Авторский блог Андрей Аганин 20:41 8 ноября 2017

Какие существуют альтернативы проекту «Мировая глобализация»?

двойной клик - редактировать изображение

I. В настоящее время уже выдвинуты (или, скорее, пока озвучены) какие-то альтернативы уже достаточно продвинутому и реализованному, а когда-то ещё совсем новому глобальному проекту «Мировая глобализация».

Про самую пока близкую для интересов России такую альтернативу –глобальный проект «Многополярный мир» мне уже довелось рассказать в своей статье «Многополярный мир как два борющихся союза центров мировых сил и нейтральные (неприсоединившиеся) мировые центры» 9 сентября 2017 года. В ней мной были критически оценены сегодняшнее состояние его концептуальной проработанности на данном этапе, а также слабая готовность к продвижению и реализации из-за отсутствия (или недостаточной сформированности) даже субъекта этого проекта.

В целом возникают большие сомнения в инициировании и самой изначальной проработке этого проекта именно в России (или хотя бы даже в СССР). Просматривается более раннее участие в этом проекте как минимум такой частной международной организации как Трехсторонняя комиссия (Trilateral Commission), состоящая из представителей Северной Америки, Западной Европы и Азии (в лице Японии и, возможно, Республики Корея), официальная цель которой – обсуждение и поиск решений мировых проблем. Трехсторонняя комиссия, по-видимому, уже в 1970-ые годы ставила своей целью максимальное вовлечение представителей различных элитных групп СССР в псевдопроцесс «конвергенции двух систем», то есть «мягкой, но реальной капитуляции мировой социалистической системы» перед своим геополитическим конкурентом – системой «коллективного Запада». Эта «мягкая капитуляция» мотивировалась набиравшими обороты глобализацией (globalization/globalisation), как якобы неопровержимыми доказательством и подтверждением идущей «конвергенции двух систем». Глобализация же в кулуарах объяснялась как всего лишь начальная фаза более масштабного и отдалённого, но вроде бы совершенно неизбежного «многополярного мира», одновременным запуском и осуществлением которого занимались параполитические структуры наднационального управления и согласования. У тех, в свою очередь, не было принято распространяться публично по вопросам о наличии или отсутствии и об оформлении или сформировании субъекта того или иного глобального проекта, так как они к закулисным переговорам по различным каналам старались подпустить как можно более широкий круг представителей различных элитных групп СССР, чтобы обеспечить необратимость псевдопроцесса «конвергенции двух систем» (convergence of social orders), ввиду чего и нужно было создавать всё более тонкие и тонкие дымовые завесы, чтобы постоянно росли ряды потенциальных сторонников капитуляции (агентов влияния).

2. В той же своей статье мне вскользь удалось коснуться вопроса и второй такой альтернативы – скрывающейся за неологизмом Pax Sinica (с лат. –  «китайский мир») и обозначающей период роста китайского политического и экономического влияния, начиная с конца XX-го века (деятельность Дэн Сяопина, доктрина «китайского мирного подъёма» ("China's peaceful rise")) и особенно становление Китая как сверхдержавы в XXI веке. Растущие значение Китая в международных отношениях («мягкая сила» ("soft power")), его влияние на политику ряда государств и проникновение его интересов на внутренние рынки многих регионов характеризуются провозглашением курса на переход от доллара к другим резервным валютам (в частности, к юаню), началом подлинного или кажущегося формирования многополярного мира (вполне возможно не являющегося целью китайского руководства), повсеместным проявлением спроса на китайские язык, культуру и традиции и тому подобное. Полагаю, что это проект прорабатывался уже как минимум многие десятилетия, над ним работали не в «мозговых центрах» и «фабриках мысли», расположенных в государствах «коллективного Запада», да и с формированием субъекта этого проекта всё более или менее в порядке. Вполне возможно, что глобальный по своему характеру проект Pax Sinica придёт в ближайшие десятилетия на смену так до конца и не осуществлённому до полной своей победы глобальному проекту Pax Americana (который так и не может до конца отпочковаться от глобального проекта «Мировая глобализация»), когда один так до конца и не достроенный однополярный мировой порядок сменится другим однополярным мировым порядком, гораздо более плавным и обволакивающим образом.

3. Сегодня мы коснёмся пока гораздо менее значимых, но уже хорошо известных и ещё мало изученных альтернатив новому глобальному проекту «Мировая глобализация».

3.1. Антиглобализм (anti-globalization movement, или counter-globalisation movement) – общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности, против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО; World Trade Organization/Organisation mondiale du commerce/Organización Mundial del Comercio, WTO/OMC).

3.2. История движения

Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности, она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

На фоне глобализационных изменений конец XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоёв населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к правительствам государств (national governments) и международным организациям (international organizations), влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического актора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.

Для участников антиглобалистского движения актуален вопрос о выработке более или менее консолидированной конструктивной позиции. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный социальный форум (ВСФ; World Social Forum/Fórum Social Mundial, WSF/FSM).

Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых» (New Left) 1960-х – 1970-х годов.

