Авторский блог Василий Шахов 20:44 10 ноября 2017

Из переполненной Господним гневом чаши...-1

Духовность светская и духовность религиозная... Дистанц-лекторий МТОДУЗ В.В.Шахова (Троицк-в-Москве)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

Из переполненной Господним гневом чаши…-1

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

«ДВА ЕДИНСТВА». Ф. И. Тютчев.

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя

Всю расплещи!..

Н. А. Некрасов.

«ЧАШУ В С Е Л Е Н С К О Г О горя всю расплещи…»… - взыскующе-настойчиво взывает некрасовский автобиографический герой-повествователь. – «Из переполненной Господним гневом чаши кровь льётся через край и Запад тонет в ней. Кровь хлынет и на вас…» - содрогаясь от боли, мучительно размышляет-пророчествует тютчевский автобиографический повествователь.

«Буря бы грянула что ли? Чаша с краями полна…» - смятение «участника» первой революционной ситуации в России. Накануне первой революции 1905-1907 годов пассионарно настроенный автор (Кржижановский) переведёт с польского языка на русский язык решительное вопрошание: «Кто скажет буре: стой на месте? Чья власть на свете так сильна?». «Буря, скоро грянет буря!» - подтвердит «буревестник Революции» с мятежной Волги.

…Сергей Есенин в Университете Шанявского слушает лекцию профессора-культуролога Юрия Айхенвальда, автора «Этюдов о русских писателях». Вот прозвучало имя Александра Ивановича Левитова; оригинальная характеристика «народного заступника»: «…Левитов не был, подобно Горькому, буревестник, «черной молнии подобный», гордо реющий между тучами и морем и возвещающий, что будет буря. Левитов – это скромная, печальная чайка, низко-низко летающая над морем человеческого страдания, сама зачерпывающая своим крылом его волны, и тихо стонущая жалобным, трогательным, звенящим криком».

Левитов – «один из лучших лириков в прозе» (М.Горький). Ныне он – в числе незаслуженно забытых. Это была целая плеяда самобытных, недюжинных талантов: Глеб и Николай Успенские, Слепцов, Помяловский, Левитов, Воронов, Суриков, Решетников.

В.И. Ленин в статье «Случайные заметки» обратился к биографии Фёдора Михайловича Решетникова (1841-1871): «Лет тридцать пять тому назад с одним известным писателем Ф.М. Решетниковым, случилась неприятная история. Отправился он в С.-Петербурге в дворянское собрание, ошибочно воображая, что там дают концерт. Городовые не пустили его и прикрикнули:»Куда ты лезешь? Кто ты такой?»! – «Мастеровой!» - грубо отвечал рассердившийся Ф.М. Решетников. Результатом такого ответа, рассказывает Гл, было то, что Решетников ночевал в части, откуда вышел избитый, без денег и кольца. «Довожу об этом до сведения вашего превосходительства, - писал Решетников в прошении с.-петербургскому обер-полицмейстеру. – Я ничего не ищу. Я только об одном осмелюсь утруждать вас… Чтобы квартальные… не били народ…». Успенский

1.

ДУХОВНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РУССКОГО НАРОДА.

ЭНЕРГЕТИКА СВЕТСКОЙ ДУХОВНОСТИ

Итак, духовное и политическое здоровье характеризуют русский народ и русское государство, между тем как Европа - в духовном отношении - изжила уже то узкое религиозное понятие, которым она заменила вселенскую истину и достигла геркулесовых столбов, откуда надо пуститься или в безбрежный океан отрицания и сомнения, или возвратиться к светоносному Востоку; в политическом же отношении - дошла до непримиримого противоречия между требованиями выработанной всею ее жизнью личной свободы и сохраняющим на себе печать завоевания распределением собственности.

Николай Данилевский «Россия и Европа»

Итак, для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгара (желал бы прибавить и поляка),- после Бога и Его святой Церкви,- идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления - без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности.

Николай Данилевский «Россия и Европа»

В ближайшие месяцы и даже годы тема Революции, проблематика Революции, исторической судьбы русского народа - важнейшие и злободневнейшие.

ЭНЕРГЕТИКА СВЕТСКОЙ ДУХОВНОСТИ… Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо... Затруднился отец... Затруднилась мать... Затруднились тёти и дяди, дедушки и бабушки... Но пришли в выводу, что прав, тысячелетне прав древний мудрец: ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ... Прав был и, светлой памяти, интернационалист Расул Гамзатов: "Люди, люди! Высокие звёзды! Долететь бы мне только до вас..."

Уроки пращуров, дедичей и отчичей... Уроки классики... Нравственно-духовная преемственность поколений... Что такое хорошо и что такое плохо? "Вечные", "проклятые вопросы" быта, бытия, бытийности сиюминутной... Кому живётся хорошо и кому существуется - совсем плохо? Что есть Истина? Кто виноват? Что делать? Не будем легкомысленно и безответственно уповать, что Школа общеобразовательная выполнит за нас образование, просвещение, воспитание отроков и отроковиц...

