«Кадры решают всё» - говаривал такой несомненный специалист в кадровых вопросах, как Иосиф Виссарионович Сталин. Но прав он был в этом лишь отчасти. Кадры действительно решают всё, но только в случае, если их подбор ведётся в соответствии с уже принятым правильным направлением общего движения страны, в которое они встраиваются и которому служат.
Только что завершился всероссийский конкурс «Молодые лидеры России», задачей которого было – выдвинуть талантливых ребят для создания в дальнейшем правильной управленческой и деловой «элиты» России – вместо нынешней… скажем так… не вполне правильной. Однако, при всей безусловной полезности данного проекта самого по себе, ожидать от него кардинального изменения будущего страны, увы, не стоит. Скажу больше – даже если бы таких способных ребят и их таких же прекрасных, но более старших товарищей каким-то чудом нашлось не сотня, а тысяч десять, и если бы эти правильные управленцы посажены были на самые высокие должности, это, к великому сожалению, принципиально ничего в нынешней российской ситуации не изменило. И вот почему.
Надо ли кому-то доказывать, что машина с квадратными колёсами не поедет в принципе? Не поедет, даже если заменить на ней движок на боле современный. Или покрасить кузов в другой цвет. Или раз за разом заливать всё более дорогой бензин. Или менять водителя раз в несколько лет по конкурсу. Ну, не поедет, и всё тут! Потому, что в принципе не может ехать на квадратных колёсах! Нормальные круглые колёса нужны!
К чему это я? Да к тому, что страна наша чем дальше, тем больше напоминает именно такую машину. Которую раз за разом пытаются как-то «запустить» - то меняя очередную «стратегическую программу развития», то тасуя министров, то провозглашая «национальные проекты». А она не едет, ну вот хоть ты тресни! Не едет даже с приделанной на крыше пусковой установкой для «Калибров», отпугивающей заграничную шпану, мечтающую разобрать нашу машинку на запчасти. Не едет, потому что на «квадратных колёсах» ехать не может в принципе.
Что имеется в виду? Есть такая принципиально важная штука, как смыслы. То есть, нечто, определяющее суть, например, экономики, политики, власти, общества, культуры, образования и т.д. Если эти самые смыслы изначально выбраны неправильно, то «колёса» получаются квадратными, и ехать машина не будет, несмотря на все проводимые (не трогая колёс!) модернизации, количество вложенных в них денег и личные водительские таланты человека, сидящего за рулём и осуществляющего «режим ручного управления».
Смыслы для каждой цивилизации (или, если угодно, «великой культуры») определяются принятой в ней системой ценностей, определяющей «добро и зло», «можно и нельзя», «первичное и вторичное», причём в каждой культуре эти ценности свои. Величиной, производной от ценностей, является характерная для данной цивилизации цель развития (тот идеал, к которому она стремится, или иначе – «национальная идея»). А производными от Цели – те самые смыслы, которые «колёса». Если ценности выбраны неверно, неверной является и цель развития (или же ценностей нет вовсе, и потому за цель выдаётся некий «шкурный интерес»), а значит, и «колёса» - смыслы превращаются в квадратные, на которых ехать нельзя. Как видите, всё просто. «Тоже мне, бином Ньютона!» - как сказал бы булгаковский Бегемот.
Теперь взглянем на нашу Россию. Системы общепринятых государственных ценностей у неё нет вообще, ибо они – суть государственной идеологии, которую нашей стране по колониальной «ельцинской» Конституции иметь не полагается. Что, вообще говоря, в подходах 1993 года абсолютно логично: зачем колонии государственная идеология, когда её задача – делать, что скажут?! Цели развития, соответственно, тоже нет, даже такой заведомо недостижимой, как коммунизм. Вместо неё – обычная демагогическая замена Цели при отсутствии таковой на «неуклонное повышение благосостояния народа России» (заметим, даже не «всего народа», а «народа в целом» - т.е. «в среднем по больничке»). Т.е., Цель развития, ввиду отсутствия оной, заменена ни к чему не обязывающим «шкурным интересом».
