Сообщество «Салон» 20:53 22 июля 2017

К социализму в гости

о Центре Авангарда на Шаболовке
8

"…Как будто

пришёл

к социализму в гости…".

Владимир Маяковский

"Рассказ литейщика Ивана Козырева

о вселении в новую квартиру"

В конце 1990-х я бегала по Москве и фотографировала памятники рационализма-конструктивизма 1920-х. Ползли мерзкие слухи, что градоначальство планирует всё и вся рушить, а на месте "непонятных" да ещё и десятилетиями не ремонтируемых домов-коробок возводить стекло-железные чертоги для бизнеса, шопинга и шейпинга — с многоярусными подземными гаражами, аквапарками да бутиками. Так сказать, для обновлённых россиян, скинувших ярмо большевизма, тоталитаризма и прочих таких "-измов". Проверить достоверность слухов я не могла, а поэтому старалась хотя бы запечатлеть все эти дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы. К счастью, жадная и волосатая "рука рынка" дотянулась не до всех шедевров русского авангарда и, надеюсь, их не коснётся даже пресловутая реновация. В 2016 году, несмотря на протесты общественности, была снесена уникальная АТС (автоматическая телефонная станция) на Покровском бульваре. Сооружение 1929 года, символизировавшее технологический прорыв молодой Страны Советов, тупо сравняли с почвой. Место — дорогое, а домик-то — невзрачный. Без колонн, балясин и лепнинки. Правда, не обошлось без полемики и скандала. Апологеты сноса подключили к делу топовых блогеров Живого Журнала, которые издавна славят-пиарят всё, что им оплачивает клиент (аналогия, думаю, понятна). Продажные борзописцы хором пели насчёт "никому не нужной развалюхи" и "безобразного прямоугольника в самом центре нашей дивной столицы". В комментариях, конечно, отмечались знатоки и любители искусств. Пытались воздействовать, спорить, увещевать. Но — как об стенку горох. Пустоголовые горе-блогеры только хамили и банили в ответ. Их понять легко — они рекламой пробавляются. Не ходить же на работу! Но, увы, большинство людей слабо разбираются в стилях и направлениях. Для них шедевры братьев Весниных, Мельникова, Ле Корбюзье — и впрямь "какие-то кубики с дырками". Жители конструктивистских построек часто не сознают, что обитают в исторически-ценном пространстве.

Итак, в 1998 году я фотографировала Шаболовку — жилой массив конца 1920-х годов, расположившийся у подножия Шуховской башни. Подобных мест в Москве несколько: Дубровка, Дангауэровка, улица Усачёва, однако Шаболовка — особенная. Её возводили, исходя из принципа "дёшево и красиво". По заданию Моссовета. Учитывалось всё: и солнечная сторона, и высота пролётов, и даже "психологическое восприятие архитектурных масс". То есть человеку должно быть комфортно — не только телу, но и душе. "Во — ширина! / Высота — во! / Проветрена, освещена и согрета", — как писал Владимир Маяковский в своём стихотворении про литейщика Ивана Козырева и его новую квартиру. Однако моё подозрительное фотографирование привлекло внимание местных пьяниц, которые буквально "ползли" за мной на почтительном расстоянии и внимательно следили за движениями фотоаппарата. В каком направлении могли рассуждать сии "внуки литейщика Ивана Козырева", которые явно не понимали: что интересного-то? Что фотографировать? Ни тебе штучек с завитушками, ни тебе каменных львов у парадного подъезда!.. Вероятно, думали недоброе. Отслеживаю кого? Фиксирую движения в окне? Меня обуял ужас, и я сбежала — дворами. Благо, расположение домов в жилмассиве Шаболовка — довольно затейливое. О чём это говорит? Люди должны знать и гордиться. Помнить. Осознавать. Русский авангард — единственный в своём роде — ценится на Западе как образец прорывного искусства XX столетия. Наши конструктивисты и супрематисты считаются зачинателями всего современного дизайна. Просвещать и освещать — без этого, увы, никак. В противном случае Иванов, родства не помнящих, подведут под хитрую новацию-прокламацию, объявив дома "ненужным хламом времён тоталитарного кошмара". Граждане, знающие истинную цену своим жилищам, никогда не отдадут свой мир под слом.

