Автор: Александр Петров, кандидат экономических наук https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров,_Александр_Александрович_(писатель)
1. Инвестиции - источник роста ВВП.
По данным МВФ ВВП России по итогам 2018 года составил 1,57 трлн. долл. Это 12 результат в рейтинге крупнейших экономик мира. Доля страны в мировом ВВП составила 1,67 %. Наша главная проблема состоит в том, что мир ежегодно наращивает ВВП в среднем на 3,2 % , с 2013 года он вырос на 17, 2 %, наша страна упала за этот период на 1,7 %. ( Рис 1-2) При этом экономические ведомства вместо выяснения реальных причин нашей неспособности к росту, больше ссылаются на недостатки методики. Главной причиной падения ВВП является снижение производительности труда. Морально и физически изношенное оборудование не позволяет обеспечить ее рост. Нужны инвестиции в основной капитал. Стоимость инвестиций в основные фонды согласно методики является адекватной частью ВВП. Но по жизни инвестиции должны осуществляться только в том случае, если они позволяют получить дополнительный, сверх своей стоимости доход - прирост ВВП. Понятие "доход" в данном случае имеет широкое толкование.
двойной клик - редактировать изображение
Муниципалитет построил детский садик на 100 мест и в первый же год после его пуска мамы 100 детишек вышли на работу. Учитывая, что ВВП каждой страны растет за счет роста численности работающих и увеличения производительности их труда страна получила отдачу от инвестиций в короткие сроки. Для поступательного развития общества без конфликтов необходимо, чтобы все социальные категории граждан ощущали рост своего благосостояния ежегодно. Поэтому важно рассматривать инвестиции не только, как фактор прямого адекватного влияния на величину ВВП, но и инструмент его существенного наращивания сверх размера вложенных средств. Желательно, чтобы инвестиции окупались в кратчайшие сроки. Но с развитием производительных сил масштабы инвестиционных проектов непрерывно возрастают. Соответственно увеличиваются стоимость объектов, сроки их строительства, сроки окупаемости. Ярким примером этого является Крымский мост. Он подтвердил высокую способность руководства страны осуществлять отдельно взятый проект. Объект был чрезвычайно важен для страны, строители совершили подвиг. Стоимость объекта - 228 млрд. рублей, окупаемость по оценкам - – 20 лет. Представьте себе, что произойдет , если весь инвестиционный портфель страны в период шестилетнего правления страной В. Путина будет состоять из подобных объектов. Пресса будет непрерывно подогревать нашу гордость, тогда как граждане нынешнего поколения, обнаружив отсутствие роста доходов, проявят недовольство. Но и те, кто рождаются сегодня, став совершеннолетними, не оценят лишения своих родителей. С учетом изложенного важно определить требования не только к объему инвестиций, но и характеру инвестиционной политики. Ее главной целью должно быть ежегодное увеличение благосостояния населения и формирование базы для повышения качества жизни в будущем. Поэтому в инвестиционном портфеле должны находиться объекты как с короткими сроками окупаемости (завод с высокотехнологичными, высокооплачиваемыми рабочими местами, фабрика по выпуску высококачественных товаров народного потребления, детские сады) так и объекты со средними сроками ( жилье, электростанции Крымский мост, газопровод « Сила Сибири» и др. ). Я расположил эти объекты с учетом моего понимания их приоритетности. При этом нет необходимости напоминать о важности укрепления военного потенциала.
2. Критерии для оптимизации инвестиционного портфеля.
Какие могут быть количественные критерии по формированию инвестиционного портфеля соответствующего этому подходу. Возьмем пример практики мировых лидеров. Китай демонстрирует ежегодные темпы прироста ВВП на уровне 6,5% . При этом доля инвестиций в основные фонды составляет 25 % ВВП. Один процент инвестиций обеспечивает ему ежегодный рост ВВП на 0, 26%. В нашей стране доля инвестиций в основные фонды в ВВП в течение шести последних лет находилась стабильно на уровне 21%. Санкции не привели к ее снижению. Значит, ВВП России должен был ежегодно прирастать на 5, 2 % в год. Но он падал. Почему. Ответ один – специфика нашего инвестиционного портфеля. Он формировался в отрыве от задач роста производительности труда. Не будем брать во внимание хаос 90 -х. В начале века на нас начал капать дождь нефтедолларов, далее он превратился в ливень. Значительную часть валюты лидеры бизнеса вывезли из страны. Но куда мы направили оставшуюся часть. Если верить статистическим данным, то 21 % ВВП составляет 320 млрд. долл. Это - громадная сумма.
3. Инвестиции в имидж новой России.