Соответственно, все вытекающие из этого смыслы важнейших для страны понятий искажены буквально «с точностью до наоборот». И если приглядеться чуть внимательнее. То обнаружатся совершенно странные для многих вещи.
Экономика наша – на самом деле никакая не экономика. Ещё Аристотель разделял «экономику» (т.е. науку об организации деятельности по созданию необходимых для естественных потребностей человека материальных благ) от «хрематистики» (науки об обогащении и накоплении богатства, как самоцели, ставящей прибыльность единственным критерием допустимости чего-либо). Так вот, совершенно очевидно, что, по крайней мере с начала 90-х, у нас в стране вместо экономики имеет место самая настоящая хрематистика, действующая в интересах максимум одного процента(!) самых богатых россиян, плюс – ещё девяти процентов так или иначе обеспечивающих комфортность их бытия.
И если называть вещи своими именами (а именно: «экономический курс» - «хрематистическим курсом». Министерство экономики – Министерством хрематистики, а главную кузницу либеральных кадров ВШЭ – «Высшей школой хрематистики»), то и последнему неучу становится абсолютно понятными многие «необъяснимые» сегодня вещи. Например, почему и при росте, и при спаде мировых цен на нефть в России дорожает бензин? Почему в стране, в огромных количествах экспортирующей газ, треть собственного населения лишена возможности им пользоваться? Почему в случае любых санкций или мировых кризисов помощь государства получают исключительно банкиры и олигархи, причём – за счёт всего прочего населения? А ответ на все эти «почему» - на поверхности: потому что у экономики и хрематистики принципиально разные задачи, и с точки зрения этой второй – всё именно так и должно быть.
Политика наша – на самом деле никакая не политика. Потому что в исходном своём древнегреческом понимании слово это означало служение человека своему полису (так называли греческие города-государства), а отнюдь не лидеру, не партии и не себе, любимому. То, же, что мы сегодня привычно именуем «политикой», является ничем иным, как борьбой за власть. Причём – исключительно с целью обладания этой самой властью и «кормления» от неё. При том, что, к примеру, в тех же древнегреческих Афинах человек, избираемый на высокую должность обязан был за предоставленное доверие… за свой счёт купить и полностью содержать военный корабль для афинского флота!
Демократия наша – на самом деле никакая не демократия. Вообще-то, «демократия» дословно – это «власть граждан», т.е. большинства. Но уже одно то, что большинство людей, начиная с 90-х ненавидит либералов, и при этом они уже 25 лет остаются на вершинах власти, занимая все ключевые командные высоты в правительстве и бизнесе, говорит о том, что «власти граждан» в стране нет. Об особенностях нашего российского выборного процесса распространяться не буду – все и так всё прекрасно знают. Скажу лишь, что демократии в её классическом понимании нет нигде, включая самые многопартийные и «честно голосующие» страны .
Ещё античные греки говорили, что демократия и прямые выборы возможны только в полисе с 5-7 тысячами населения, где, по крайней мере, каждый либо знает лично того, за кого голосует, либо знает того, кто его знает. Во всех иных случаях выборы превращаются в манипуляцию голосами избирателей.
В нынешних избирательных округах по 50-100 тысяч человек знать человека, за которого предлагается голосовать, в принципе невозможно. Значит, о кандидате абсолютное большинство избирателей, не посещавших его предвыборные собрания, узнают из СМИ, листовок, агитации и т.д. А поскольку избрание зависит от возможностей партии (денег, связей, доступа к СМИ и административному ресурсу, манипуляционных возможностей и т.п.) избранный депутат, даже если формально он «самовыдвиженец», зависит от партии, а не от избирателей. А партия зависит от тех, кто даёт ей деньги. То есть, любая партийно-парламентская демократия по сути своей есть власть олигархических кланов, декоративно прикрытая «всеобщими выборами». То есть, «властью граждан» - «демократией» она не является по определению. И в России – в том числе.
