Авторский блог Георгий Судовцев 01:37 24 января 2020

«Изменитесь — иначе вас ждёт смерть»

новая книга протоиерея Всеволода Чаплина "Накануне Армагеддона"

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. Накануне Армагеддона. Свобода. Жизнь. Будущее. — М.: Книжный мир, 2019. — 352 с.

Автор этой книги, как многим, надеюсь, известно, — не "простой" православный батюшка в сане митрофорного протоиерея, а один из самых оригинальных и спорных православных публицистов и писателей современности, одно перечисление регалий и наград которого может занять несколько страниц текста. С одним уточнением: многое из этого великолепия сегодня — уже былое, уже достояние прошлого. Из сущего сана отца Всеволода, насколько мне известно, пока не извергли, но многих церковных и общественных должностей лишили, так что он сегодня "в опале".

Не будем вдаваться в то, кто здесь прав и кто виноват, — в истории и вселенской, и русской Православной церкви было много спорных моментов, и некоторые из них остаются такими на протяжении веков. Тут порой даже не время решает — Вечность. Как говорится, кому многое дано, с того много и спросится. Испытание опалой и свободой, испытание "медными трубами", в том числе — раскалёнными, — одно из самых тяжёлых испытаний, которые могут выпасть на долю верующего человека, христианина.

И Всеволод Чаплин сейчас проходит через это испытание. В том числе — выпуская свои новые статьи и книги, в которых отстаивает всё то, во что продолжает верить. В качестве примера можно привести его авторское вступление к рецензируемой книге, из которой сразу становятся понятными, в чём он видит причины нынешней "опалы": «Вам нужно измениться. Вот так, дорогие господа, дамы, товарищи, друзья, френды, отцы, братья и сёстры! И об этом я говорю уже лет двадцать. Только нынешнее время — осевое, центральное. И перемены назрели — даже если кому-то их очень не хочется.

Ещё лет пять назад публика расслабленно потребляла "глянцевое" христианство — мало к чему обязывающее, теплохладное, не обжигающее и не леденящее, боящееся радикально изменить жизнь человека. Не смеющее повторить слова Христа, сказанные апостолу Петру, желавшему похоронить отца: "Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 22). Кто сегодня может сказать такое, например, богатым и влиятельным людям — "жене Дмитрия Петровича или самому Василь Василичу"? Да и простому обывателю — "заказчику религиозных услуг"?..

Сегодня христианин не может уповать только на власть и силу. Но ещё меньше он должен "подстраиваться" под мир, устроенный на безбожных началах. Ему не надо бежать в пещеры или превращаться в вечного бессильного нытика. Ему нужно сказать всем и каждому: изменитесь — иначе вас ждёт смерть. Вечная смерть.

Избежать её можно, только пересмотрев весь образ жизни современного человека — от привычных супружеских измен до стиля одежды, от политического устройства государств до нравственных рамок культуры.

Обо всём этом я попробовал здесь сказать в разных форматах — от строго теоретических эссе (для тех, кто хочет во всём дотошно разобраться) до футурологических рассказов и зарисовок под известным моим псевдонимом Арон Шемайер (для тех, кому будет достаточно картинок добра и зла, ожидаемых в ближайшем будущем).

Читайте, меняйтесь — или погибнете навсегда, увлекая в погибель других».

Почти с каждым словом здесь можно и даже хочется спорить: и о неизменности/изменяемости человеческой природы, и о многомерности Слова Божьего, которое полностью не вместить в себя ни одному человеку, ни одному народу, ни даже всему человечеству в целом, и о том, всегда ли и всякая ли власть — от Бога, любое ли изменение спасает душу от погибели, etc. etc.

Но вместо этого должно (даже должное зло много лучше недолжного добра), раз уж эта книга попадёт в ваши читательские руки, прочитать её и задуматься над тем кругом вопросов и проблем, которые "пеплом Клааса" стучат в сердце "ультрасовременного" русского православного священника, которым и по форме, и по факту является отец Всеволод Чаплин.

Например, маленькую повесть "Машо и медведи", которую можно определить как футуристический вариант русской народной сказки, спроецированной на "толерантное" и "киборгизованное" общество будущего, уже "не вполне человеческое" — из той части книги, которая обозначена хэштегом #СВОБОДАМИФ. Или давший название всей книге большой рассказ "После Армагеддона", включённый во вторую её часть, под хэштегом #СМЕРТЬ БЛАГО.

«— Теперь самое главное. Супергард мне объяснил, как выковырять приёмник импульсов, который отслеживает, где мы находимся. Вот участок на лбу, где он вживлён. Вот участок на правой руке. Пощупайте — чувствуете чип? Кто пойдёт со мной — берите ножик и вынимайте эту дрянь. Вот: раз, два. Три, четыре.

Гарды без особого труда послушно избавились от девайсов. И что же теперь, спросил себя Го. Вроде ничего не изменилось. И память осталась. И слова, и картинки, закачанные через импульс, остались при нём. Появилось только совсем неведомое ему чувство свободы — и понимание того, что он может идти, куда он сам решит. На посудину, так на посудину. В море, так в море. В Африку, так в Африку. Как уж получится.

Го, тихо напевая, пошёл в свой бокс собираться в дорогу. Что он пел? Пойди пойми… Ночью скачалось, да так и вертелось в мозгу. Шуберт — так, кажется, было написано в аннотации. "Ave Maria"…»

1.0x