Сообщество «Экономика» 10:55 1 апреля 2020

Из правого кармана — в левый

почему "Роснефть" продаёт активы в Венесуэле

28 марта компания "Роснефть" объявила о продаже всех своих активов, связанных с деятельностью в Венесуэле.

В сделке между «Роснефтью» и некоей российской государственной компанией, которая выступила в качестве покупателя, до сих пор неизвестна масса существенных деталей. Такая «закрытость» понятна и связана с ситуацией, сложившейся после 19 февраля 2020 года, когда две дочерние торговые компании «Роснефти» были включены в американский санкционный список.

Rosneft Trading и TNK Trading International после такого решения США уже столкнулись с массой проблем по реализации российской нефти, включая отказ нескольких небольших китайских покупателей от закупок через них. С Америкой никто не хотел связываться — тем более, что Белый дом пригрозил расширением своих санкций на любых контрагентов трейдеров «Роснефти». Не помогло даже то, что операции по поставке венесуэльской нефти в пользу «Роснефти» и её структурных подразделений, а также встречные поставки бензина в Венесуэлу осуществлялмсь в рамках заключённых ещё до введения американских санкций и уже предоплаченных договоров.

Как известно, на начало 2019 года задолженность венесуэльской компании PDVSA перед Россией составляла около 2,9 млрд. долл., а по итогам III квартала того же года она упала до 800 млн. долл. «Роснефть» зашла в Венесуэлу «по-крупному»: добыча «чёрного золота» на её проектах за последние годы росла, что косвенно свидетельствовало о серьёзных инвестициях в освоение месторождений. Кроме того, «Роснефть» осваивала в Венесуэле два крупных газовых месторождения на шельфе страны. Отказ от этих проектов означал не просто потерю прибылей и уже сделанных инвестиций плюс ухудшение социально-экономической ситуации в союзной России латиноамериканской стране. Он означал и смену власти в Каракасе, к чему открыто стремятся США, объявив свою марионетку Хуана Гуаидо «временным президентом» Венесуэлы и настаивая на его признании в этом качестве другими странами мира.

То есть проблема имела не только финансовое, но и политическое измерение. Поэтому в отношении венесуэльских активов и был сделан такой шаг: «Роснефть» решили полностью убрать из владельцев и выгодополучателей. Под описание «неназванной госкомпании», купившей у «Роснефти» венесуэльские активы, вполне подходит «Роснефтегаз», через который осуществляется контроль российского государства за «Роснефтью» — ему принадлежит 50% плюс одна акция. Но после обновления базы ЕГРЮЛ, произошедшей на днях, на эту роль появился более веротяный кандидат. В день официального объявления сделки, Российская Федерация в лице Росимущества учредила компанию «Росзарубежнефть». Особенно интересно, что учредительный капитал этого юридического лица составил 322,752 млрд. рублей, или около 4 млрд. долл. по текущему курсу. Такой капитал нельзя «нарисовать» — его можно или оплатить деньгами, или же заместить какими-то иными ценными активами.

Если предположить, что капитал «Росзарубежнефти» был оплачен 9,6% акций «Роснефти», то мы увидим замечательное совпадение: стоимость одной акции «Роснефти» была принята в 317 рублей, и эта цифра очень точно попадает в реальные котировки акций «Роснефти» на Московской бирже, которые продавались последние полгода по средней цене около 380 рублей, но теперь «похудели» до отметки в 303 рубля.

Таким образом, если данная догадка верна, то сделка с активами «Роснефти» выглядит следующим образом. «Роснефтегаз» входит в капитал «Росзарубежнефти», передавая ей 9,6% акций «Роснефти». После этого вновь организованная компания меняет акции «Роснефти» на её венесуэльские активы. И, наконец, «Роснефть» учитывает пакет в 9,6% акций как принадлежащий уже самой компании. Что произойдёт с этим пакетом в дальнейшем — отдельный вопрос. В принципе, «Роснефть» может использовать его в любых вариантах, вплоть до согласованного возврата в собственность российского государства взамен на какие-то активы внутри страны или заёмные денежные средства. Ведь баланс «Роснефти» в ближайшее время, на фоне сверхнизких цен на нефть, вряд ли будет лучиться оптимизмом.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос выхода из-под пресса американских санкций. Формально «Роснефть» и её «дочки» после закрытия венесуэльской сделки «чисты» перед американской Фемидой. Но, как показывает практика, это отнюдь не остановит США от введения новых ограничений, которые будут привязаны к какому-нибудь иному поводу. Ведь Вашингтон ведёт борьбу отнюдь не с отдельно взятой «Роснефть», а в целом — с Российской Федерацией. И здесь перекладывание Россией «нефтяного пистолета» из одного государственного кармана в другой, как мы понимаем, мало что решает. Американские ковбои будут стрелять в любом случае, как и положено по законам геополитического вестерна.

Cообщество
«Экономика»
1.0x