ИЗЫСКАННАЯ ПРЯНОСТЬ ЕЛАБУГИ
Авторский блог Евпраксия Макошева 19:08 8 июля 2019

ИЗЫСКАННАЯ ПРЯНОСТЬ ЕЛАБУГИ

Когда-то этот городок назывался Трёхсвятным, а ещё раньше здесь жили исчезнувшие с лица земли булгарские племена. Отец художника Шишкина отыскал в Елабуге древнее городище восьмого века до нашей эры и построил огромное количество самостоятельно изобретённых разных моделей мельниц. Он выращивал хлеб в этом городке русских "олигархов" 18-19 веков. Ими считали богатых купьцов первой гильдии, населявших Елабугу. Профессия музыкантов серьёзной не считалась. А сегодня прославленные музыканты и виртуозы, известные во всём мире, открывают здесь пятидневный музыкальный фестиваль под открытым небом

 

 

 

                ИЗЫСКАННАЯ ПРЯНОСТЬ ЕЛАБУГИ
             Борис Березовский и фестивальное лето

   Лето. Раньше именно в эту пору все отправлялись отдыхать в горы, к реке или к морю. Сейчас все эти развлечения можно получить в любое время года. Но всё же, если бы сегодня меня спросили, куда я хочу поехать отдыхать летом, я бы поехала в Елабугу. Не потому, что там можно на сутки уехать на лошадях в Шишкинский лес или в окружённые реками и прудами поля и, - скучно не будет ни одной секунды. И не потому, что можно загорать и плавать в чистейшей Каме у места впадения в неё р.Тоймы, а если не нравится, можно сколько угодно рыбычить. И даже не потому, что в этом городе с тысячелетней историей вот уже целых сто пятьдесят лет, с того самого дня, когда отец знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, будучи городским главой, обнаружил могильник на древнейшем Елабужском городище VIII в. до н.э , на тридцати гектарах  которого академические учёные-археологи с тех пор постоянно ведут раскопки, а власти городские уже доказали властям московским, что Елабугу с её историческими строениями и церквями необходимо включить в известное всему миру "Золотое кольцо" туризма наряду с Ярославлем, Владимиром, Новгородом. А потому, что Елабуга не только внешне невероятно красива. Она красива внутренне, сердцами живущих в ней и притягивающихся к ней людей. Когда тебе рассказывают, как совсем недавно жители игрушечного стотысячного города всем миром вышли на улицы и стали ремонтировать, подкрашивать и чинить крыши, наличники или двери сохранившихся нетронутыми на протяжении столетий домов и улиц ради того, чтобы не отдать город под современное строительство, а превратить его центр в огромный музей древней русской культуры под открытым небом, это трогает душу. 
Пианист, известный всему миру, Борис Березовский, этим летом, с 10 по 14 июля во второй раз устраивает здесь международный музыкальный фестиваль под открытым небом и всё, что я теперь знаю о Елабуге, рассказал мне именно он:

-- Не случайно, наверное, здесь родились психиатр Иван Бехтерев, художник Шишкин, жила первая и единственная кавалер-дама Надежда Дурова, удостоенная за ратный подвиг главной русской награды, Георгиевского ордена. Здесь бывал и Александр Скрябин, произведения которого на плавающем вдоль берегов городов по Волге и Каме пароходе исполнял оркестр под управлением Сергея Кусевицкого. Однажды после удачного выступления оркестра в Казани прослышавшие об успешных концертах жители Елабуги просили поставить арфу перед оркестром, на авансцене. Для них это была диковинная невидаль в 1909 году, когда пароход ходил в своё первое музыкальное плавание. А в нынешнем, 2019м, на наш фестиваль в Елабугу приедет арфа из далёкой Ирландии. Ещё одна фестивальная арфа будет русской.
   После того, как Сергей Кусевицкий женился на дочери богатейшего русского купца - промышленника из Елабуги Наталье Ушковой и получил за ней в приданое огромное состояние, он перестал играть на контрабасе в оркестре Большого театра и создал свой оркестр. Он был издателем, дирижёром, меценатом, дружил с Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым, он был также одним из немногих, кто был чуток и сразу принял и оценил музыку великого Скрябина, понял её истоки. Кусевицкий не просто поддерживал Александра Николаевича материально, он исполнял его произведения в начале бурлившего двадцатого века в симфонических и фортепианных концертах вместе с музыкантами своего прославленного оркестра. На нашем фестивале, конечно, тоже прозвучат произведения Александра Николаевича. Кстати, совсем недавно в архиве Библиотеки Конгресса США, были обнаружены письма Кусевицкого из его переписки со Скрябиным. Многое в биографии  композитора теперь может быть дополнено новыми фактами и пересмотрено после издания переписки из этого архива.
   История последних дней жизни Марины Цветаевой печальна, но как ни странно, и она притянулась к этому городу. 

