Авторский блог Андрей Аганин 16:42 13 февраля 2020

Какие препятствия имеются на пути интеграции на постсоветском пространстве?

Русскоговорящее население, включая русских, разъезжается куда только возможно, даже не всегда в Российскую Федерацию. Такова политика постсоветской власти в Москве. А когда-то позднесоветские (и антисоветские при этом одновременно) власти в СССР хотели ввести населению СССР в «золотой миллиард». И такое вот вхождение в этот самый «золотой миллиард» получилось

двойной клик - редактировать изображение

1. На прошедшей неделе государственный секретарь США Майкл Помпео провёл переговоры поочерёдно с президентами Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана, а также заседание с министрами иностранных дел сразу всех пяти бывших среднеазиатских республик СССР. Эта поездка М. Помпео стала очередным звеном битвы США, КНР и Российской Федерации за контроль над постсоветским пространством.

двойной клик - редактировать изображение

О ситуации в Белоруссии, на Украине и в Казахстане я уже неоднократно писал ранее, поэтому сейчас остановлюсь на поездке М. Помпео в Ташкент. Там прошли не просто переговоры с очередным президентом – состоялось заседание министров иностранных дел государств Центральной Азии и государственного секретаря США в формате «5+1», на котором была представлена новая стратегия США по Центральной Азии. По сути, Вашингтон предложил всем пяти государствам Центральной Азии экономические преференции и помощь в привлечении инвестиций взамен на дистанцирование от Москвы и Пекина на международной арене.

двойной клик - редактировать изображение

2. План США направлен на вовлечение государств Центральной Азии в курируемые США региональные проекты в сфере безопасности и энергетики, прежде всего, на афганском направлении. Сейчас это – особенно важно для США на фоне планомерного укрепления в регионе позиций КНР и попыток Российской Федерации сохранить здесь своё военно-политическое присутствие. Три из пяти государств – Казахстан, Киргизия, Таджикистан – участвуют в Организации договора о коллективной безопасности. А два государства – Казахстан и Киргизия – входят в Евразийский экономический союз. Одновременно все пять государств являются членами СНГ (при этом Туркмения – ассоциированный член). А четыре государства – без Туркмении – входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Поэтому Российская Федерация в 2020 году планирует тоже провести переговоры в формате «5+1» с министрами иностранных дел государств Центральной Азии – ровно в том же формате, что и США.

Генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Геннадьевич Орлов считает, что США по-настоящему интересуют в регионе только три государства – Казахстан, Узбекистан и Туркмения. Начнём с последней. В 1990 – 2000 годы около 90 % всего туркменского газа (четвёртое место в мире по найденным запасам) закупалось российским РАО «Газпром» (впоследствии – ОАО «Газпром» и ПАО «Газпром») либо российской газовой компанией ООО «Нефтегазовая компания „Итера“», принадлежащей российской нефтегазовой компании ПАО «Нефтяная компания „Роснефть“», контрольный пакет акций которой принадлежит российской компании АО «Роснефтегаз», управляющей активами в области нефтяной и газовой промышленности. Российская газовая компания ООО «Нефтегазовая компания „Итера“» по мнению ряда СМИ, была и остаётся фактическим скрытым офшором РАО «Газпром» (впоследствии – ОАО «Газпром» и ПАО «Газпром»). Однако в 2009 году ОАО «Газпром» вдруг решило резко сократить объём отбираемого газа – сразу на 90 %. На освободившуюся туркменскую территорию зашла КНР, предоставив Ашхабаду кредит на 7 млрд. $ для постройки газопровода в КНР. Под его контроль отдано месторождение Галкыныш – второе в мире по величине запасов после ирано-катарского. Да и вообще КНР стала практически монопольным потребителем туркменского газа – до 90 % от всего объёма его добычи в Туркмении. На днях КНР заявила о желании участвовать в строительстве и 300-километрового трубопровода для доставки туркменского газа в Азербайджан по дну Каспийского моря, и завода по производству метанола в Туркмении. Впрочем, за оба эти проекта с КНР конкурирует консорциум трёх европейских компаний, предлагая при этом пробурить необходимое количество газовых скважин под ключ, спроектировать и построить газоочистительные заводы и компрессионные станции. Российская Федерация же отмалчивается, впрочем, как и всегда в период после распада-развала СССР.

