Валерий Скрипко
КАК НАУЧИТЬСЯ ЗРИТЬ В КОРЕНЬ?
Давно этот совет Козьмы Пруткова был написан. А своей актуальности не утратил до сих пор.
Читаю в родном «Завтра» статью Аркадия Балашенко и глазам не верю:
«На полемических площадках СМИ периодически возбуждается тема о внесённой доле многих представителей творческой интеллигенции СССР в процесс дискредитации и разрушения государства. Идёт перечисление таких имён как А.Солженицын, Б.Пастернак, И.Бродский, В.Войнович, В.Аксёнов, Б.Окуджава, В.Высоцкий, Е.Евтушенко и других, может меньше бывающих на слуху.
Далее проводится мысль, что они ( другие, им подобные) своим творчеством не хотели и не могли добиться такого переформатирования сознания советского общества, чтобы оно порушило прежнюю страну. Критикуя различные моменты бытия, они через своё искусство выражали те же мысли, что были у большинства жителей страны.
Такая критика всегда должна присутствовать в жизни демократического общества. Она выявляет существующие недостатки для того, чтобы обратить на них внимание общества и власти и искоренить их. Таким образом, можно рассматривать самоироничную критику как необходимый атрибут, элемент саморегуляции жизни общества.
После чтения этого текста мне почему-то сразу вспомнился эпизод из книги «Спокойной ночи» писателя Андрея Синявского-такого же «свободолюбца», да еще и диссидента. У меня сохранился конспект этого диалога. Следователь спрашивает писателя Вы же наш человек. Не считаете себя врагом нашей родины?
-Я не считаю! – ( говорит писатель)
-Ну вот! (облегчённо говорит следователь.) И далее, в этом же документальном повествовании –романе на странице 322 этот «друг» нашей Родины, Андрей Синявский, пишущий под псевдонимом Абрам Терц, говорит о любимце большинства её русских граждан – святом Сергии Радонежском.
«Блаженный Павлик Морозов ходил среди нас живцом, подобно бесплотному отроку с юродивой картины Нестерова. Блудливая улыбочка святости, плачет, скисая, на страдальческих губах»
Поясняю, что этот отрок- юный Сергий Радонежский.
Как вам такой «не враг» Синявский? Бьющий отвратными ,гадкими словами в родное имя для миллионов русских людей, их родителей и предков. Ужасный советский следователь ГУЛАГа, конечно, был «тупой» и ничего не понял в нюансах «творчества» Терца. А уголовники, которые сами так же мало уважают мораль общества, где живут, аплодировали диссиденту во время «этапа». Вот собрались –шерочка с машерочкой! Хихикают, строят «рожи», издеваются над дорогими большинству общества понятиями.
И находятся публицисты, готовые принять их « самоироничную критику как необходимый атрибут, элемент саморегуляции жизни общества.»
Какого общества? Того, российского, на две трети славянского, которое ни на какую «самоиронию « не было настроено никогда. У него другой цивилизационный код. Серьёзность в патриотизме, в святости…Пафос, мало понятный большинству других народов.
Да в прочем и сам Терц в том же романе с трепетом рассказывает о том, как мальчишкой он слушал имена святых пророков из «Ветхого Завета». Какой чудной музыкой звучали эти иудейские имена.
Но с какого испугу, с какой стати, Синявский духовно -наш соотечественник? Если его выворачивает наизнанку от злобы при виде картины Михаила Нестерова и судится «блудливость» у чистого юноши Сергия.
Многие православные священники писали, что кажется, из картины выкачен обычный воздух, и закачан –Небесный!
Но откуда появилась у некоторых российских публицистов потребность в защите таких кощунствующих лицемеров.? Сиё есть тайна?