Авторский блог Алексей Анпилогов 02:02 26 февраля 2020

Как справедливые налоги чуть не поссорили Минск с Москвой

нефтяная арифметика

После встречи 18 февраля в Минске президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с главой компании "Роснефть" Игорем Сечиным было заявлено о согласовании всех проблем, связанных с поставкой российского "чёрного золота" в Белоруссию.

Для стороннего наблюдателя ситуация, сложившаяся вокруг поставок российской нефти Белоруссии выглядит, как какой-то малопонятный ребус. «Налоговый манёвр», «премии компаний», «компенсации»… О чём пытаются договориться Путин и Лукашенко, «Роснефть» и «Белнефтехим»? Попробуем объяснить, в «двух абзацах».

Итак, вплоть до настоящего времени Белоруссия покупала российскую нефть со скидкой от мировой цены. Сейчас, согласно последним заявлениям белорусского «Белнефтехима», эта цена составляет около 83% от мировой — и в идеале Белоруссия может зарабатывать около 17% на стоимости российского нефтяного сырья для своих НПЗ. Суть этой скидки достаточно проста — в России сегодня существует экспортная пошлина на нефть, которая к 2024 году обнулится. А Белоруссия, как следствие, перестанет получать «премию» за поставки беспошлинной российской нефти — так как через четыре года вся нефть из России будет поставляться на экспорт без пошлин — будь-то Минску, Варшаве или Берлину.

Уйти от этого изменения никак нельзя — одновременно со снижением экспортных пошлин в России растёт другой налог, НДПИ, из-за чего все эти манипуляции с налогами и называют налоговым манёвром. НДПИ — налог внутренний, его заставляют платить уже российские НПЗ. Как следствие, российские заводы обоснованно просят поставить белорусские НПЗ хотя бы в равные условия с ними — иначе белорусские нефтепродукты, сделанные из более дешёвой нефти, будут необоснованно конкурентными на российском рынке, ведь таможенное пространство для них единое.

Значит, к 2024 году скидка в 17% для Белоруссии исчезнет в любом случае, а мы сейчас наблюдаем только за попытками Минска получить максимально благоприятный для себя переходный период. Тем более, что фактически Минск часть скидки в 17% был вынужден возвращать в Россию и раньше. Делалось это через механизм премий для российских нефтетрейдеров, крупнейшим из которых была «Роснефть».

Все дело в том, что из 22 млн тонн поставляемой Минску российской нефти лишь от 6 до 8 млн тонн превращалось в нефтепродукты для собственно Белоруссии. Оставшиеся 16 млн тонн Минск перерабатывал на своих НПЗ для поставок на экспорт — как по миру, так и в Россию. В итоге получалось, что не только российский бюджет недополучал экспортную пошлину, но и дешёвый белорусский бензин повсюду вытеснял более дорогой, из-за дополнительных налогов, российский. Ведь в Белоруссии при экспорте нефтепродуктов масса налогов с НПЗ просто не взималась. Доходило даже до директивного запрета для «Роснефти», Лукойла и других российских нефтетрейдов на поставку российского бензина в Белоруссию — Минск требовал покупать бензин только у «Белнефтехима», мол, даже на вашей сети заправок нам российского топлива не надо. Гоните вашу беспошлинную нефть на наши НПЗ.

Такую вакханалию в итоге закрыли через механизм «премий» для российских нефтетрейдеров — часть скидки в 17% Минск обязался возвращать через частные российские компании. Выплаты таких премий шли достаточно нерегулярно, механизм был корявым и явно внеэкономическим, но худо-бедно позволял выравнять цены на продукцию российских и белорусских НПЗ. Белорусские заводы просто по-прежнему зарабатывали на нефтепеработке, и очень немало, но «джентльмены» договорились не демпинговать на рынке и делиться. Кстати, с учётом наличия такого механизма становится ясной поездка в Минск именно Игоря Сечина — руководитель «Роснефти» в ситуации озвученного ухода или значительно сокращения такого механизма премий нефтетрейдерам выглядит главным «пострадавшим».

По неофициальной информации, в 2019 году премия «Роснефти» и других российских компаний составляла около 10 долларов на 1 тонну нефти. Это составляет около 2%, которые Лукашенко «с барского плеча» согласился возвращать российским нефтетрейдерам, поставлявшим нефть на белорусские НПЗ. Напомним, бороться с белорусским бензином впоследствии нефтетрейдеры могли лишь опосредованно — всё-таки Белоруссия у нас суверенное государство и налоги для своих НПЗ «рисовало» самостоятельно. Да ещё и пользовалась массой тарифных и таможенных соглашений с Россией.

Понятен становится и туман в части громких заявлений «Беларусь, не позволим тебя поглотить России!». Судя по всему, в переговорах прозвучала явная мысль: для того, чтобы трейдеры продавали вам беспошлинную нефть, получая впоследствии массу проблем с вашим бензином — надо как-то с ними договариваться, благо рынок-то у нас свободный. Или — становитесь «регионом России», хотя бы в виде полноценного экономического союза, тогда и не будет никаких проблем с налогами — они выравняются естественным образом. А хотите суверенитета — ну так вот есть руководитель «Роснефти», обсуждайте с ним, как глава суверенного государства, сколько вы заплатите за льготные поставки — 2% от цены или меньше, и как вы будете конкурировать на рынке нефтепродуктов. Российскому бюджету всё равно — он до сих пор терял 17% неуплаченной пошлины, а в 2024 году хочет перестать её терять, заменив этот уходящий механизм на взимание НДПИ.

Вот такая нефтяная арифметика.

1.0x