Историко-политическая задача. Дано: 1) Евросоюз критикует Польшу с 2016-го. Еврокомиссар Гюнтер Эттингер: "Есть много причин для того, чтобы задействовать правовой механизм и вести мониторинг действий Варшавы". Спикер Европарламента Мартин Шульц: "Это опасная путинизация европейской политики. Весь демократический спектр политических сил мог бы заявить, что такая политика противоречит базовым европейским ценностям".
2) Польша приглашает армию США. Зная и учитывая главный критерий Трампа, объявляет: мы готовы потратить 2 млрд долл. На строительство военной базы.
Решение "задачи" поляки видят в своей истории. Против брюссельского футуризма задействуют "Ягеллонскую идею" (Idea jagiellońska): по имени самой успешной польской королевской династии литовского происхождения, Ягайлы.
Исторические тенденции. 15 лет назад Польша тоже была в оппозиции, стремясь стать лидером новой (Восточной) Европы в противовес большой (Старой) Европе, где тогда работали национально, не США-ориентированные лидеры: Ширак, Шрёдер, Берлускони… Возражавшие Бушу-"джуниору", вторжению в Ирак (2003), началу хаоса.
Польша тогда тянула под правящую руку США целую стаю восточноевропейских стран ("Прибалтийские львы", Румыния…), безбожно преувеличивая своё на них влияние, пытаясь слепить Новую, стопроцентно лояльную Бушу Европу — в укор Старой. Но их политика: противостоять ближайшему окружению с опорой на дальнего заступника-покровителя — имеет более давние исторические корни.
Двести двадцать лет тому назад "далёким (в тогдашних политических масштабах!) заступником" был не US-президент, а… Наполеон.
Вдумаемся! Польша — единственная страна (из европейских, с солидной историей), в государственном гимне которой воспевается действующий (действовавший на момент создания) иностранный (!) политик и даже…процесс обучения у него. Гимн "Ещё Польска не сгинела":
Вислу перейдем и Варту,
Будем поляка́ми.
Дал пример нам Бонапарте,
Как должны мы побеждать.
Перевод неказист, но оригинал с музыкой мазурки красив. Украинский "Ще-не-вмерлик", как отмечалось: жалкое подражание.
Поступь истории: 1800-е — Бонапарт; 2000-е Буш-"джуниор". 2018 — Трамп.
Апелляция к истории — давняя черта… Помню, какая буря полемики (в которой мне довелось немного поучаствовать) поднялась после выхода художественного (!) фильма Владимира Хотиненко "1612: Хроники смутного времени".
Популярная газета Nasz Dziennik восклицала: "Кто допустил распространение в Польше антипольского российского фильма?.. К сожалению, Михал Жебровский позволил уговорить себя сыграть роль злодея, преступника и бандита, к которому обращаются "пан гетман". Участие выдающегося польского актёра должно было, по замыслу режиссёра, сделать этот персонаж достоверным". Кстати, сам Жебровский гордился этой ролью. В статье сквозила и определённая зависть: "Дождёмся ли мы ответа польской кинематографии на пропагандистские российские фильмы — такие как "Год 1612"?
Далее полемика шла расходящимися кругами. Сверхзадача — утопить память о 1612‑м и 1812‑м годах: были только три великих и ужасных раздела Польши!
Польская история мира вообще проста: сначала Бог создал Землю, потом был Потоп, потом — Ягеллоны, потом — три ужасных раздела Польши, потом — Пилсудский, потом — Пакт Молотова—Риббентропа (который поляки, поддерживая факел исторической преемственности, упорно называют Четвёртым разделом). Потом — "Солидарность", потом — Качиньские. Всё…
Итак, герой польского гимна Бонапарт- заступник — ответ на жестокие три раздела Польши!
Что всеми силами стараются забыть, кроме 1612 года? Что после тех трёх разделов 18 века, российская граница прошла практически по знаменитой "Линии Керзона" 1919 года! А что это за "Линия…"? Антанта, исходя из главного тогда принципа "Права наций на самоопределение" зафиксировала реальную восточную границу польского этноса! К "Линии Керзона" близка и сегодняшняя граница Польши. (Восточная граница! На западе — гигантские подарки Сталина: Силезия, Померания, выход к морю).
По набившим оскомину трём разделам 18 века: Россия тогда приняла под свой скипетр только белорусов, украинцев, литовцев.
Но после прогулки поляков с "заступником Бонапарте" в Москву-1812, Россия взяла… но уже не у поляков (!), а у Австрии и Пруссии (тоже шагали в бонапартовом обозе) их австро-прусские части, создав из них "буфер" — Царство Польское. Это уже наш исторический тренд — после глобальных нашествий строить "буфер". Прочий мир, признавая несравнимость усилий и жертв, официально признавал и право России на это: Версаль-1815 и Ялта-1945.
Долгая отдельная тема (позже надеюсь затронуть изменения относительной боеспособности русских и польских армий), но в 1812 году сам заступник-Наполеон считал подшефных поляков главными виновниками своего провала!
К польскому корпусу Понятовского претензий не было. Но записки Коленкура, ближайшего тогда к Наполеону человека, фиксируют ярость императора: "Где же польские казаки? Войну можно продолжить только когда они нейтрализуют русских казаков".
Наполеон хотел отдать под суд своего посла в Польше аббата Прадта: не выбил из поляков главного — обещанных казаков! Бедняги не ведали: хвастовство, гонор — базовые черты шляхтича; поляки обещали дать "польских казаков" — то чего не было в природе! Уланы хороши в правильном бою, но на коммуникациях, в партизанских рейдах, боевом охранении, разведке не могли и близко заменить казаков, чья школа подготовки — с рождения. И в России, когда после казацкого наскока Наполеон стал держать яд на случай плена и, бежав с Коленкуром, он всё возвращался к феномену: казаки, вспомогательные войска стали вдруг стратегически решающим фактором! Я ж за них воюю! (Войну 1812 года называл: "Вторая Польская". А они "кинули"!)
Это Дональду на заметку — с обещанными двумя "ярдами" баксов.