Расхожую байку о том, что «демократия – плоха, но она – лучшее из того, что есть» тоже не стоит воспринимать всерьёз. Ведь, если честно, то 99,9% народа вообще глубоко плевать, какая в стране система власти, кто во главе страны и как именно он называется – президент, государь-император, диктатор, национальный лидер или верховный правитель! Лишь бы этот «кто-то» был наконец-то за него, народ, а не за себя, любимого и кучку присосавшихся к власти и высасывающих страну пиявок. А вот с этим, как мы понимаем, у нашей России есть некоторые проблемы…
Можно было бы продолжать этот перечень принципиально неверных смыслов ещё долго, объясняя, почему у нас «культура-не культура», «собственность – не собственность», «образование – не образование», а «социальная (и национальная тоже!) политика – совсем не то, чем она называется». Возможно, когда-нибудь я это и сделаю. Но и приведённых трёх примеров вполне достаточно, чтобы убедится, что форма «колёс», на которых страна наша должна была бы катиться к светлому будущему, на самом деле – «квадратная». То есть, не позволяющая никакое реальное движение вообще.
Поэтому даже если завтра поутру случится чудо, и вдруг прозревший президент Путин разгонит правительство, массово поменяет наших ворующих «как в последний день» чиновников на менее ворующих, а спецслужбы заставит бороться с врагами, а не являться инструментом в межклановых разборках, это, дорогие мои сограждане, НИЧЕГО принципиально в стране не изменит! Потому что «квадратные» колёса не поедут ни по причине кадровых изменений, ни благодаря вдруг принятым «правильным» законам. И страна, при всех своих локальных внешнеполитических и оборонных успехах последних лет (которые нужны и приятны – кто бы спорил?!) будет по-прежнему буксовать на месте, сжигая ресурсы и убивая в народе уже и так изрядно померкшую надежду.
Ибо по сути своей Россия сегодня остаётся лишённым ценностей и целей развития олигархическим государством, с хрематистикой вместо экономики и дерущимися за власть пауками в банке вместо политической элиты. И пока все эти «квадратные» колёса не будут заменены, ни на какое движение вперёд рассчитывать не стоит.
Резонный вопрос: как «поменять колёса»? Пожалуйста! Вот инструкция по пунктам:
Вернуться к изначально правильным традиционным ценностям, которые Православие заложило в идеологическую основу России.
В соответствии с ними, избрать с согласия народа реальную цель развития, ради которой поверившие в неё люди согласились бы вкалывать, терпеть лишения, а если надо, то и погибать в бою.
Уже затем, согласно этой цели, изменить базовые смыслы, записав их в новую Конституцию.
Сделать это жизненно необходимо. Чтобы экономика стала реально процессом сотворения материального базиса для нашего общего процветания, а не способом для кучки разнообразных «абрамовичей» ценой голодных смертей и поломанных судеб своих соотечественников приобрести очередной, сто первый по счёту, золотой унитаз. Чтобы политика была приравнена к воинскому служению, любое «нарушение присяги» в котором каралось бы наравне со шпионажем и государственной изменой. Чтобы демократия, в основе которой – реальная выборность не только своих представителей на всех уровнях (хотя бы на уровне «земского» самоуправления времён Ивана Грозного!), но и возможность для народа самому определять угодный ему курс страны и общественное устройство, раз и навсегда похоронив западный принцип «чья власть – того и вера».
Фактически это означает принципиальное изменение в России «правил игры», причём играть по этим новым правилам придётся всем – как согласным с ними, так и не согласным. А нарушителей правил, как в спорте – долой с поля: с экономического, политического, а то и с правового, гражданского и т.п. И пусть каждый сам выбирает.
Именно тогда, и не раньше, замена «квадратных» колёс на нормальные неизбежно потребует массовых кадровых изменений, ибо 90% нынешних «элит», как мне кажется, не захотят, да и не смогут работать, как того требуют новые подходы. И тогда «кадровая революция» станет не причиной, а следствием изменения ситуации. А вместе с этим – и изменение нашего будущего.