В начале 21 -го века приоритет получили объекты, которые должны были сформировать высокий имидж новой России на мировой арене после трагических провалов прошлого века. Подготовка острова Русский к Форуму АТР, зимние Олимпийские игры в Сочи, создание супер стадионов к первенству мира по футболу. СМИ приводит информацию, что подготовку Владивостока к Форуму АТР было затрачено 21, 7 млрд. долл., на организацию игр в Сочи было потрачено 1, 5 трлн. рублей. Футбольный чемпионат обошелся стране в 688 млрд. рублей. При этом мы решили часть проблем по обустройству наших городов, но в целом понесли затраты, которые не сможем вернуть в среднесрочной перспективе. Мало того содержание данных объектов требует выделения значительных дополнительных средств. Мы не можем оценить, насколько возрос имидж России в мире после проведенных мероприятий, нет ясной программы капитализации этого прироста. В том числе, потому, что политические соперники, используя наши ошибки, постарались скомпрометировать достижения российских спортсменов. Поэтому оценки населения относительно обоснованности проведения в столь короткий период группы очень затратных мероприятий противоречивы. От полного восторга футбольных фанатов до обиды граждан, проживающих в ветхом жилье. Они считают, что программа переселения была урезана вследствие направления средств на указанные выше мероприятия.
После трагических 90 – х руководство страны объективно полагает, что его авторитет у населения занижен и старается его нарастить «великими свершениями». Успешное проведение названных выше программ мирового уровня заставляет публично объявлять о новых. Так сейчас в разработке в соответствии с майским Указами Президента РФ находиться 9 транспортных проектов общей стоимостью 6,5 трлн рублей. Вдумайтесь в эти цифры, они по стоимости в 28 раз превышают затраты на строительство Крымского моста. Несмотря на падение роста ВВП, к сожалению, сохранилась тенденция по проведению помпезных мероприятий, В наибольшей степени она проявляется в характере многочисленных федеральных и региональных Форумов. На каждом объявляются прорывы в инвестиционной сфере, большинство из которых в последующем не реализуются.
4. Инвестиции как плата за сговор в Беловежской пуще.
В годы, предшествующие распаду СССР, в ответ на требования руководителей отдельных республик по предоставлению суверенитета ряд известных писателей и политиков из РСФСР, а затем и первый Президент России высказали встречное требование о суверенитете России. Простота хуже воровства. Эти лидеры наивно считали, что характер экономических и политических связей между " братскими государствами" не изменится, экономика каждого будет процветать , и при этом все национальное богатство будет принадлежать его народу . Напомню знаменитый довод Президента Украины Л. Кравчука « Сегодня украинское сало съедают москали, а завтра оно будет нашим».Так вот после разрухи 90 – х годов последние 20 лет значительная часть инвестиций России направлена на компенсацию ущерба, нанесенного событиями 1991 года. Мы платим по долгам заговорщиков Беловежской пущи. Перечислю главные проекты. Обустройство новой государственной границы, передислокация войск, корректировка системы ПВО и ПРО, создание космодрома « Восточный», техническое перевооружение Армии. Это - в военной области.
В гражданской сфере затрат неизмеримо больше. Перенос железнодорожных путей с территории Украины, строительство газопроводов Ямал – Европа, Северный поток 1 - 2, Турецкий поток,строительство нефтепроводов до Финского залива, создание новых портовых сооружений на Балтике и на Черном море, строительство Крымского моста и 2 –х ТЭЦ мощностью 1 ГВТ. Стоимость этих объектов по ориентировочным оценкам может превышать 70 млрд. долларов. При этом они всего лишь компенсируют ранее действующие мощности в СССР, оставшиеся на территории бывших братских республик. Необходимость строительства данных объектов продиктована не экономической выгодой, а политическими причинами, потому при сохранении политической обстановки эксплуатация новых объектов не позволит нарастить объем экспорта, соответственно,не даст прироста ВВП страны против сложившегося уровня.
5. Инвестиции политической направленности должны давать доход.
