В так называемых «независимых» СМИ, задача которых состоит в том, чтобы всеми способами играть на понижение рейтинга президента России Владимира Путина, привязав его по возможности покрепче ко всем негативным событиям в России и в мире, очень популярна тема поддержки властью олигархов, которые попали под санкции. Акцент ставится так, что за счёт обедневшего народа насосавшиеся народной крови олигархи получают золотой дождь от симпатизирующей им власти. Дескать, «власть спасает своих упырей за счёт нас с вами» – все на протесты Навального. И очень многие клюют на эту наживку, благо тут расчёт на безотказно срабатывающие эмоции – олигархи, особенно ельцинской поры, у нас действительно малосимпатичные личности.
Достаточно много шума было в СМИ о том, как Путин покрывает планы национализации, которая вот-вот наступит, но проходят годы, а она всё никак не наступает. Но народ напряжённо ждёт и тонуса не теряет. На этом форе прошла информация, что для спасения империи Дерипаски власть готова выделить ему кучу миллиардов и даже поднять тарифы на электроэнергию в Иркутской области на запредельные высоты. И всё ради того, чтобы спасти Дерипаску и его капиталы. О том, что спасать придётся заводы и работающих там людей, СМИ тактично умолчали.
Но всё получилось совсем иначе.
Вместо приватизации в кризис пошла национализация. Сначала власть подхватила рухнувший «Промсвязьбанк». Владельцем банка стало Агентство по страхованию вкладов, государственная корпорация, а возглавил банк Пётр Фрадков. Банк стал опорным банком по операциям с государственным оборонным заказом. По сути, банк стал государственным. Потом Вексельбергу и Дерипаске предложили прокредитоваться в «Промсвязьбанке». Нужда в средствах возникла потому, что из-за санкций рухнули акции их компаний и включился механизм margin calls, когда заёмщику нужно увеличить сумму залога всвязи с его удешевлением.
Вексельберг, скрипя, согласился на условия «Промсвязьбанка» – проценты были высокими, а деньги дали только под личные гарантии Вексельберга. Банк выдал Вексельбергу 2 млрд. долл. Условия рыночные. То есть, ни о каких льготах речи не идёт, наоборот, кабальные условия настолько, что небольшое отклонение – и всё переходит государству. Дерипаска на таких условиях брать кредит отказался. Ничего, пусть побегает по базару, найдёт дешевле.
И Вексельберг, и Дерипаска после введения санкций обратились в правительство с просьбой помочь им льготными деньгами выйти из трудного положения. Ответ, по сути, означает следующее: вас предупреждали об опасности офшорных афёр и рисках вложений в США. Предупреждали и об опасности ареста активов, и о том, что ваши деньги будут работать против России. Вы не прислушались. Предлагали вернуть деньги в Россию. Вы категорически отказались. Так о чём вы сейчас просите? Пели вы хорошо, теперь попляшите, как сможете. Никаких льгот, идите в банк на общих условиях, и то скажите спасибо, что с вами о чём-то разговаривают. Не нравится – спасайтесь сами как сумеете.
Сурово, но справедливо. И главное – никаких льготных денег, речь идёт только об отъёме бизнеса в пользу государства. Пока прямого отжима нет, но обложили олигархов, как волков. И рано или поздно капкан захлопнется. В России грядёт очередной передел собственности.
Попался Дерипаска на инвестициях в Кремневую долину в США. Жадность подвела. Там рисковые венчурные инвестиции давали 20% годовых. Такое можно было ещё найти только на рынке криптовалют. В России таких спекулятивных процентов не было, и Россия после 2008 года для инвесторов была неинтересна. Зато теперь очень интересно. Биткойн падает, спекулятивные пузыри где лопаются, где раздуваются дальше, а инвестиции российских олигархов попали под аресты.
Как бы там ни было, но все разговоры о том, что Путин помогает олигархам спасти всё, что нажито непосильным трудом, оказались такой же дезинформацией, как и все крики о сливе Донбасса, Сирии, Сахалина, и прочих сплетен. Если вы слышите очередную историю о том, как Путин что-то слил или спас очередного олигарха, знайте – всё с точностью до наоборот. Потому эти истории и появляются. Отношения России и олигархов очень изменились. И изменятся ещё сильнее в ближайшие несколько лет. Всему своё время, время разбрасывать камни сменилось временем их собирать.