На Шаболовке создан Центр Авангарда (Серпуховский вал, 24 стр.2), больше напоминающий многофункциональный комплекс: тут и выставки, и лекции, и концерты. Идея — рассказ об архитектуре 1920-1930-х годов на примере зданий района. Но дом — это не только стены. Важна повседневность, историческая материальность. Чем жили? О чём мечтали? Здесь можно отыскать и образцы дверных ручек, и ёлочные украшения, и пышные альбомы с фотографиями. Устроители сообщают: "Экспозиция будет существовать в формате "in progress" и постоянно пополняться. Кроме того, она станет площадкой для дискуссий, встреч, круглых столов, посвящённых будущему района и сохранению его материального и нематериального наследия". Краеведческий музей — это сложно и тонко. В позднем СССР о них всё больше рапортовали. На деле там царила оловянная скучища, а экспонаты состояли из двух разделов: "Наш край в первобытно-общинную эпоху" и "Наш край после Революции", а потому сразу после сомнительных черепков шли фотографии местного камвольного комбината. Нынче краеведение сделалось модным. Возникают всевозможные лекционные точки, музейно-просветительские центры, интеллектуальные площадки на базе галерей и библиотек. Нельзя не отметить, что в этой сфере у нас прогресс, а уютный Центр Авангарда — тому подтверждение.

На стенде — история дома-коммуны по улице Лестева, дом № 18. В постреволюционное время эталонным обиталищем признаётся дом-коммуна. Светлое будущее — для бойцов-коллективистов: "Жить единым человечьим общежитьем". Примусам и тухлой обывательщине — война! Всё — вместе. Всё — по команде. Комнаты — аккуратные отсеки для сна. Бодрствование — в спаянном содружестве. Прекрасна и сама формула: "жилые ячейки". Великий Ле Корбюзье говорил о доме, как о "машине для жилья". Коммуна — это не только ячейки, но и целый комплекс услуг ("общественный блок") — столовая, ясли, рабочий клуб с библиотекой, спортзал. А ещё — летний кинотеатр и солярий на крыше. Предполагалось, что человек должен ежесекундно развиваться, а сибаритский, жвачный отдых — удел отсталых элементов и жирных нэпманов. Пришёл с работы? Не дрыхни! Беги в спортзал, библиотеку, на лекцию или — загорать на крышу. Не лежать, как бревно, а делать упражнения. На экспозиции можно увидеть фотографии и даже видеосюжеты, посвящённые быту коммун. Перед нами — юные и резвые комсомольцы, бегущие то в душ, то в столовую, то — на работу. Ощущается ярая свежесть и новизна.

В действительности всё было много сложнее, хотя бы потому, что хомо-сапиенс по своей сути — разумный индивидуалист и проявляет коллективность исключительно в работе и решении глобальных задач. Вот ребята сдают зарплату в общий котёл. Нам показывают список — на что пойдёт каждый рубль. Энтузиазм — по сюжету. А по жизни? Маловероятно. Впоследствии от коммун ушли, отказались в пользу традиции, а "жил-ячейки" превратились в знакомые нам коммунальные квартиры — с культом салфеточек, матрасов и борщей. Нормально! Сами проекты домов-коммун (они же — "школы коммунизма") остались в прошлом, как светлый и наивный образец социальной утопии. В музее можно увидеть встроенную мебель тех ячеек: полки, вешалки, ванные шкафчики, холодильные отсеки. Их нельзя было ни передвинуть, ни убрать, ни перевезти на новое место. Возбранялось и загромождение "чуждыми" баулами, привезёнными, например, из деревни. Стерильность и ранжир. Вспоминается замятинская фантасмагория, не ставшая реальностью. Кстати, в том же видеосюжете явлены будни Донского крематория — первого "гигиенического огненного кладбища", как это называли рабкоры и спецкоры. В принципе, сожжение усопших не было славянам внове: в языческие лета всё так и происходило. Но пугает здоровый, бодрый цинизм, с которым тогда говорилось о трупосожжении. Кадры беспристрастной хроники: люди, оказывается, могут наблюдать, как сгорает их родственник или товарищ. Зачем?! Демонстрируют и сгоревшие останки — крупным планом. Оторопь. Ступор. Такое стало возможно только в 1920 х, когда вершиной всего объявили "естественный биологизм" и при этом транслировалось отношение к человеку как к… механизму. Отработал — пожалуйте на свалку. И никаких сантиментов.