двойной клик - редактировать изображение

3. Можно задаться вопросом: «А что Москве и Пекину Ташкент не нужен?». С Узбекистаном – другая история. Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев (узб. Shavkat Miromonovich Mirziyoyev/Шавкат Миромонович Мирзиёев) подписал с В.В. Путиным пакет соглашений на колоссальную сумму – почти на 16 млрд. $. Два государства договорились об упрощённом таможенном режиме для узбекских продуктов, в Узбекистане осуществляет деятельнось совместное предприятие «Узросавиа», запускаются совместные проекты в автомобилестроении, станкостроении и фармацевтике. Кремль уговаривает Ш.М. Мирзиёева присоединиться к ЕАЭС, возлагая надежды на грядущий в июне – июле 2020 года его визит в Москву. В ответ на это министр торговли США Уилбур Луис Росс-младший (англ. Wilbur Louis Ross, Jr.) заявляет, что вступление Узбекистана в ЕАЭС осложнит присоединение к Всемирной торговой организации. А теперь М. Помпео пообещал «скоро предоставить помощь для ускорения процесса вступления Узбекистана в ВТО». По его словам: «Мы делаем это потому, что являемся настоящим партнёром и другом Узбекистана, готовым оказать поддержку суверенитету и территориальной целостности» этого государства.

двойной клик - редактировать изображение

Директор ташкентского Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Исмаилович Эргашев отмечает: «Узбекистан всегда был в центре внимания США в Центральной Азии, несмотря на то, что не имеет таких нефтяных месторождений, как Казахстан. Узбекистан интересен тем, что занимает ключевое геостратегическое положение, гранича со всеми странами региона. Особый интерес США стали проявлять к республике после начала кампании в Афганистане. Узбекистан и Пакистан стали двумя ключевыми странами, через которые шло обеспечение коалиционных войск в Афганистане. Интересы Вашингтона и Ташкента там совпадают. Сейчас наблюдается сильная активизация американского бизнеса в Узбекистане, инвестиций, увеличивается торговый оборот. Сотрудничество двух стран в вопросах региональной безопасности наполняется ещё и экономической составляющей».

двойной клик - редактировать изображение

Но ещё более успешно, чем Российская Федерация и США, свои связи с Узбекистаном наращивает КНР. Уже сейчас она является безоговорочно его главным внешнеторговым партнёром. При этом президент Общества политических эмигрантов Центральной Азии Бахром Мардонович Хамроев отмечает, что и Москва, и Пекин не заинтересованы в ускоренном политическом и экономическом развитии Узбекистана: «Для Российской Федерации его выдвижение на роль ведущего игрока в регионе не нужно. Сейчас Узбекистан вынужден учитывать мнение России, потому она и хочет обойтись без коренных преобразований. Для Поднебесной республики Центральной Азии интересны лишь с точки зрения рынков сбыта, логистики и закупки сырья. Возможный конкурент в лице Узбекистана в сфере производства не отвечает интересам Пекина. Потенциал Узбекистана позволяет республике пойти впереди остальных государств Центральной Азии – это самая густонаселённая страна региона, у неё с советских времён остался самый значительный экономический, промышленный, культурный и научный потенциал. При таких данных Узбекистан имеет все шансы превратиться в регионального лидера».

двойной клик - редактировать изображение

4. Самое главное для Вашингтона – вбить клин в отношения государств Центральной Азии с КНР. Во время встреч с лидерами Казахстана и Узбекистана М. Помпео призвал «присоединиться к США в стремлении добиться незамедлительного прекращения репрессий» со стороны КНР в отношении уйгуров и обеспечить безопасное убежище для тех, кто желает оттуда бежать. В ответ министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Хафизович Камилов (узб. Abdulaziz Hafizovich Komilov/Абдулазиз Ҳафизович Комилов) отметил: «Нам совсем не хотелось бы ощущать на себе неблагоприятные политические последствия соперничества в регионе между крупными державами». А посольство КНР в Республике Узбекистан заявило: «…Турне Помпео по евразийским странам насыщено злонамеренным подстрекательством, полностью разоблачило его личную враждебность и предубеждение в отношении Китая. Любые попытки клеветать на КНР и сеять раздор в дружественных отношениях с государствами Центральной Азии обречены на поражение».

Пытаются США сделать своим плацдармом и Таджикистан. В 2017 году прошли таджикско-американские военные учения – сразу на всех пяти военных полигонах республики. Однако свои претензии на это государство имеет и Кремль. В Таджикистане стоит 201-я российская военная база – крупнейшее отечественное армейское соединение за рубежом. Заодно Кремль говорит о возможном вступлении Таджикистана в ЕАЭС.

двойной клик - редактировать изображение

Но руководитель движения «Реформы и развитие Таджикистана» Шарофиддин Гадоев отмечает: «Таджикистан в последние годы стал страной-импортёром из-за высоких налоговых платежей, масштабной коррупции на всех уровнях власти, монополизации всех сфер экономики членами семьи президента Эмомали Рахмона. Их личные интересы пострадают при вступлении в ЕАЭС. Импорт товаров, которые завозят в Таджикистан члены семьи Рахмона, освобождён от таможенных и других платежей. При этом цены на продаваемые внутри страны товары в разы выше, чем в соседних странах. Некоторые продукты даже дороже, чем в Европе. Любой товар, который будет угрожать монополии семьи Рахмона, запрещается к ввозу в республику. При вступлении в ЕАЭС Таджикистан будет вынужден открыть свой рынок для товаров из других стран блока. Тем самым будет создана конкурентная среда, которая разрушит монополию семьи президента».

двойной клик - редактировать изображение

5. КНР уже контролирует экономику Таджикистана и Киргизии. Другим препятствием для вступления Таджикистана в ЕАЭС эксперты видят КНР, который вложил в развитие экономики государства млн. $. Сегодня КНР для Таджикистана – главный внешний кредитор, в обмен на это получающий контроль над месторождениями редких и цветных металлов, золота и серебра. На взгляд некоторых экспертов, китайская кредитная политика в Центральной Азии очень смахивает на дипломатию «долговых ловушек» или «инвестиционный колониализм». Дошло до того, что министр промышленности и новых технологий Республики Таджикистан Заробиддин Кудрат Файзуллозода заявил: «Положиться сегодня можно только на китайских инвесторов». КНР фактически контролирует и киргизскую экономику. Её инвестиции помогают развивать в Киргизии гидроэлектростанции, инфраструктуру, строить дороги, разрабатывать золоторудные месторождения. При этом КНР даёт деньги на основе ряда условий – от обязательного приобретения китайского оборудования и привлечения китайских подрядчиков до использования китайской рабочей силы. Тем временем местные жители, недовольные действиями китайских компаний, уже нередко применяют насилие к ним, уничтожая имущество предприятий. По уровню долгов перед КНР Киргизия занимает пятое место в мире (30 % ВВП Киргизии). Однако власти Киргизии это, похоже, не беспокоит, пока Пекин продолжает предоставлять кредиты.

Такова в целом и общем ситуация в Центральной Азии. Место Российской Федерации в этом регионе серьёзно не просматривается, месторождения полезных ископаемых, когда-то принадлежавшие советскому народу, успешно разграбляются внешними силами, народам бывшего СССР не становится лучше жить от этого. Русскоговорящее население, включая русских, разъезжается куда только возможно, даже не всегда в Российскую Федерацию. Такова политика постсоветской власти в Москве. А когда-то позднесоветские (и антисоветские при этом одновременно) власти в СССР хотели ввести населению СССР в «золотой миллиард». И такое вот вхождение в этот самый «золотой миллиард» получилось.

1.0x