В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас (Chiapas/Chiyapan; официальное название – Свободный и Суверенный Штат Чьяпас (Estado Libre y Soberano de Chiapas)) под руководством субкоманданте Инсурхенте Маркоса (субкоманданте Галеано (Subcomandante Galeano) – бывший Subcomandante Insurgente Marcos – название воина, используемое Рафаэлем Себастьяном Гийеном Висенте, буквально «заместитель командующего повстанцами Маркос», псевдоним). Он обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти транснациональных компаний (multinational corporations или worldwide enterprises, также транснациональных корпораций) и грядущей четвёртой мировой войне. Было создано леворадикальное движение «Сапатистская армия национального освобождения» (САНО; Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN), и в апреле 2001 года субкоманданте Маркос возглавил поход на город Мехико (Ciudad de México, ранее известный как Федеральный округ (Distrito Federal)), столицу Мексики. К этому походу присоединились проживавший в Мексике колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель Габриэль Гарсия Маркес (Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez), американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, обладатель трёх премий «Оскар» (кинопремии Академии (Американской академии кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, A.M.P.A.S.)) (Academy Awards), также известные как Оскары (Oscars)) Оливер Стоун (William Oliver Stone), испанский журналист, редактор французской ежемесячной газеты информации и мнений «Монд дипломатик» (Le Monde diplomatique), основанной в качестве дополнения к французской ежедневной вечерней газете леволиберальных взглядов «Монд» (Le Monde), Игнасио Рамоне (Ignacio Ramonet), ряд депутатов Европейского парламента (European Parliament, EP).

В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию за налогообложение финансовых операций во благо граждан (АТТАК; L'Association pour la taxation des transactions financières et pour l'action citoyenne, общеизвестное по её сокращению Attac (или ATTAC)[[). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (Tobin tax) (налога, предложенного в 1972 году американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Джеймсом Тобином (James Tobin)). Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятие экономики государств Третьего мира (Third World). Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам (developing countries, также называемым менее развитые страны (less developed countries) или слаборазвитые страны (underdeveloped countries)).

В декабре 1998 года активисты АТТАК провели в городе Париж (Paris) во Франции международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных крестьян» (ДБК; Movimento dos Trabalhadores Rurais Sem Terra, MST) из Бразилии, «Политического и информационного центра международной солидарности» (국제 연대 정치 정보 센터) из Республики Корея, «Женского движения» (Women's movement) из Канады, «Фермеров крестьянской организации Карнатаки» (ಕರ್ನಾಟಕದ ರೈತರ ಸಂಘಟನೆಯ ರೈತರು) из Индии, «Международного форума альтернатив» (Forum international des alternatives/Internationaal Forum van alternatieven) из Бельгии.

Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «Протесты против ВТО 1999 года» (1999 Seattle WTO protests, иногда называемые как Сиэтлская битва (Battle of Seattle) или Битва в Сиэтле (Battle in Seattle)) в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в городе Сиэтл (Seattle) в США и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких государствах как Франция, Германия, Канада и так далее. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты (Marxism), пацифисты (pacifism), защитники животных («Люди за этичное обращение с животными» (People for the Ethical Treatment of Animals), PETA (PETA, стилизованное PeTA)), анархисты (anarchism), «зелёные» («Зелёный мир» (Green peace)), изоляционисты (isolationism), представители ЛГБТ-движения (Lesbian, gay, bisexual, and transgender (LGBT) social movements, также ЛГБТ-движение, гей-движение, ЛГБТ-активизм (LGBT social movements, Gay rights movement)), профсоюзные организации (trade union или trades union, также называемые labour union (Канада) или labor union (США)), приверженцы притесняемых религий (adherents of oppressed religions), представители молодёжных (youth movements), экологических (environmental movements), студенческих (student movements) и антивоенных движений (anti-war movements), борцы за права человека (human rights), защитники прав потребителей (consumer protection), националисты (nationalisme/nationalism), противники абортов (opponents of abortion), безработные (unemployed), хиппующие студенты (hippy (или hippie) students). В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

Неоднородность антиглобалистского движения вызывает внутренние споры и конфликты. Вместе с тем, следует отметить, что эта весьма пёстрая публика не является серьёзным движением в целом, а состоит не из современных пролетариев, или прекариата (precariat), а из массы современных глобальных мещан и обывателей из государств «коллективного Запада», как не имеющих ни больших серьёзных политических или общественных целей, так и не объединённых в политические или общественные организации. Такие «движения» более подвержены общему глобальному поветрию, такому как, «не напрягаясь», «получить заряд адреналина», «продемонстрировать себя любимых», поучаствовать в перформансе (performance или performance art) или инсталляции (installation или installation art) за небольшие деньги или даже бесплатно, и мир посмотреть, и себя показать. Всё вместе это позволяет организаторам крупных мероприятий глобалистов через меры обеспечения безопасности сильных мира сего, как создавать видимость торжества глобальных принципов демократии, так и, в свою очередь, демонстрировать глобальный принцип силы закона, а также «выпускание пара».

3.3. Важные даты

Июнь 1999 года – в городе Кёльне в Германии состоялась первая манифестация антиглобалистов.

2000 год – организована информационная сеть антиглобалистов Indymedia (от «indie», англ. «independent» – независимый; также известный как Independent Media Center или IMC).

Январь 2001 года – Всемирный социальный форум состоялся в городе Порту-Алегри (Porto Alegre) в Бразилии. Всемирный социальный форум собрал в Порту-Алегри более 11 000 делегатов из 122 государств мира.

2001 год – в городе Генуя в Италии сорвана встреча лидеров «Большой восьмёрки» (Group of Eight, G8) приехало 200 000 антиглобалистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погиб анархист Карло Джулиани (Carlo Giuliani) и один полицейский, более 300 человек с обеих сторон получили ранения.

Конец января 2006 года – Всемирный социальный форум в городе Каракас (Caracas, официально – Santiago de León de Caracas) в Венесуэле.

3.4. Антиглобалистские организации

Кроме вышеупомянутой организации АТТАК, среди антиглобалистских организаций должны быть отнесены следующие из них:

«Глобальное действие народов» (Peoples' Global Action, PGA) – организация всемирной координации радикальных социальных движений, кампаний на низовом уровне и прямых действий в борьбе с капитализмом и социальной и экологической справедливости. Призывает к протестной деятельности как на улицах мегаполисов, так и в сельских районах (протестные движения фермеров в Европе и коммунальных сельскохозяйственных кооперативов в Латинской Америке и Малой Азии), к теоретической критике корпораций и независимому анализу характера и последствий их деятельности.