Вот — иная эра и другой настрой. Имперские-тридцатые. Даниловский универмаг — многоярусный дворец, витрина Страны Советов. (В 1940-м году он получит статус "Московского показательного универмага по торговле улучшенным ассортиментом товаров по особым ценам"). Аскетизм — в прошлом. Более того — он враждебен и ложен. Эксперименты — в топку. Жить стало лучше и особенно — веселее. От чересчур светлого будущего — с обобществлённым бытом и казёнщиной — отрешились в пользу привычных форм. Даниловский универмаг выглядит роскошно: в его прихотливых, но уверенных линиях ощущается влияние буржуйского стиля ар деко. Изысканность и точность. На этом фоне представляются белокурые статные "венеры" в белых платьях со слегка завышенной талией и кавалеры в широкоплечих двубортных пиджаках с белыми же брюками. Изумительной чёткости полукруглая лестница — от неё веет солидностью. Меж тем, здание универмага — динамично. Оно своим фасадом вторгается в пространство и напоминает корабль, несущийся по волнам. Экспозиция рассказывает нам об истории проекта и сложностях возведения.

Среди экспонатов есть много занятных вещиц. Дизайнерский (как сказали бы теперь) дверной номерок 1920-х годов — специфический шрифт, придуманный Сергеем Чехониным. Узнаваемый стиль первой половины 1920-х: острый, колючий, бойкий и резкий. Буквы-цифры, напоминающие не то серпы, не то какие-то узкие листья. Имеются и типичные для краеведческих музеев предметы: довоенные куклы, сапоги-унты (знаковая обувь в эпоху увлечения Северным полюсом), печатные издания, записные книжки, зонтики, чашки и плошки. Циркуль-измеритель Владимира Шухова, с именем которого связана судьба квартала. Впрочем, как уже упоминалось, экспозиция — in progress, то есть обновляется, живёт, эволюционирует. Прошлое нельзя изменить, но можно узнать о нём больше. Если мы, конечно, не хотим утратить право на будущее. Все — на Шаболовку, в гости к Социализму!

 

Cообщество
«Салон»
10 0 7 678
16 ноября 2017
Cообщество
«Салон»
2 1 8 074
Cообщество
«Салон»
5 1 7 871

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
23 июля 2017 в 04:49

Мне понравился ваш материал, прочел с интересом потому, как сам сижу на этой теме и внимательно прочитываю судьбу каждой вещи, через них открывается любой исторический план. И бывает так, что билет в коммунальную баню может поведать о времени много больше чем трактат иного ангажированного исторка.

Вот разве мне показалось, что описании быта и 20-х и 30-х вы отнеслись к событиям с излишней иронией, такое чувство, что вы так их и не поняли, не поверили в искренность перемен. Вы судили как житель XXI века, со своим знанием и своими стереотипами жизни.

Вот моя любимое детище фабрика-кухня, сколько на это чудо новой дизни вылили грязи, а сколько мусора вокруг такого прорыва в будущее как Общепит, его тарелок и вилок.

А за подсказку новой экспозиции спасибо. В ближайшее же время - посещу.

Творческих успехов!

23 июля 2017 в 06:06

Какая правильная планировка квартала. Внутри сквер с фонтаном, место для прогулок.
А эти дома переживут пластиковые новостройки. Которые не имеют архитектурного дизайна, но отлично горят, так как построены из пластика. У нас постоянно пожары. Причем горят несданные в эксплуатацию дома. И многоэтажки с лифтами вредны для здоровья граждан. Лифты постоянно ломаются, а попробуй доберись до 25 этажа с сумками.
Поэтому пятиэтажки - это лучшее изобретение жилищного строительства.

У нас тоже был такой двор. Но сегодня всё заставлено машинами. Домой трудно попасть.

24 июля 2017 в 00:40

В 2010 году выкладывал статью в Однако как раз о продуманности планировки, кажется 1953 года, одного райончика в два квартала. Но акцент ставил на его реставрации 2010 года "партией, которая работает" перед выборами. Так вот, половину из того, что было в этом районе заложено и архитектурно, и социально, не отремонтировали, а снесли. В том числе и фонтан. Дом Культуры закрыт и заброшен. Другие социальные объекты служат иным назначениям.

Возможно времена другие, другие цели и назначения. Но, где СССР брал средства на всё это грандиозное строительство, если у наших сегодняшних даже на ремонт не хватает?

25 июля 2017 в 16:41

Где СССР брал средства? - В народнохозяйственном планировании, когда учитывались не только потребности граждан, предприятий и населенных пунктов, но и очередность (приоритетность) их удовлетворения. Когда производство троллейбусов и автобусов было важнее производства легковых автомобилей
( расход ресурсов общества для перевозки одного человека на один километр в общественном транспорте намного меньше, чем в легковом). Когда платежный спрос граждан соответствовал ценам на товары и услуги, устанавливаемым и контролируемым властями. Когда не прибыль предприятия была главным критерием его эффективности, а выполнение плана производства конкретного товара, да еще с нормируемой себестоимостью.