  В те времена, когда Елабуга ещё не была признана городом и называлась селением Трёхсвятным, её не смог взять в бою несостоявшийся крестьянский Царь Емельян Пугачёв. Осада длилась не один день, но ему так и не удалось сломить горожан и прорвать оборону. Это его поражение было решающим.
 В Елабуге можно увидеть развалины единственной  в мире уцелевшей древней булгарской мечети, копии уже исчезнувшей на века иранской, но только хоть сколько-нибудь сохранившейся. В 19 веке булгарскую башню отреставрировал отец художника Шишкина, Иван Васильевич. Башня стала символом города. Он тоже был человеком уникальным. Горожане избирали его на пост градоначальника несколько раз, называли его "вторым Кулибиным". И было за что. В начале восемнадцатого века в городах империи водопроводов почти нигде не было. В Елабуге отец Шишкина придумал и разработал концепцию деревянных водопроводных труб, которые несли воду в дома из родников. Когда он осуществил эту идею, решил и в Казани усовершенствовать городскую систему водоснабжения. Но там его блестящая задумка разбилась и чиновничью бюрократию. Да, он был знаменитым изобретателем, придумал и поставил огромное количество моделей мельниц и написал об этом книгу.
    Семья эта была удивительная. О самом художнике Шишкине елабужцы говаривали, что он ростом могуч, натурой величав, что одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен, что только в лесу он свободен,- там он хозяин». Сам Шишкин писал тогда, что не знает ничего прекраснее лесов, что лес — это жизнь. Он уходил с раннего утра, брал с собой еду для птиц и зверей, долго искал натуру, иногда выбирал её по нескольку дней, уходя очень далеко от города. А когда писал картины, накладывал в широкополую шляпу крошки еды и кормил редких птиц. Не боялся ни медведей, ни волков. Как-то прикормил волчицу. Она привыкла к нему настолько, что ела с рук. 

  Есть совершенно уникальная история о благотворном влиянии картин Шишкина, её рассказал участник эксперимента, учёный Александр Казакевич. Как-то в начале восьмидесятых, когда в музее в зале Шишкина работали советские микробиологи, наблюдавшие, насколько сильно микроорганизмы повредили и разрушили картины и нужно ли работать реставраторам, в обеденном перерыве кто-то из них поставил на стул перед картиной Шишкина "Корабельная роща" стакан молока да так и позабыл о нём. А через день все с удивлением обнаружили, что молоко не прокисло в течение жарких летних суток. Пытливые исследователи захотели повторить эксперимент, но расширить его границы. Они, поначалу шутя, решили поставить стаканы с молоком в небольшом зале с несколькими репродукциями разных известных художников. И вот тут-то шутки и окончились. Потому что через пару месяцев ежедневных экспериментов в результате лабораторных биохимических анализов оказалось,- быстрее всего молоко скисало перед картинами абстракционистов и модернистов: Дали, Кандинского, Пикассо, Малевича. Процесс окисления занимал считанные часы. Среднестандартный, нулевой“ результат, показали тогда картины Левитана, Айвазовского, Репина и Васнецова: молоко скисало в этом случае, при той же температуре и за то же время, что и в „контрольном“ стакане, который был установлен в зале без картин. Хороший результат продемонстрировали картины Поленова, Грабаря и Кустодиева. И, наконец, лучший результат по продолжительности сохранения молока свежим показали три картины: „Березовая роща“ Куинджи и две картины Шишкина,-  „Ручей в лесу“ и „Корабельная роща“. После этого эксперимента во всех кабинетах исследовательского института репродукции заменили: Дали и Пикассо отнесли в подвал, их место заняли Куинджи и Шишкин. Тоже самое по распоряжению осведомлённого начальства сделали сотрудники музея, где висели подлинники. О причинах таких перестановок и всякой там энергетической подоплёке в советское время никакие учёные говорить не решились бы. Но факт остаётся фактом, хочешь -не-хочешь, а размышления о святости, - художника ли, картин ли, или самого елабужского леса приходят в голову.

