Сообщество «Учебный космос России» 05:17 17 января 2020

К юбилею МГУ. Звездопады и листопады Валуевско-Звенигородские. Поднебесная.

Памятный альманах к юбилею МГУ (составитель Е.С. Шахова). Дистанц-лекторий общественного Московско-Троицкого университета Знаний

К ЮБИЛЕЮ М Г У. З В Е З Д О П А Д Ы И Л И С Т О П А Д Ы

В А Л У Е В С К О –З В Е Н И Г О Р О Д С К И Е . ПОДНЕБЕСНАЯ.

(«И современники и тени в тиши беседуют со мной…»)

Трава умыта ливнем и дышится легко,

И нет уже в помине тяжелых облаков,

И радуга дугою повисла под дождём,

И снова мы с тобою в Звенигород идем, идем.

Трава умыта ливнем, пеночка трещит,

И мы с тобою скинем промокшие плащи.

Знакомое шоссе отполировано дождём,

В Звенигород, Звенигород идём.

Старым путём, милым путём

В Звенигород, в Звенигород идём…

ЮРИЙ ВИЗБОР «Звенигород».

«Жемчужинами Новой Москвы» по-праву называют как Валуево, так и близлежащие Вороново, Красную Пахру, Ватутинки, Тёплый Стан, Троицкое, Остафьево… Московское Подолье… Звенигородчина… - «Мы здесь когда-то жили весёлою гурьбой, и был однажды ливень такой же голубой. Ты помнишь, плечи наши укрыв одним пальто, ни слова не сказавши, мы поняли все то, все то. Все то, о чем нам песня не может рассказать, все то, нас с тобою и Звенигород роднит,все то, что знаем только мы одни. Старым путем, милым путем в Звенигород, в Звенигород идём».

Оздоровительно-просветительские маршруты-«т р о п ы» туристов, экскурсантов, паломников, любителей изящных искусств, словесности и культуры… - «С улыбкой смотрит солнце, и путь не так велик. Пускай себе несется порожний грузовик, а мы с тобой охотно шагаем прямиком, и каждый поворот нам давно-давным знаком, знаком. Московские привычки развеяла гроза, в обратной электричке летят они назад. И мы по синим лужам шагаем босиком, нам этот путь давным-давно знаком. Старым путём. Милым путем в Звенигород, в Звенигород идём…».

… «Но более всего любовь к родному краю меня томила мучила и жгла… - признавался Сергей Есенин. – Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Популярная песня солидаризировалась с великим лириком: «Хороша страна Болгария, а России лучше нет». Чуткий к прекрасному, очевидному-невероятному Юрий Визбор

прогитарил нечто подобное: «Лучше нет для нас подарка, чем зелёная байдарка. У костра сидит Тамарка, режет ножиком хлеба. И волнует нас с тобою нечто очень голубое – то ли речка, то ли ночка, то ли общая судьба. Так давай споём про Нару, про Тамару, про гитару, и про речку нашу Нару, что, как девочка, бежит через рощи, через пущи, через нас с тобой плывущих, по смешному океану под названьем – наша жизнь».

Тенистая, приютившая подлещиков и окуньков, валуевская Ликова… Радужными туманами окутанная по утрам Красная Пахра… Вся из лунного серебра – Десна… Овеянная легендами, увенчанная кувшинками и лилиями, Нара… - «Лучше нет у нас призванья, чем бесплодные скитанья, чем наивные желанья собеседника понять. Но, весну предполагая, Томка веточкой играет, одновременно ругая невиновного меня. Лучше нету того свету, но туда охоты нету, если только кто с приветом, то, пожалуйста, вперёд! Были реки, были горы, будут новые просторы, и закончится нескоро наш байдарочный поход».

…Звёзды России… Звёзды над Пушкинской Россией («Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»)… Звёзды над Россией Лермонтовской и Тургеневской, Бунинской и Есенинской, Чайковской и Свиридовской… Таинственно, величаво, взыскующе светят звёзды. Светят века, светят тысячелетия. Под звездным покровом мироздания «спит земля в сиянье голубом», «и звезда с звездою говорит». Ночные звезды, звезды вечерние. Утренние и дневные звезды. Помните бунинское: «Ту звезду, что качалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду, - Огонёк, до рассвета мерцавший в пруде, - Я теперь в небесах никогда не найду…».

Звезды предчувствовали, предсказывали, радовались, печалились, гневались, одухотворялись, заинтересованно свидетельствуя жизненные пути-перепутья Пушкиных и Шереметьевых, Пущиных и Ростопчиных, Мусиных-Пушкиных и Вяземских, Дашковых и Буниных, Семёновых-Тяншанских, Сухово-Кобылиных, Циолковских.

Звёздный космос Прекрасного… Непостижимо-глубинный, чарующий, несказанный, трепетный мир метафорического образа, философского обобщения, художественной пластики: «В чарах звездного напева обомлели тополя»: «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».

Поэт другого поколения скажет: «Люди, люди! Высокие звёзды! Долететь бы мне только до вас…».

Движение времени… «Вечный зов» истории… Далёкое-близкое… - «Кремль зимний ночью над Москвой – рекой и городом Москвою – С крутой Ивановой главой и с тенью стен сторожевою. Кремль зимней ночью при луне, ты чуден древностью высокой и славен с нею наравне недавней памятью жестокой. Недавней памятью ночей, когда у западной заставы курились дымы блиндажей и пушки ухали устало; когда здесь были фронт и тыл, и в дачных рощах Подмосковья декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью. Кремль зимней ночью, на твоих стенах, бойницах, башнях, главах и свет преданий вековых, и свет недавней трудной славы»… Движение истории… Воспитание историей… - «На каждом камне с той зимы как будто знак неизгладимый всего того, чем жили мы в тревожный час земли родимой. Незримым заревом горят на каждом выступе старинном и Сталинград, и Ленинград, и знамя наше над Берлином. До дней далёких донеси то отраженье, гордый камень, и подвиг нынешней Руси да будет будущему в память! Да будет славой вековой он озарен, как ты луною, Кремль зимней ночью над Москвой-рекой и городом Москвою».

1.0x