Авторский блог Александр Халдей 23:17 31 октября 2017

Историческая правота обывателя

На дворе стоит эпоха,

а в углу стоит кровать,

И когда мне с бабой плохо,

На эпоху мне плевать

И.Губерман, Гарики на каждый день.

Обывателя у нашей русской интеллигенции принято ругать. Обыватель - это ругательство, символ низости помыслов и убожества духа. Примитива вкусов и пошлости жизненных запросов. Обыватель - это биомасса, толпа, стадо. Обывателем быть стыдно.

Не стыдно быть героем. Прометеем. Джордано Бруно. Коперником. Декабристом. Жорж Санд. Идти на костёр за идеалы. Жертвовать собой ради прогресса человечества. Ради его освобождения от оков химер архаики прошлого и косности настоящего. От морали лицемерия и лицемерия морали. Русская интеллигенция, вечно мятущаяся и никогда не находящая земного счастья при полном отсутствии веры в потустороннюю жизнь, презирала обывателя и учила его разным правильным мыслям.

Обыватель долго слушал умную интеллигенцию, рассказывающую обывателю, какой он тёмный, глупый и примитивный. Какой он грубый и нечуткий. Несвободный и рабский. В плену у инстинктов и заблуждений. И обыватель поверил интеллигенции. Он поверил в то, что обыватель - это стыдно. Быть обывателем - хуже, чем быть злодеем. Злодей хотя бы не ничтожен, он бывает грандиозен в своём злодействе, а обыватель - мало того, что злодей, ибо не стремится к высокому и не мешает злу, но и ничтожный злодей. Зло, возведённое в степень. Всё зло в мире возможно не из-за злодеев, а из-за обывателя. Из-за его равнодушия и узколобости.

Обыватель согласился с тем, что интеллигенция знает, каким нужно быть настоящему человеку. Такому, каким его рисует интеллигенция. Бескомпромиссному. Смелому. Гордому. Возвышенному. Несгибаемому в области принципов. И обыватель пошёл за интеллигенцией в создаваемое ею общество.

Получилось неважно.

Революционеры изгадили идею революции.

Эволюционеры изгадили идею эволюции.

Демократы изгадили идеи равенства.

Либералы изгадили идею свободы.

Коммунисты изгадили идею труда и народовластия.

Социал-демократы изгадили идею социальной гармонии.

Националисты изгадили идею достоинства нации.

Атеисты изгадили идею торжества науки над предрассудками.

Верующие изгадили идею Царства Божия.

Язычники изгадили идею язычества.

Оккультисты изгладили идею магии и царства духов.

Монархисты изгадили идею Монархии.

Технократы изгадили идею Модерна.

Анархисты изгадили идею свободы от государства.

Государственники изгадили идею всеобщей ценности государства.

Экстрасенсы изгадили идею невидимого мира.

Учёные изгадили идею образования.

Альтернативные учёные изгадили идею критики учёных.

Властители изгадили идею власти.

И только военные не изгадили идею войны, потому что она и так была всем предельно гадкой. Воевать не хотел никто и никогда. Война как зло никогда не была темой для разногласий.

И стоит обыватель в растерянности, и не знает, куда ему теперь идти и кого слушать. Кому и в кого верить. Теории все оказываются сплошь ошибочными и даже страшными. Все их светлоликие создатели оказываются на поверку авантюристами и лжецами. Они ругают мирного обывателя, который никогда никому не причинил зла, и зовут его туда, где не оказывается ничего из того, что обещали. А когда обыватели доверчиво приходят туда, куда их звали учителя, оказывается, что так жить опять нельзя и надо снова каяться.

двойной клик - редактировать изображение

Обыватель устал каяться. Он предлагает теперь раскаяться интеллигенции. За обман, за глупость, за клевету на обывателя.

Но интеллигенция на то и лучшая часть человечества, что она знает - её идеи испортил обыватель. И потому ни в чём каяться не считает нужным. Обыватель в силу своего примитивизма и узколобости всегда искажает любую идею интеллигенции. Интеллигенция всегда знает, как лучше и всегда хочет, как лучше. Но обыватель всё портит. Он всё низводит до своих желудочно-кишечных проблем и превращает в убожество. В котором сам же и не может потом жить. Но обвиняет в этом почему-то интеллигенцию. Которой ничего не остаётся, как после очередного краха её старой утопии снова идти и сочинять новую. Которую обыватель опять изгадит. И обвинит опять во всём интеллигенцию.

Можно сказать, что обывателю и интеллигенции не повезло друг с другом.

Но обыватель начал догадываться, что хуже него может быть только интеллигенция. Всегда демократическая. Образованная. Бескомпромиссная и свободолюбивая. Не могущая поступаться принципами. Либеральная. Социалистическая. Национальная. Державная. Космополитическая. Любая. Обыватель начал требовать интеллигенцию к ответу. Что та с негодованием отвергает. Интеллигенция сбивается в стаи и пишет воззвания. Требует не допустить и прекратить. Сохранить и искоренить. Прекратить и начать. И услышать, наконец, её, так как она одна знает, как надо. И ничего, что будет кровь - а как без неё очистить этот мир от скверны обывательщины?

Обыватель начинает предъявлять претензии интеллигенции. Обыватели почувствовали свою историческую правоту. Они больше не хотят видеть связи там, где им указывает интеллигенция. Они не считают причины причиной следствий. Они не верят теориям и рецептам улучшения жизни. Не верят тем, кто ради истины толкает их на лишения. И обывателей поддерживает общество, ибо оно из них и состоит.

И это тот самый редкий случай, когда истина определяется арифметическим большинством.

Источник

1.0x