23 июля 2017 в 07:03

Даже победа Стрелкова на дебатах была бы выгодна Навальному

1. Многие считают, что Стрелков победил Навального на дебатах - по темам Украины, коррупции и т.д. Я принципиально не буду анализировать, кто на самом деле победил по отдельным темам, потому что не в этом суть данных дебатов. Суть в том, кому выгодны эти дебаты в итоге - по большому счёту. Стратегически, а не тактически.

2. Даже если Стрелков победил где-то тактически, то стратегически повышение его рейтинга после этих дебатов выгодно Навальному по следующим причинам (поэтому он так вяло и нападал на Стрелкова):
а) Стрелков сможет эффективнее формировать патриотические настроения в пользу свержения Путина либералами (а шансов на перехват власти у патриотов всё равно не будет):
http://evolution-march.livejournal.com/1657629.html
б) Стрелков сможет эффективнее очищать улицу для Навального - отвлекая патриотов от неё под предлогом "перехвата власти потом":
http://evolution-march.livejournal.com/1638539.html
в) Соратники Стрелкова (Калашников, "Африка", Сороковой и т.д.) смогут эффективнее призывать ходить на митинги Навального:
http://evolution-march.livejournal.com/1633079.html

3. Кроме этого, Стрелкову будет легче оболванивать патриотов своей фальшивой "Третьей силой" - перекрывая путь Эволюционному Маршу как настоящей альтернативе и Болоту-2, и Поклонной-2:
http://evolution-march.livejournal.com/1625098.html
Если не будет Эволюционного Марша, то Навальный станет монополистом на оппозиционной улице.

4. Для того, чтобы понять это, нужно избавиться от поверхностности русского мышления, которая является основной причиной русских смут:
http://evolution-march.livejournal.com/1588403.html
Если вникнуть в суть этих дебатов, то станет понятно, что Навальный и Стрелков спорят по принципу "Милые бранятся - только тешатся". Стрелков критикует Навального по гей-принципу "Фу, противный!" (ругает, а сам так и льнёт, так и льнёт):
http://evolution-march.livejournal.com/1635594.html

5. Кстати, Стрелков удачно привёл аргумент о базисе и надстройке по теме коррупции - это же можно применить и к нему самому:
Базис - это общий политический фундамент Навального и Стрелкова "Смена курса со сменой власти" (Вторая сила):
http://evolution-march.livejournal.com/1659311.html
Надстройка - это их разногласия по текущим проблемам. Поэтому успех любой из сторон надстройки выгоден единому базису. А шансы на власть в рамках этого базиса - только у либералов (они уже наполовину в ней).
Как для борьбы с коррупцией нужно в корне менять систему, так и для борьбы с политическим блудом Стрелкова (и для выхода из тупика) нужно менять его концепцию "Третьей силы" (на "Смену курса без смены власти").

6. Но у Стрелова двойные стандарты - по отношению к себе "базисно-надстроечную" аргументацию он применять не хочет. Ведь тогда придётся и пойти на "грязные" компромиссы с Путиным (то ли дело с Навальным!), и бросить вызов своему деструктивному окружению, и признать правоту "шизика" Шнуровского. Последнее, видимо - самое невыносимое для Стрелкова и ему подобных. Ведь у них всё на понтах, причём, на данном дебатах - это понты моськи против слона:
http://evolution-march.livejournal.com/1659987.html
Кстати, некоторые считают, что Стрелков морально-психологически доминировал над Навальным. Наверное, они сделали этот по-русски поверхностный вывод на основании того, что Стрелков старательно изображал насмешливое лицо (в ФСБ, видно, этому учат - чтобы давить на лохов). Для настоящего доминирования такие детские ужимки не нужны.
Ай, моська, знать, она сильна,
Коль зрит с усмешкой на слона...

23 июля 2017 в 12:51

"Ай, моська, знать, она сильна,
Коль зрит с усмешкой на слона..."

Навальный - это зелёный слон !
http://rusvesna.su/news/1493401538

23 июля 2017 в 12:47

К социализму в гости : " Пришли гости глодать кости."
https://www.youtube.com/watch?v=fp9BPVf7IwY

23 июля 2017 в 17:36

Социализм не нуждается в защите.
Он своё показал, ушёл(был сдан)
и затаился до срока.
"А срока было сорок сороков"

АВАНГАРД претенциозен и частенько
безделушен.

Галине спасибо за труды.