, ни слова про русский Крым. Только в 2016 году вышла его песня "Бой", талантливая, рвущая душу, но с ложной попыткой встать над схваткой.
Едешь ты меня угробить,
Еду я тебя утюжить.
Иссушились в лютой злобе
Наши жилистые души.
Землю траками взрываем,
Что казалась неделимой,
И друг друга убиваем,
Даже промахнувшись мимо
Эта попытка обернулась тем, что агрессор и жертва были приравнены, а это неправда, которая не могла вызвать в русских людях поддержку, и песня осталась без внимания.
Речь не о том, что поэт должен быть агитатором, а в том, что источник силы настоящего таланта всегда в народе и только в любви к нему он способен полностью его реализовать. Это чувствовали самые гениальные творцы (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок) и не боялись выражать гражданскую позицию.
Игорь не сделал этого шага, и с того момента что-то пошло иначе... Можно сказать, что Игорь чего-то испугался, не захотел погружаться в эту боль, возможно, его отговорили те самые «обнимающие», однако факт в том, что Растеряев будто бы растерялся, остался в полупозиции.
В его песнях всё больше чувствуется какой-то разлад. К примеру, в марте появилась его одна из немногих в последнее время песен "Тишина", где он отказывается петь про «айфон с позолотой» и воспевать «потребление кипучее с его карточным домиком благополучия». Но в то же время в ней упоминаются «минуты отчаяния» и ещё такие строки:
я не буду углём с либеральной подачи
рисовать у церквей лимузины и дачи
так же как и купола с умилительной блажью
пусть останутся в баночке с жёлтой гуашью
То есть Растеряев не только отказываться петь с либеральной подачи, но и про купола и церковь тоже, а вместо этого он выбирает пустой белый лист и тишину. Это не молчаливая молитва, а именно отказ от одухотворённого слова (вспомните его песню "Колокол"), это страшное уныние...
Впрочем, я очень хорошо понимаю это состояние Растеряева, его причины — и не спешу его винить. Да, на Богом поцелованных огромная надежда и даже крест, но ведь народный талант — это и наша с вами ответственность и наш крест. Растеряв, как народный талант, есть отражение народного духа — и если мы с вами находимся в унынии после заморозки Русской весны, то в таком же состоянии находятся и самые одарённые из нас.
Ведь чтобы на равных противостоять этому молоху, воспевающему «потребление кипучее», нужна такая же системная поддержка тем, кто пытается ему противостоять. Да, ростки такого противодействия должны идти снизу, из глубин, но без сознательной государственно политики их затопчат, похитят, извратят. Как сделали это с многими-многими из известных талантов и не очень.
Впрочем, я до сих пор очень сильно надеюсь на Игоря и верю, что в какой-то момент его талант прорвётся с новой силой.
P.S. Кстати, рекомендую посмотреть целиком передачу "Похищение талантов" (выше отрывок из неё) — в ней есть очень важная мысль: что либеральная цензура намеренно не позволяет реализоваться большим талантам, чтобы понизить планку самооценки русского народа, потому что чем слабее наши таланты, тем слабее мы все.