--- Борис, а как у Вас возникла сама мысль создать фестиваль в центре России?
--- Я сразу хочу сказать, что это не только моя заслуга. Это долгая история. 
  В Европе известные музыканты ежегодно играют на подобных фестивалях в Вербье во Франции, в Италии, в Германии, в Австрии. Летом музыкальная жизнь там бьёт ключом. Я, в общем, много лет пытаюсь создать нечто подобное и увлекательное в русском формате. Но о Елабуге до какого-то момента не думал. Определяющими стали мои встречи в Набережных Челнах с Игорем Лерманом. Он человек удивительной теплоты и искренности, а кроме того, он блестящий музыкант и педагог, вырастивший целое поколение учеников, руководитель камерного оркестра. Несмотря на то, что в местной филармонии средств всегда очень мало, он горит своим делом и постоянно приглашает питерских и московских музыкантов для выступлений. И я, и Саша Князев, и Никита Борисоглебский уже не один раз бывали там с концертами. В один из таких приездов Игорь познакомил нас с очень радушными местными властями и рассказал нам о местных достопримечательностях, - о развитой и очень современной нефтяной компании, которая ведёт добычу нефти каким-то очень современным экологичным герметичным способом, не загрязняя рек, а даже ещё и очищая их. О заводе, который выпускает известный всем, побеждающий в международных ралли в пустынях, КАМАЗ, погонять на котором на местных  гоночных трассах толпами приезжают лихие российские автомобилисты. О скоростной трамвайной линии, которая будет пущена от Набережных Челнов до Елабуги.  Конечно, о музее того же величайшего русского художника из богатой купеческой семьи, уже упомянутого сегодня мной, Иване Шишкине, в котором хранятся только оригиналы, много портретов, ведь Шишкин был знаменит не только своими изумительными пейзажами, он был прекрасным портретистом, графиком и учёным. Когда он перебрался учиться в Москву, много времени за работой проводил в Сокольниках, выписывая подробно каждый листик, каждый цветок растения для ботанического факультета московского университета. Слава Богу, его отец, наученный горьким опытом со старшим сыном, братом Ивана, которому патриархальная купеческая семья не позволила стать музыкантом, поддержал художественные начинания младшего сына, даже привозил ему книги по искусству живописи из московских поездок. Если подумать, всё могло обернуться иначе, и мир мог не узнать художника Ивана Шишкина. И никогда к его елабужскому Шишкинскому лесу ученики не пририсовали бы знаменитых мишек, пока он ходил за едой.
   Другими словами, когда елабужцы, челнинцы и Лерман показали мне все эти красоты, мысль о фестивале на Шишкинских прудах с видом на церквушки Елабуги не могла не прийти в мою голову. Тем не менее, я позже думал, что всё это останется на уровне приятных разговоров в приятном месте. Но через пару месяцев Игорь позвонил мне и сказал, что мэры Елабуги и Набережных Челнов обсудили вопрос с казанским руководством и нашли возможность организовать место проведения фестиваля и найти финансирование для приглашенных гостей. За дело тут же взялась команда профессионалов, они организовали пространство и сцену, зрительный зал под небом.
Всё вышло просто чудесно, даже лучше , чем мы могли предположить. Первый блин точно не вышел комом. 


--- Что в этом году будет организовано лучше, чем прежде? Кто приедет из тех, кого не было в прошлом году?

--- Начнём с тех, кто был, но не допел. В прошлом году, когда выступали Татьяна и Сергей Никитины, начался сильный ливень. Они пели прекрасно, но всё же дождь и гроза, внезапно налетевшие после исполнения Игорем Лерманом "Грозы" Вивальди, сильно пошумели, пытаясь их заглушить.  Поэтому, в этом году они просто обязаны были приехать снова, чтобы спеть на бис. 
Приедут молодые прекрасные пианисты, которых я разыскивал специально для своего нового проекта. Это и чудеснейшая Варвара Мягкова, записи которой покорили меня, когда я случайно услышал её в YouTube. Найти её было трудно, о ней нигде никакой информации не было, знакомые, которых я о ней расспрашивал, тоже ничего не слышали. Наконец, на глаза попалось объявление о том, что она набирает детишек, как репетитор. Этим я вероломно и воспользовался.
   Приедет очень талантливый Фёдор Орлов. Он будет играть Вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром В. Лютославсого-М. Богданова. Всем рекомендую его послушать.., приедет безусловно талантливая Анна Денисова.
   В этом году на фестивале впервые будет играть известнейший во всем мире валторнист Аркадий Шилклоппер и дуэт из Шотландии Крис Скаут( скрипка) и Катриона Маккей ( кёльтская арфа), ..виолончелист из Франции Анри Демаркет. Всех так и не перечислить.. Просто приезжайте, всё услышите сами.