«Чёрный блок» (Black Bloc) – наиболее радикальное движение антиглобалистов, организация групп протестующих, которые носят чёрную одежду, шарфы, солнцезащитные очки, лыжные маски, мотоциклетные шлемы с прокладкой или другие предметы, скрывающие лицо и предметы защиты лица. Специализируется на погромах дорогих магазинов и офисов, столкновениях с полицией. Стоит на позициях анархизма. Выступает против капитализма (capitalism/capitalisme), государства и войны.

«Третья позиция» (Third Position, также «Третий путь» (Third Way) или «Третья альтернатива» (Third Alternative)). Организация возникла в Лондон (London) в Соединённом Королевстве. Идеологическая основа – причудливое сочетание крайне левых и крайне правых взглядов, предполагающих использование агрессивных методов протеста, революционно-националистическая политическая идеология, подчёркивающая свою оппозицию по отношению к коммунизму и капитализму. Эта идеология, которая была разработана в конце XX века такими политическими партиями как, в частности, непарламентская политическая группа «Третья позиция» (Terza Posizione) в Италии и «Третий путь» (Troisième Voie, TV) во Франции.

«Ya Basta» (¡Ya basta!, это фраза на испанском языке примерно такого характера: «Достаточно!» или «Хватит уже!») – итальянская организация, выступающая в поддержку движения Чьяпаса и против неолиберализма (neoliberalism/neo-liberalism). «Ассоциация Я. Баста» (Associazione Ya Basta) была названием крупной антикапиталистической группы активистов групп в Италии, которая играла центральную роль в протесте против G8 в 2001 году.

«Хактивист» (hacktivism или hactivism, словослияние от «хакер» и «активизм», также известная как Internet activism, или web activism, online activism, или digital campaigning, или digital activism, или online organizing, или electronic advocacy, или cyberactivism, или e-campaigning, или e-activism). Объединение хакеров-активистов, действующих по политическим мотивам.

Радикальные экологи (лидеры Ральф Нейдер (Ralph Nader) и теоретик Мюррей Букчин (Murray Bookchin)) считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, неизбежно ждущей «общество растущего потребления» ("society of growing consumption"), можно только при помощи антирыночной революции.

3.5. Идеология

Существует разные идеологические парадигмы антиглобализма:

Наиболее популярная (называемая вульгарной из-за фактической схожести с теорией заговора (conspiracy theory, также известная как конспирология)), суть которой в том, что США с помощью подконтрольных им международных организаций, таких как Всемирная торговая организация, Всемирный банк (World Bank/Banque mondiale, также Мировой банк), Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund, IMF), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) и тому подобных, закабаляют развивающиеся страны и использует их ресурсы в своих интересах.

Есть концепция, которая исходит из того, что глобализация есть процесс объективный, но воспользоваться его результатами могут только богатые государства «коллективного Запада», а бедные – только должны нести потери.

Третья идея состоит в том, что процесс глобализации объективен и все государства могут воспользоваться результатами, но в разной степени: богатые получат больше, а бедные меньше и потому нужно заставить богатых делиться результатами.

Основной тезис (thesis) антиглобалистов – нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:

1) растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в государствах «золотого миллиарда» (the golden billion) и Третьего мира;

2) недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций;

3) доминирование массовой культуры (popular culture, или поп-культура (pop culture), или масскультура, или культура большинства), подавление свободного творчества, «стандартизация умов»;

4) потребительское (consumerism) и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем (environmental issues), вывод грязных производств из так называемых развитых стран (developed countries) в государства Третьего мира;

5) господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из государств-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков развитых стран и так далее.

Этой модели глобализации противопоставляется иная – глобальное социальное творчество, совместное решение глобальных проблем, интернационализация, «сетевые структуры» (network structures) по всему миру и так далее.

3.6. Антиглобализм в России

В апреле 2002 года в Москве состоялся форум «Векторы антиглобализма». В нём участвовали политики, философы, журналисты. На нём была принята «Декларация сопротивления новому мировому порядку». Создано объединение различных организаций, так называемое «Антиглобалистское сопротивление» (АГС). Его инициаторы – московское отделение КПРФ, партия РОС, Союз православных граждан, Патриотический женский союз, Всероссийский женский союз «Надежды России» и другие. Вскоре были установлены контакты с антиглобалистами Санкт-Петербурга (проведшими первые форумы ещё в 2001 году) и других регионов и государств. Постоянным партнером «Антиглобалистского сопротивления» является Движение Линдона Ларуша (LaRouche movement), политическая и культурная сеть, пропагандирующая американского экономиста и политического активиста, основателя нескольких политических организаций Линдона Ларуша (Lyndon Hermyle LaRouche, Jr) и его идеи, дающие достаточно точные и адекватные оценки идущим процессам глобализации.

Антиглобалистами был создан специализированный сайт. С 2003 года выходит официально зарегистрированная газета «Планета Антиглоб». Выпускаются сборники статей и книги. «Антиглобалистское сопротивление» организовало несколько всероссийских форумов: в 2005, 2006 и 2008 годах, а также международный форум «Живи, Земля!» (декабрь 2009 года), тематические конференции и круглые столы по смежным темам. Проводились митинги и пикеты против вторжения США в Ирак и Ливию, введения личных номеров, чипирования людей, нововведений в образовании и тому подобное.

В России в 2012 году было создано «Антиглобалистское движение России». В 2015 и 2016 годах на гранты от государства (2 и 3,5 млн. рублей) проводило съезды сепаратистских (separatism/séparatisme) движений (Россию на них представляли политологи и депутаты).

3.7. Критика

Антиглобалистское движение подвергают критике как приверженцы либерализма (liberalism/libéralisme), так и противники капитализма из числа более «традиционных» анархистов и марксистов.

Сторонники либерализма исходят из того, что глобализация есть объективный процесс, а потому видят в антиглобализме реакционный утопизм, который стремится остановить развитие цивилизации. В связи с этим подчеркивается отсутствие позитивной программы, а также массовое насилие и беспорядки, которыми сопровождаются почти все акции антиглобалистов. При этом отечественные либералы повально являются оголтелыми сторонниками дальнейшего продолжения разграбления ресурсов России транснациональными компаниями и транснациональными банками.

Кроме того, сторонников движения обвиняют в экстремизме (extremism/extrémisme или jusqu'au-boutisme[). Основанием этому, в частности, служат призывы канадской журналистки, писательницы и социолога, одного из лидеров альтерглобализма Наоми Кляйн (Naomi Klein) силой захватывать продовольствие и раздавать, самостоятельно подключаться к электрическим сетям, занимать необрабатываемые земли и тому подобное, что скорее может быть отнесено к проявлению идей анархизма, чем подлинного экстремизма.

Некоторые учёные полагают, что глобализм имманентно присущ человеку и человечеству.

Социалисты и анархисты со своей стороны полагают, что антиглобализм идейно расплывчат и потому не позволяет реально бросить вызов существующей политической и экономической системе. Кроме того, озвучиваются предположения о подкупе лидеров антиглобалистского движения, в частности, в связи с фактом получения АТТАК и другими организаторами Европейского социального форума в Париже денежной помощи от французских властей.

4. Антиглобализм и альтерглобализм

Антиглобализм иногда путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты – на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ). Некоторые исследователи рассматривают альтерглобализм как часть антиглобалистского движения.

4.1. Альтерглобализм (также известный как альтернативная глобализация или как анти-мондиализм – глобальные движения за справедливость) – общественное движение (также социальные движения (social movements) или социальные течения), появившееся в XX веке, ставящее своей целью альтернативные пути глобализации. Альтерглобалисты отвергают европейско-американскую либеральную модель глобализации, полагая, что она часто работает в ущерб, или не в полной мере способствует развитию человеческих ценностей, таких как охрана окружающей среды (environmental protection), социальная справедливость (social justice), охрана труда (охрана труда и гигиена труда (occupational safety and health, OSH), также обычно называемая как охрана труда и безопасность (occupational health and safety, OHS), профессиональное здоровье (occupational health) или безопасность на рабочем месте (workplace health and safety, WHS)), защита культур коренных народов (indigenous peoples, также известных как первые народы (first peoples), аборигенные народы (aboriginal peoples), родные народы (native peoples) или автохтонные народы (autochthonous peoples)) и прав человека, и пытаются найти иные пути развития процесса. Альтерглобалисты согласны, что процесс объединения мира объективен. Но они отвергают глобальную власть капитала, когда транснациональные корпорации превращаются в силу, сравнимую с силой государства и даже более значимую силу.

Название альтерглобализм, возможно, было взято из популярного лозунга движения: «Другой мир возможен» ("Another World Is Possible"), которое вышло из Всемирного социального форума. Многие альтерглобалисты, в отличие от антиглобалистов, стараются избегать «роспуска местной экономики и катастрофических гуманитарных последствий» ("dissolution of the local economy and the catastrophic humanitarian consequences"). Большинство членов этого движения избегают «антиглобалистского» ярлыка, как уничижительного и неправильного, так как они активно поддерживают деятельность человечества в глобальном масштабе и не выступают против экономической глобализации как таковой.

Вместо этого они видят своё движение как альтернативу тому, что они называют неолиберальной глобализацией, в которой международные институты (Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и так далее) и крупные корпорации работают на обогащение прежде всего глобальных корпораций и в какой-то степени развитых государств мира, практически не обращая внимания на пагубные последствия своих действий на людей и окружающую среду в менее развитых государствах, государствах, правительства которых часто слишком слабы или слишком коррумпированы, чтобы как-то противостоять или регулировать их деятельность. Это движение не следует путать с пролетарским интернационализмом (proletarian internationalism, иногда называемый как интернациональный социализм (international socialism) или международный социализм), выдвинутым коммунистами (communism, от лат. commūnis – «общий», «универсальный»), так как альтерглобалисты не обязательно являются противниками свободного рынка (free market), выступая против определённых видов рыночной деятельности, которые часто приводят к нарушениям прав человека. Последние обстоятельства предопределяют как бо́льшую широту, так и идеологическую размытость этого движения по сравнению с международным коммунистическим движением.

4.2. Всемирный социальный форум

С 2001 года ежегодно проводится Всемирный социальный форум, ВСФ, который является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, ВЭФ (World Economic Forum, WEF), проходящему в городе Давос (Tafaas/Davos/Davos/Davos(редко – Tavate)/Tavau) в Швейцарии.

4.2.1. Более точное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом – альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в городе Сиэтле в США, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в городе Порту-Алегри в Бразилии.

4.2.2. Антиглобалисты регулярно проводят в разных государствах мира социальные форумы и различные акции протеста.

4.2.3. Всемирный социальный форум – международная встреча, проводимая ежегодно в противовес Всемирному экономическому форуму в Давосе и объединяющая активистов многих социальных движений со всего мира, которые ищут альтернативу предлагаемой неолиберализмом модели глобализации.

4.2.4. Краткое описание

На Всемирном социальном форуме встречаются представители альтерглобалистского движения (глобального движения за справедливость (global justice movement), так же известного как альтерглобализация (alter-globalization), альтернативная глобализация (alternative globalization), альтер-мондиализм (alter-mundialization (альтернативное мировое гражданство (alter global citizenship) или альтернативное глобальное гражданство) от французского слова «alter-mondialisation»)), зелёные, активисты студенческих, рабочих, крестьянских и женских движений, а также участники многих других социальных движений и неправительственных организаций. Встречи проводятся в виде всевозможных семинаров, дискуссий, демонстраций, акций. Главными целями являются борьба за демократию (δημοκρατία/dēmokratía, буквально «правление народа») «снизу», за преодоление эксплуатации в государствах Третьего мира, за социализм (франц. socialisme, от лат. socialis – общественный); решение экологических проблем, расширение возможностей образования и всестороннего развития человека. Основными принципами проведения Всемирного социального форума являются открытость, демократичность, дискуссионность. Количество участников Всемирного социального форума, которые приезжают со всего мира, с каждым годом растёт, и уже превысило цифру в 100 000 человек.

4.2.5. Хартия принципов

Ещё до проведения первого Всемирного социального форума организациями, которые составляли Организационный комитет, была утверждена и принята Хартия принципов. Ниже приведён её полный текст.

«Настоящая Хартия была утверждена и принята в Сан-Паулу (São Paulo), Бразилия, 9 апреля 2001 года, организациями, которые составляют Организационный комитет Всемирного социального форума (World Social Forum Organizing Committee), и одобрена с изменениями Международным советом Всемирного социального форума (World Social Forum International Council) 10 июня 2001 года.

1) Всемирный социальный форум – это открытое место встречи для размышления, демократического обсуждения идей, формулирования предложений, свободного обмена опытом и взаимосвязи для эффективных действий группами и движениями гражданского общества, которые выступают против неолиберализма и господства мира капитала и любых форм империализма (imperialism) и привержены построению планетарного общества, направленного на плодотворные отношения между человечеством и между ним и Землёй.

2) Всемирный социальный форум в Порту-Алегри был событием, локализованным во времени и месте. Отныне, в уверенности, провозглашенной в Порто-Алегри, что «Другой мир возможен», он становится постоянным процессом поиска и создания альтернатив, которые не могут быть сведены к поддерживающим его событиям.

3) Всемирный социальный форум – это мировой процесс. Все совещания, которые проводятся в рамках этого процесса, имеют международное измерение.

4) Альтернативы, предложенные на Всемирном социальном форуме, противоречат процессу глобализации под командованием крупных транснациональных корпораций (multinational corporation или worldwide enterprise), а также правительств и международных институтов, обслуживающих интересы этих корпораций, с участием правительств государств (national governments). Они призваны обеспечить, чтобы глобализация в солидарности (solidarity) преобладала как новый этап в мировой истории. Это будет учитывать всеобщие права человека (human rights) и интересы всех граждан – мужчин и женщин – всех государств и окружающей среды и будет основываться на демократических международных системах и институтах на службе социальной справедливости, равенства и суверенитета народов.

5) Всемирный социальный форум объединяет и связывает только организации и движения гражданского общества (civil society) из всех стран мира, но не намерен быть органом, представляющим мировое гражданское общество.

6) Заседания Всемирного социального форума не намерены рассматриваться Всемирным социальным форумом в качестве органа. Поэтому никто не будет уполномочен от имени любого из изданий Форума выражать позиции, претендующие на роль всех его участников. Участники Форума не должны привлекаться к принятию решений в качестве органа, будь то путём голосования или приветственного возгласа, заявлений или предложений о действиях, которые обязывают всех или большинство из них, и которые предлагают принять Форум в качестве органа. Таким образом, он не является очагом власти, который должен оспариваться участниками его заседаний, и он не будет представлять собой единственный вариант для взаимосвязи и действий организаций и движений, которые в нём участвуют.

7) Тем не менее, организациям или группам организаций, которые участвуют в заседаниях Форума, должно быть гарантировано право во время таких заседаний обсуждать декларации или действия, которые они могут решать, независимо от того, по отдельности или по согласованию с другими участниками. Всемирный социальный форум обязуется широко распространять такие решения с помощью имеющихся в его распоряжении средств без направления, иерархизации, осуждения или ограничения их, но в качестве прений организаций или групп организаций, принимавших решения.

8) Всемирный социальный форум представляет собой множественный, разнообразный, неконфессиональный, неправительственный и беспартийный контекст, который децентрализованно взаимодействует с организациями и движениями, участвующими в конкретных действиях на уровнях от местного до международного, для построения другого мира.

9) Всемирный социальный форум всегда будет форумом, открытым для плюрализма и разнообразия видов деятельности и способов участия организаций и движений, которые решают принять в нём участие, а также многообразия полов, этнических групп, культур, поколений и физических возможностей, при условии, что они соблюдают настоящую Хартию принципов. В Форуме не участвуют ни партийные представители, ни военные организации. Правительственные лидеры и члены законодательных органов, которые согласны с обязательствами настоящей Хартии, могут быть приглашены для участия в личном качестве.

10) Всемирный социальный форум выступает против всех тоталитарных и редукционистских взглядов на экономику, развитие и историю и на использование насилия как средства общественного контроля со стороны государства. Он поддерживает уважение прав человека, практики реальной демократии, демократии участия, мирных отношений, равенства и солидарности среди людей, этнических групп, полов и народов и осуждает все формы господства и полного подчинения одного человека другим.