Родительский Всеобуч... Человеком станешь лишь тогда, когда обогатишь свою индивидуальность духовными, нравственно-этическими энергиями тысячелетий... "Человек есть мера всех вещей" - прозрение Протагора. "Солнце, луна и звёзды - краса небес, цветы и ягоды - краса гор, краса государства - человек", - восточная мудрость. "Что за чудесное создание - Человек..."- шекспировское. "Конечный продукт развивающегося человечества есть прекрасный человек..."- гётевское. "И крестьянки чувствовать умеют..." - сделал "открытие" Карамзин. К душе, к сердцу, к разуму человеческому взывают Гомер и Конфуций, Владимир Красно Солнышко и Пушкин, Лермонтов и Тютчев, Тургенев и Лев Толстой, Достоевский и Бунин, Куприн и Леонид Андреев, Шолохов и Леонов, Твардовский и Рубцов...

Уроки духовности... Уроки нравственно-эстетического прозрения... Уроки художественно-психологической "диалектики души"... "Да ведают потомки православных..." - "В лесу, в горе родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты!" (Иван Бунин. 1905).

Когда входят в жизнь отроков и отроковиц нравственно-духовные уроки православной культуры? Вспоминая о детских годах, о первых уроках прекрасного и доброго, А.С. Пушкин называет самые яркие впечатления: "полные святыни словеса", "...чудесные творенья влекли... волшебною красой". Доброй наставницей его была бабушка Мария Алексеевна. Она жила в имении КОРЕНЕВЩИНЕ, в городах СОКОЛЬСКЕ и ЛИПЕЦКЕ, потом переехала в Москву, где родился ее внук, будущий великий поэт. Свою бабушку он с любовью называл "мамушкой моей": "Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет... Под образом простой ночник из глины Чуть освещал глубокие морщины"...

Нравственно-духовные уроки лермонтовской поэзии. Лермонтовская "Молитва": "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом...". Духовно-психологические и нравственно-философские уроки лермонтовской лирики. Ещё одна лермонтовская "Молитва": "Не обвиняй меня, Всесильный...". И ещё одна лермонтовскапя "Молитва":"В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко..."

Издайте массовым тиражом "Молитвы" русских писателей! Не Блюхера, не милорда глупого, не "дамские" авантюрности, а именно "Молитвы"! Да ещё со вступительными словами заветными - того же Проханова, того же Фефелова, того же Душенова, того же Валентина Сорокина, Крупина, непременно - Бондарева...

...Фёдор Тютчев: "Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать"... Тютчевские "Два единства", "Всё отнял у меня казнящий Бог...". Тончайшая, глубочайшая, лучезарнейшая, несказанно-врачующая " Ave Maria" Афанасия Фета... Фетовские заветы молодёжи (стихотворение 1859 года) - "Спешите, юноши, и верить, и любить...". Фетовская "музыка груди". Какая-то удивительно трепетная озаренность, высветленность, одухотворенность ("Молятся звезды, мерцают и рдеют, Молится месяц, плывя по лазури, Легкие тучки, свиваясь, не смеют С темной земли к нам притягивать бури. Видны им наши томленья и горе, Видны страстей неподсильные битвы, Слезы в алмазном трепещут их взоре - Все же безмолвно горят их молитвы"...

2.

«ЛЕГЕНДА О ЖИВОПИСЦЕ АЛКАЗЕ»

…Возвратимся же к сюжетно-фабульным линиям философско-психологического повествования Павла Боцу и Владимира Солоухина… Юный герой, художник-романтик – в трепетном ожидании свидания с любимой, с родными и близкими… Дорога к родному дому… Сенокосное цветоносно-радужное время… Синее, красное, оранжевое, изумрудное… - «Всю бы землю цветущую взял бы, как букет, завернул в небосвод»… И – чудовищно-безлюдное пепелище после кровавого «пиршества» янычар…

…Служба продолжается… Следует очередной приказ свирепого Хаджи-паши: за три дня и три ночи написать портрет одалистки – возлюбленной властителя. Грозное предупреждение: «А выйдет непохожей – обычай знаешь мой – заплатишь мне руками; и правою, и левой… Топор, палач и плаха – и обе их д о л о й»… Проходят первые сутки…

Что же запечатлелось на полотне?.. Любимый образ. Любимая невеста… Стоит Кристина в поле, а в небе – облака… Глаза сияют чудно, как бы сказать хотят… А небо золотисто, а небо изумрудно, и облака по небу, как лебеди, летят…

Но - неумолимо жесток приказ Хаджи-паши… Заплатишь мне руками… Замалёвана, загрунтована картина… Проходят и вторые сутки… И вновь: дорогой образ, любимая невеста… Стоит Кристина в поле, а в небе облака… Глаза сияют чудно, полураскрыты губы… Как бы сказать хотят… А солнце золотисто, а небо изумрудно; и облака по небу, как лебеди, летят… - Замалёвана, загрунтована картина…

Истекает последний третий день… И вновь: дорогой образ, любимая картина… Стоит Кристина в поле, а в небе облака… Глаза сияют чудно, полураскрыты губы, как бы сказать хотят… А солнце золотисто, а небо изумрудно; и облака по небу, как лебеди, летят… - «Сейчас мне бей отрубит и правую, и левую; и бросят мои руки в гнилой дворцовый ров…». И финальное: «ПОГУБЛЕН ЖИВОПИСЕЦ, БЕССМЕРТЕН ЖИВОПИСЕЦ»…

(продолжение следует)

1.0x