--- А что за новый проект Вы сейчас упомянули?
--- Я в последнее время слышу очень многих исключительно одарённых молодых исполнителей, у которых, по разным причинам, нет возможности пробиться на большую сцену самостоятельно. В этой связи у меня возникла идея обсудить с директором  филармонии ряд концертов, где уже прославленные пианисты, например, Николай Луганский или Денис Мацуев, представляли бы публике таких талантливых и неизвестных исполнителей. 

--- И кого бы в этом проекте представили московским слушателям Вы сами?
--- Для начала, если речь о двоих, я бы предоставил сцену Варваре Мягковой и французскому пианисту Бертрану Шемайо. Я много раз с ним играл на европейских фестивалях, правда, не успел пока обсудить идею из-за занятости. Одно могу сказать,- как музыкант он великолепен.

--- Возращаясь к теме Елабуги. Как появилось в афише фестиваля имя Айгуль Хисматуллиной?
--- В какой-то степени и Айгуль, обладательница сильного и очень красивого по тембру голоса, и исполнители из Шотландии, и исполнители фольклорной музыки из "Сирина",- продолжение традиций другого моего фестиваля, "Музыка Земли". Айгуль тогда мне рекомендовали, как музыканта, лучше которого никто не справился бы с исполнением потрясающей музыки композитора, именем которого названа Казанская консерватория. Она родилась в пятнадцати километрах от Елабуги, это тоже сработало сейчас. Сегодня Айгуль солистка во владивостокской Мариинке.
Ирландцы тоже приезжали на самый первый конкурс "Музыки земли". Они потрясающие, мы не могли не подружиться. Потом, кёльтская арфа, сама по себе уже отдельный концерт! Уникальный волшебный инструмент.

--- Я заметила, что программа нынешнего фестиваля  выстроена несколько необычно.
--- Знаете, в XIX веке нигде не играли полностью концертов или симфоний какого-то одного композитора. Да и один исполнитель, даже очень знаменитый, не играл для публики весь вечер. В русской концертной традиции всё было иначе. Кто-то из музыкантов играл одну часть из концерта Бетховена, другой, скажем, флейтист, исполнял камерную музыку под аккомпонемент, дальше шёл вокальный номер Алябьева или Шуберта. И так далее. Я решил дать новую жизнь такому подходу. Мне кажется, это прозвучит свежо и интересно.
Потом, в один из фестивальных дней, будет звучать музыка Дебюсси и Равеля, джазовые композиции современных композиторов и произведения Скрябина. Я вообще давно заметил, что сочинения французских композиторов, по сути, джазовые, хоть в них и нет свингования, а гармонический строй многих сочинений Скрябина тоже имеет черты разложенных широко джазовых септ- или ноннаккордов. Они также прозрачны и чисты, на мой взгляд, как основные джазовые аккорды. Поэтому, мы не станем разделять строго джаз и классику. Мы дадим музыке этих авторов свободный полёт. Немного неба, настоящего скрябинского космоса. 

--- Кто будет играть Скрябина?
--- Тот, кто очень им сейчас увлечён. Организатор этого фестиваля.


--- Я два раза слышала в концертах Эвелину Березовскую, была совершенно очарована красотой извлекаемого звука, когда Эвелина играла Клементи и вторую сонату Рахманинова. Техническими возможностями, музыкальным вкусом и умом тоже. Приедет ли она на Ваш фестиваль? Я слышала от Маши, что она сейчас в Лондоне..
--- Конечно, она приедет. В Лондоне у неё была выставка картин. 
--- Очень интересно. Что же, получается, она разрывается между двумя дорогами жизни?
--- Ну конечно нет. Я считаю, что она рождена для того, чтобы быть пианисткой. На фестивале она будет играть Мессиана.

--- Борис, в нынешней ситуации вопрос не праздный. Какова цена билетов?
--- Вход на все концерты свободный. Я, Татьяна и Сергей Никитины, Никита Борисоглебский, Александр Гордон, Эвелина, Маша, Айгуль, ансамбль "Сирин" и все наши зарубежные гости ждём всех, кто любит быть счастливым, совершенно безвозмездно. Просто купите билеты, чтобы до этого счастья доехать.

 

С Борисом Березовским беседовала Евпраксия Макошьева

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой