Авторский блог Евгений Фатеев 01:31 26 апреля 2019

Исцеление от провинциализма

о книге Михаила Трофименкова "XX век представляет. Кадры и кадавры"

Михаил Трофименков. XX век представляет. Кадры и кадавры: [сборник эссе]. – Москва: Флюид ФриФлай, 2018 – 416 с. – (Книжная полка Вадима Левенталя).

Есть провинциализм и провинциализм. Есть провинциализм полезный, целительный, необходимый. Такой провинциализм способствует некоторой упёртости, сосредоточенности на своем, убеждённости в значимости того, что происходит здесь и сейчас. Это такая лайт-версия себяцентризма. Это просто необходимая для больших свершений погруженность в себя. Таким провинциализмом больны англо-саксы и японцы, скандинавы и южные корейцы.

Но есть и другой провинциализм. Глухой, тягучий, бетонный, дремучий, убогий, нездоровый, сальный, дурной. Таким провинциализмом больны наши либерально-интеллигентствующие туземцы и их антиподы. Это такие жутко закомплексованные, жутко зажатые и несвободные Поликушки, вечно стыдящиеся собственной страны, но ничего не знающие о мире внешнем. По причине плохой образованности этим диковатым аборигенам видится мифообразным, придуманным, нецельным, распадающимся на какие-то понятные им и удобные для упаковки в их нехитрые и небольшие мозговые бандероли частности. Одним внешний мир кажется земным раем, другим – воплощённым адом. Копаться во всей этой болотной тине не хочется. Предлагаю взять наугад что-нибудь из душной аборигенной либеральной публицистики.

Именно от второй версии провинциализма, жуткой и, кстати, очень московской, способна исцелить эта книга, которая прекрасно прочищает мозги. С автором можно спорить, но не признать цельность предложенной им картины ХХ века нельзя. Поскольку основным мясом, пищей кинематографа является реальность, историк кино просто обязан описать контуры изображаемого, хотя бы дизайн являющихся событий. Но автор, в самом лучшем смысле, зашёл несколько дальше. Даже слишком далеко. И это только красит книгу. Получилось не скучное историческое исследование, а скорее перебирание событийных четок в поисках интонации. И она получилась. Интонация.

Книга Михаила Трофименкова по преимуществу состоит из статей, ранее напечатанных в изданиях ИД «Коммерсант». Сейчас выходит множество таких книжных кодификаций публицистических высказываний. И часто такие солянки всё-таки не собираются, не складываются в самоценную книгу, вызывая у читателей недоумение и большие сомнения в осмысленности потраченного на чтение времени. Это очень важно в ситуации ограниченности, фатальной конечности человеческого внимания. Текст потребляется человеком в режиме реального времени. За чтение текста человек «расплачивается» частью отпущенного ему Богом времени. Очень хотелось не тратить кусок жизни/чтения на плохую книгу. Эта же книга получилась. Скорее короткие журнальные высказывания автора буквально просились сложиться, собраться в книгу. И книга случилась.

Книга обладает большой плотностью. Она буквально переполнена фактами, собирающимися в невероятной ценности мозаику. Особенно ценны «предисловия» к каждому десятилетию ХХ века. Автором выбрана очень точная и правильная дистанция по отношению к описываемому, задан очень точный масштаб.

Повторюсь, с автором очень хочется по-доброму спорить. Очень хочется запихнуть в его версию истории прошлого века побольше России. Но может сегодня будет верным вписать произошедшее с нами тогда в общий контекст. Всего один пример:

«Философские пароходы», на которых (1922) выслали в Европу пару сотен культур-публицистов, - тоже калька с мирового опыта. На пароходах из США в 1919-м – он вошёл в историю как год «красной паники» - выслали сотни профсоюзников, социалистов, анархистов».

Надеюсь, наш спор с автором будет каким-то другим. Он будет вне досягаемости дурного и убогого антисоветизма нашей интеллигентщины. Этот спор будет на какой-то другой интеллектуальной поляне, на которой будут свои химеры, мифы, красивые и ядовитые растения, но всё это будет прекрасно и непоправимо другим. Приглашаю всех на эту поляну. Давайте вместе погреемся на солнышке уже ХХI века.

Как это часто у нас бывает, хорошая книга издается очень небольшим тиражом. Всего 1 тыс. экземпляров. Жаль. Очень надеюсь на то, что безусловно справедливое попадание книги в шорт-лист премии «Нацбест» приведет и к победе, и ко второму изданию. Очень на это надеюсь.

1.0x