11) Всемирным социальным форумом в качестве форума для дискуссий является движение идей, которые заставляют задуматься, а также прозрачный ход результатов этого размышления о механизмах и инструментах господства капитала, о средствах и действиях, чтобы противостоять и преодолеть это господство, и об альтернативах, предлагаемых для решения проблем исключения и социального неравенства, что процесс капиталистической глобализации с её расистскими, сексистскими и экологически разрушительными измерениями создаётся на международном уровне и внутри стран.

12) В качестве основы для обмена опытом Всемирный социальный форум поощряет понимание и взаимное признание среди его организаций-участников и движений и придаёт особое значение обмену между ними, особенно на всём том, что общество строит, чтобы сосредоточить экономическую деятельность и политические действий по удовлетворению потребностей людей и уважения к природе, в настоящем и будущих поколениях.

13) В качестве контекста для взаимоотношений Всемирный социальный форум стремится укрепить и создать новые государственные (national) и международные связи между организациями и движениями общества, которые в общественной и частной жизни повысят способность к ненасильственному социальному сопротивлению процессу дегуманизации в мире и насилию, используемому государством, и укрепят гуманистические меры, принимаемые действиями этих движений и организаций.

14) Всемирный социальный форум – это процесс, который побуждает его организации-участники и движения определять свои действия от местного уровня до государственного (national) уровня и добиваться активного участия в международных контекстах, как вопросы планетарной гражданственности, а также для включения в глобальную повестку дня того, что они экспериментируют в построении нового мира в солидарности.».

Как видно, все перечисленные принципы, значительно расширяя круг участников и сторонников движения, несмотря на провозглашаемые благие цели и намерения, не предусматривают реальных механизмов их достижения, оставляя их во многом исключительно декларативными, и сближающими с анархистскими идеями. Это обусловлено тем, что говоря о возможном протестном реагировании против «плохих последствий» глобального управления, принципы не только не дают практического руководства своим адептам на конструктивные действия по воплощению и претворению этих целей в жизнь, но и даже настаивают на именно этом допустимом характере движения.

Таким образом, данное движение также вполне могло быть инициировано представителями субъекта глобального проекта «Мировая глобализация» дабы ещё сильнее ослабить противостояние реализации проекта «снизу», разделив недовольных с движением антиглобалистов, но загнав их в другой безопасный для себя идейный тупик.

4.2.6. История Всемирного социального форума

Первый Всемирный социальный форум проходил в городе Порту-Алегри в Бразилии с 25 по 30 января 2001 года. В его организации принимали участие многие движения и общественные организации, включая французскую АТТАК. Частично первый Всемирный социальный форум был проведён при помощи и финансовой поддержке администрации Порту-Алегри, во главе которой тогда стояли представители бразильской Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores, PT). Этот город в то время стал экспериментальной моделью в области местного самоуправления, комбинирующей традиционные представительные институты власти и открытую ассамблею с участием граждан. На этом форуме было официально зарегистрировано 5 000 участников из 117 стран и несколько тысяч участников из Бразилии. На открытии форума присутствовало около 4 000 человек, в массовой демонстрации, последовавшей за открытием, в центре Порту-Алегри приняло участие более 10 000 человек.

двойной клик - редактировать изображение

Второй Всемирный социальный форум также проходил в городе Порту-Алегри с 31 января по 5 февраля 2002 года. Официально в нём принимало участие 12 тысяч делегатов из 123 стран мира. Общее количество участников составило около 60 000 человек. На нём была принята резолюция «Сопротивление неолиберализму, войне и милитаризму: за мир и социальную справедливость» (Resistance to neoliberalism, war and militarism: for peace and social justice). В городе Порту-Алегри в январе 2003 года проводился и третий Всемирный социальный форум. Среди участников и выступающих на этом форуме был американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик, профессор лингвистики Массачусетского технологического института, известный своими радикально-левыми политическими взглядами, а также критикой внешней политики правительства США, либертарный социалист и сторонник анархо-синдикализма Ноам Хомский (часто транскрибируется как Хомски или Чомски (Avram Noam Chomsky)). Появление данной авторитетной фигуры среди идеологов Всемирного социального форума лишь подтверждает анархистский характер подлинных инициаторов движения альтерглобалистов, ставящих целью лишь «выпускание пара» недовольства идущими процессами глобализации, но ни в коем случае не желающими что-то менять в лучшую для большинства человечества сторону.

двойной клик - редактировать изображение

Четвёртый Всемирный социальный форум проходил в Индии в городе Мумбаи (मुंबई/Mumbai, также Мумбай) с 16 по 21 января 2004 года. Всего в его работе участвовало по разным оценкам от 100 до 125 тысяч человек. На нём было принято решение о поддержке идеи свободного программного обеспечения (СПО, свободный софт (free software), также libre software или software libre). Одним из ключевых выступающих на форуме был бывший Главный экономист Всемирного банка (World Bank Chief Economist), а теперь критик неолиберальной экономической модели американский экономист-кейнсианец, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года (вместе с Джорджем Акерлофом (George Arthur Akerlof) и Майклом Спенсом (Andrew Michael Spence)) «за анализ рынков с несимметричной информацией», профессор Колумбийского университета, иностранный член РАН (22 мая 2003 года), член научно-редакционного совета российского журнала «МИР: Модернизация. Инновации. Развитие» Джозеф Стиглиц (Joseph Eugene Stiglitz). Появление второй знаковой авторитетной фигуры «смотрящего» среди идеологов Всемирного социального форума ещё серьёзней указывает на подлинных инициаторов движения альтерглобалистов, ставящих целью лишь «канализацию» недовольства идущими процессами глобализации по нужному для хозяев глобализации направлению.

Пятый Всемирный социальный форум проходил вновь в городе Порту-Алегри с 26 по 31 января 2005 года. На нём было зарегистрировано более 155 000 участников из 135 стран мира, большинство которых составили активисты из Бразилии, Аргентины, США, Уругвая и Франции. По итогам проведения форума был выпущен Манифест Порту-Алегри (Manifesto de Porto Alegre или Карта Порту-Алегри (Carta de Porto Alegre) или Консенсус Порту-Алегри (Consenso de Porto Alegre)). Шестой Всемирный социальный форум проводится в нескольких местах и с определёнными интервалами во времени. В январе 2006 года форум прошёл в Каракасе (Венесуэла) и Бамако (Bamako) (Мали), а в марте 2006 года в Карачи (کراچی‎/Karachi/ڪراچي/Karācī) (Пакистан).

В январе 2007 года в Найроби (Nairobi/Nairobi) в Кении проходил седьмой Всемирный социальный форум. На нём было зарегистрировано 66 000 участников и 1 400 организаций из 110 стран. Этот форум очень многими критиковался, как «ярмарка неправительственных организаций (non-governmental organizations, или nongovernmental organizations, или nongovernment organizations, обычно называемые как NGOs)». В одном из критических материалов, посвящённых Всемирному социальному форуму, тогда говорилось: «Это был первый полноценный Всемирный социальный форум, состоявшийся в Африке (Мали была одним из мест проведения полицентричного Всемирного социального форума в прошлом году). Однако форум был отмечен крайне слабым представительством социальных активистов из государств Африки – или даже так: от глобального юга. Безусловно, это свидетельствует о том, что дебаты и обсуждения были ограничены. … Белый Север, с его гегемонистской ограниченностью, был более чем представлен. Социальные движения Юга были явно слабо представлены на форуме».

Восьмой Всемирный социальный форум не проводился в 2008 году. Вместо него был организован Всемирный день единых действий (World Day for Unified Actions), прошедший 26 января 2008 года. В этот день акции прошли во многих государствах мира, в том числе и в России. Девятый Всемирный социальный форум проходил в Бразилии в городе Белен (Belém, часто называемом Belém do Pará), расположенном в лесах реки Амазонка в Бразилии с 27 января по 1 февраля 2009 года.

Десятый Всемирный социальный форум проводился с 26 января по 30 января 2010 года в Порту-Алегри (Бразилия), одиннадцатый – с 6 февраля по 11 февраля 2011 года в городе Дакар (Dakar) в Сенегале, двенадцатый – с 24 января по 29 января 2012 года в Порту-Алегри (Бразилия), тринадцатый – с 26 марта по 30 марта 2013 года в городе Тунис (تونس‎/Tunis) в Тунисе.

В дальнейшем движение альтерглобалистов постепенно стало идти на спад, так как стало приходить и наступать осознание того, что мировой экономический кризис (Great Recession), начавшийся ещё в 2008 году и пока не преодолённый до конца до сих пор, не может быть пристановлен исключительно на основе тех принципов, которые были закреплены движением при его основании. Ввиду этого, проведение Всемирного социального форума стало осуществляться значительно реже. Так с 9 августа по 14 августа 2016 года в городе Монреаль (Montréal/Montreal) в Канаде прошёл четырнадцатый Всемирный социальный форум, причём первый раз в развитом капиталистическом государстве, чтобы поддержать это движение в каком-то относительно живом состоянии для его подлинных заказчиков – хозяев глобального проекта «Мировая глобализация».

Предполагается проведение с 13 марта по 17 марта 2018 года пятнадцатого Всемирного социального форума в штате Баия (Bahia) в Бразилии. Хотя организаторы процесса его подготовки утверждают, что организация пятнадцатого Всемирного социального форума 2018 года идёт полным ходом, остаётся масса проблем со сбором прежних и появлением его новых участников.

4.2.7. Региональные социальные форумы

4.2.7.1. Кроме Всемирного социального форума проходит множество социальных форумов на региональном уровне. С 2002 года регулярно проводятся Европейские социальные форумы (European Social Forum, ESF) – «это открытое пространство, для групп и движений гражданского общества, противостоящих неолиберализму и миру, которым управляет капитал или империализм в любой его форме, и участвующих в построении общества, центром которого является человеческая личность». Форум предполагается как демократическая открытая площадка, на которой представители различных инициатив могут свободно обсуждать свои предложения и альтернативы. Первые три Европейских социальных форума проходили ежегодно, следующие три из них проходили с очерёдностью в два года, но после 2010 года они пока не проводятся.

Активное участие в работе форума приняли АТТАК (ATTAC), Всеобщая конфедерация труда (General Confederation of Labour), Европейская конфедерация профсоюзов (European Trade Union Confederation, ETUC) и другие общественные и профсоюзные движения. Наряду с этим было заметно присутствие политических организаций, прежде всего, таких как левоцентристская французская Социалистическая партия (Parti Socialiste, PS), Революционная коммунистическая лига (Ligue communiste révolutionnaire, РКЛ (LCR)) и Коммунистическая партия Франции (Parti communiste français, PCF), леворадикальная политическая британская Социалистическая рабочая партия (Socialist Workers Party, СРП (SWP)), греческая Коалиция радикальных левых (Συνασπισμός Ριζοσπαστικής Αριστεράς, СИРИЗА (ΣΥ.ΡΙΖ.Α.)). Заметными фигурами на форуме стали Жозе Бове (José Bové, настоящее имя – Жозеф Бове (Joseph Bové)), Лоран Фабиус (Laurent Pierre Emmanuel Fabius), Франсуа Олланд (François Gérard Georges Nicolas Hollande), Оливье Безансно (Olivier Besancenot).

4.2.7.2. В 2003 году состоялся первый и пока единственный Азиатский социальный форум (Asian Social Forum) в городе Хайдарабад в Индии.

4.2.7.3. В 2005 году прошёл также пока единственный Средиземноморский социальный форум (Mediterranean Social Forum), созданный между движениями из Европы, Магриба и Средиземноморского Ближнего Востока.

4.2.7.4. Африканский социальный форум (African Social Forum, ASF) представляет собой африканское социальное движение, выступающее против неолиберальной экономической политики в Африке и того, что оно рассматривает как эксплуатацию Африканского континента в рамках неолиберальной глобализации. Идея Африканского социального форума возникла на Всемирном социальном форуме в Порту-Алегри (Бразилия), проводившегося 25 – 30 января 2001 года, когда было признано, что из 14 000 представителей лишь 50 были представителями Африки. Первый Форум состоялся в 2002 году в Бамако (Мали), в котором приняли участие 45 государств. В Бамакской декларации, принятой на форуме 2002 года, содержатся следующие положения: «На форуме в Бамако появилось сильное понимание того, что ценности, традиции, структуры и институты в настоящее время доминирующего неолиберального порядка противоречат и несовместимы с осознанием собственного достоинства Африки, ценностей и устремлений. ... Форум требует от своих политических лидеров, чтобы они не подвергали Африку ещё большему воздействию несправедливую систему Бреттон-Вудских учреждений (Bretton Woods institutions, также Бреттон-Вудской системы (Bretton Woods system), или Бреттон-Вудского соглашения) во имя финансирования развития Африки.». Девиз Африканского социального форума, принятый от Всемирного социального форума, заключается в том, что «возможна другая Африка» ("Another Africa is possible").

Цели движения, перечисленные на его веб-сайте, заключаются в следующем:

укрепление потенциала организаций африканского социального движения в области анализа, предложения и мобилизации, с тем чтобы они могли в полной мере играть свою роль в Африке и в мировом социальном движении;

Создание африканского пространства согласованного развития альтернатив неолиберальной глобализации, начиная с диагностики её социальных, экономических и политических последствий;

определение стратегии социально-экономического и политического восстановления, в том числе переопределения роли государства, рынка и организаций граждан;

определение методов контроля гражданина таким образом, чтобы политическая череда поддерживала выражение и реализацию альтернативных ответов, заслуживающих доверия и жизнеспособности.

4.2.7.5. С 2001 года регулярно проводится Южноафриканский социальный форум (Southern African Social Forum, SASF) – это конференция социального форума, проводимая ежегодно в разных южных районах Африки. Он организован в духе Всемирного социального форума, но не организован его Секретариатом или Международным советом.

Южноафриканский социальный форум возник от Африканского социального форума, который проводился в Мали в 2002 году и в Эфиопии в 2003 году. На Африканском социальном форуму в Эфиопии было согласовано, что форумы должны быть организованы на более местном уровне. Помимо всего прочего, это было преодоление проблем с запретительными транспортными издержками.

Первый Южноафриканский социальный форум состоялся 9 – 12 ноября 2003 года в городе Лусака (Lusaka/Lusaka/Lusaka) в Замбии под знаменем «Другая Южная Африка возможна» ("Another Southern Africa is Possible"). В нём приняли участие приблизительно 400 человек.

На форуме были приняты предложения о том, что «процесс глобализации, в котором доминируют гигантские транснациональные корпорации с севера, негативно сказывается на народе [Южной Африки]», и что Новый экономический план африканского развития (New Economic Plan for African Development, НЕПАД) должен быть отвергнут «как выражение поддержки некоторыми лидерами нашего континента для мировой элиты за счёт большинства».

Второй Южноафриканский социальный форум состоялся в 2005 году в городе Хараре (Harare/Harare) в Зимбабве. До настоящего времени он был самым крупным, в нём участвовало около 4000 человек. Участники приехали из ЮАР, Ботсваны, Мозамбика, Малави, Лесото, Свазиленда и Зимбабве.

Организаторы мероприятия подверглись давлению со стороны зимбабвийской полиции, которая предупредила ораторов о том, что любая критика Роберта Мугабе (Robert Gabriel Mugabe/Robert Gabriel Mugabe) приведёт к закрытию мероприятия. Но к концу встречи, поддерживаемой численностью участников, ораторы осуждали Мугабе. По словам Чари Кимбер (Charie Kimber), написавшей в еженедельной газете «Социалистический рабочий» (Socialist Worker), органе Социалистической рабочей партии: «Половина наблюдающих полицейских кивнула в согласии».

Выступавшие на мероприятии критиковали как сам капитализм (capitalism), так и правительства региона. Одно популярное пение было «фэнси-капитализм» ("phansi capitalism") (долой капитализм (down with capitalism)) и «вива-социализм» ("viva socialism") (да здравствует социализм).

4.2.7.6. Также в некоторых странах проводятся национальные и локальные социальные форумы: Итальянский социальный форум, Индийский социальный форум, Бостонский социальный форум, Ливерпульский социальный форум, Социальный форум США, Украинский социальный форум, Социальный форум Белоруссии. В России в 2005 и 2006 годах проходили Российские социальные форумы (РСФ), также регулярно с 2003 года проходят Сибирские социальные форумы (ССФ), а в 2009 году состоялся Уральский социальный форум (УСФ).

5. Таким образом, в настоящее время наиболее заметной альтернативой глобальному проекту «Мировая глобализация» являются пока только активно декларируемый возможно будущий глобальный проект «Многополярный мир» и не особо заявляемый, но успешно втихую продвигаемый китайский глобальный проект Pax Sinica. Другие декларируемые глобальные проекты пока являются несостоятельными и чистейшей воды фикцией.

1.0x