Получая информацию СМИ о подобных инвестициях, мы попадаем под гипноз: « Раз причины капвложений политические, то нечего ожидать окупаемости и сомневаться в их целесообразности». Отчасти это справедливо. Политикой занимается высшее руководство страны. Оно обладает наибольшим объемом информации, знает стратегические намерения наших соседей. На основании этого формируется линия взаимоотношений с ними в политике и экономике. Но проблема нашей страны состоит в том , что у нас крайне ограничен набор инструментов для достижения наших политических целей. Газ стал практически единственным во взаимоотношениях с нашим главным соседом Украиной. Хозяйствующий субъект – Газпром, стал вершителем политики России. Несколько лет назад он принудил Ю. Тимошенко подписать договор на поставку газа Украине по очень высокой цене. В 2014 году соседу дали понять, что она будет вдвое снижена, если Украина примкнет к Таможенному союзу. Прогноз не оправдался. Под агрессивным воздействием США и ЕС Украина повернулась в их сторону, перестала вообще покупать у нас газ, добилась необоснованного признания ее претензий в Стокгольмском суде. Следовало бы помнить эти уроки. Но сейчас наши «ястребы» предлагают прекратить транзит газа через Украину. Заверяют, что это ослабит ее экономику, вызовет социальные конфликты, потерю интереса к ней со стороны ЕС. Они считают,что в этом случае Украина будет более покладиста во взаимоотношениях с Россией. Полагаю, что ястребы, ошибаются. Во – первых, при сложившемся уровне нашей экономики, близких к нулевым темпам роста ВВП мы не дождемся, когда в Украине сформируется протестный потенциал, способный изменить желание ее населения к сближению с ЕС. Протестующие группы украинцев будут « откачиваться» на работу в страны ЕС. Европа заинтересована с их помощью ослабить поток мигрантов с Африки. Во - вторых, снижение уровня жизни населения будет сопровождаться ростом его агрессивности по отношению к нашей стране со всеми последствиями. В третьих, ястребы из – за ограниченного политическими амбициями кругозора, толкают нас на конфликт регионального характера, тогда как для нашей страны более актуальны задачи неизмеримо большего масштаба. Россия должна выиграть битву на рынке газа ЕС и в ближайшие 30 лет не только сохранить свою долю, но существенно ее приумножить при одновременном росте объемов поставки . Есть основания ставить задачу о доведении объема экспорта газа из России до 250 млрд. куб. м. Умеренной ценой газа мы должны способствовать вытеснению из топливного баланса ЕС громадного количества угля , минимизировать поставки СПГ из США и Арабского Востока. Для ее решения у нас есть необходимые резервы мощностей по добыче газа и подачи его к границам России. Нам следует добиться высокого уровня независимости при его транспортировке во все « уголки» ЕС. Заменой украинских трубопроводов на Северный поток и Турецкий поток, мы «меняем шило на мыло» - уходим от конфликтов с Украиной, но попадаем в существенную зависимость от Германии и Турции. Это более сильные партнеры. Прекрасно, что с ними у нас сегодня конструктивные отношения. Но в прошлом они не всегда были «белыми и пушистыми» и для объектов со сроком эксплуатации 50 лет это необходимо учитывать. Политически некорректно чрезмерно усиливать главного объединителя Европы – Германию, помогая создать на ее территории распределительный пункт на объемы газа в 220 млрд.куб. м. , равные половине годового потребления газа Европой. В трубопроводных поставках газа в ЕС в будущем целесообразно опираться на всех имеющихся партнеров, сохранив мощности для транспортировки газа через Украину в объеме не менее 60 млрд. куб. м. Это можно оформить как подарок « нашему агенту влияния» в США - господину Трампу. В этом случае суммарные мощности газопроводов составят 245 млрд. куб. м. / год. Для атлантического побережья юга Европы целесообразно поставлять СПГ с Приморска и Ямала в объеме не менее25 млрд. куб. м. Наличие некоторого избытка мощностей по транспорту в данном случае оправдано. Во – первых, оно будет способствовать развитию конкуренции между партнерами по транзиту. Во вторых следует учитывать, что переход на подводные газопроводы порождает большие риски выхода их из строя вследствие техногенных явлений или террористических актов.
Эта программа может получить одобрение ЕС. Ее поддержку можно будет усилить мерами по либерализации экспорта газа из России. По всем факторам ситуация для этого созрела. Решениями ЕС Газпром лишен возможности «снимать пенки» за счет своего монопольного положения, Новатэк становится полноценным участником мирового рынка. Выпуск на рынок ЕС Роснефти и Лукойла с квотированными объемами не ослабит позиции России, но одновременно обесценят решения ЕС по третьему энергопакету в части загрузки газопроводов. Таким образом, политические факторы заставили нас осуществить в текущем десятилетии инвестиции, не дающие дохода и прироста ВВП, но рациональная политика в будущем может обеспечить не только полный возврат инвестиций, но и принести России громадные политические дивиденды.
Итак, существует два альтернативных подхода в конкретной сфере инвестиционной политики. Важно, чтобы обсуждение их не ограничивалось кабинетами Газпрома и Президента, а активно проводилось с ведущими специалистами в сфере экономики и политики. Для чего? Во – первых, для подготовки оптимального решения; во – вторых, для наработки практики согласования крупномасштабных политически мотивированных проектов компетентными структурами; в третьих , для того, чтобы избиратели перед президентскими выборами 2024 года могли оценить дееспособность власти решать сложные задачи.
6. Новые регионы - новые ошибки.
Мы рассмотрели крупномасштабные объекты, связанные с западными партнерами , инвестиции в которые в среднесрочной перспективе не приведут к приросту ВВП. На этом проблемы страны не заканчиваются. Практика показывает, что новые газовые проекты, созданные как инструмент нашей внешней политики на Востоке , пока не подтверждают свою высокую эффективность. Пресса много внимания в 2018 году уделяла проекту Ямал СПГ. При этом отсутствовал объективный анализ причин его создания. Никто не указывал, что рождение мегапроекта по производству 15 млн. тн. сжиженного природного газа ( далее СПГ) стало следствием монополии Газпрома на экспорт газа. Организатором проекта является компания Новатэк. Она в конце 90 – х. годов прошлого века первой приступила к освоению глубинных залежей газа и газового конденсата в Западной Сибири. Используя, созданную Газпромом газотранспортную инфраструктуру, Новатэк в короткие сроки вышел на годовой уровень добычи газа в 65млрд. куб. м. Неоднократно перед Правительством РФ компания ставила вопрос о предоставлении ей права на экспорт газа, с поставкой его в Западную Европу по трубопроводам, но получала отказ. Газпром считал, что появление на данном рынке новых игроков приведет к обрушению цен. Новатэк, во избежание этого, предлагал схему продажи газа через Газпром , как комиссионера, но вновь получил отказ монополии, подтвержденный Правительством. Имея запрет на экспорт трубопроводного газа , компания, нарастившая на волне прошлых успехов громадный творческий потенциал и амбиции , захотела стать влиятельным игроком на мировом рынке газа. Ее усилия поддержало государство. По инициативе руководства Новатэк в Закон об экспорте природного газа была внесена поправка, разрешающая производителям СПГ осуществлять его экспорт самостоятельно. В августе 2013 года Правительство РФ приняло Постановление об установлении таможенной экспортной пошлины на природный газ, который должен экспортироваться в виде СПГ, в размере 0 процентов. При этом на природный газ, транспортируемый за рубеж по трубопроводам, пошлина составляла 30 % от контрактной стоимости. Предприятия Ямал СПГ также освобождалось от уплаты НДПИ на природный газ, налога на имущество. Налог на прибыль для него был снижен с 18% до 13,5 %. Этот набор льгот дополнялся тем, что газовый конденсат, добываемый Новатэк совместно с природным газом на Ямале, был освобожден от уплаты НДПИ и экспортной пошлины. Трудно сказать насколько эти меры соответствуют требованиям ФЗ " О защите конкуренции" и положениям ВТО. Полагаю, что эти вопросы возникнут.
В декабре 2013 года, когда мировые цены на нефть достигли исторического максимума в 115 долл. / баррель, Новатэк принял главное инвестиционное решение о строительстве на побережье Ямала завода по переработке природного газа в СПГ мощностью в 15 млн. тн. Одновременно должны были создаваться мощности по добыче для него газа в объеме 21 млрд. куб. м. Стоимость инвестиций, без учета капитальных затрат на транспортную схему по морской доставки СПГ, оценивалась в 27 млрд. долларов. Эти затраты необычно велики для проектов подобной мощности. При определении окупаемости проекта расчеты опирались на действующие цены для рынков газа АТР и ЕС. В первом случае, в связи с выводом из эксплуатации атомных электростанций в Японии, цены находились на уровне 531 долл. / 1000куб. метров. Во втором, – 350 долл.
Проект Ямал СПГ создал конфликт интересов двух лидеров газовой отрасли. Еще с конца 90 – х годов там же, на полуострове Ямал, Газпром активно вел строительные работы по освоению Бованенковского месторождения с уникальной годовой мощностью в 115 млрд. куб. м. К 2013 году они вступили в завершающую стадию. Для транспортировки этих объемов в ЕС на первом этапе была построена сеть сухопутных магистральных газопроводов "Ямал – Европа" с подачей газа в ЕС через Республику Беларусь. На втором этапе были подготовлены проекты Северный поток 1 и 2. Северный поток 1 был успешно введен в работу в 2011 году, Северный поток 2 находится сейчас на завершающей стадии строительства. Стоимость только подводной части обоих потоков оценивается в сумму 15 млрд. долл. Освоение Бованенковского месторождения планировалось, исходя из сложившихся в начале века ожиданий , что годовой экспорт газа в Европу из России возрастет со 170 до 300 млрд. куб. м. Однако, из – за существенного снижения стоимости американского угля, вытесненного в Европу из США сланцевым газом, и наращивания мощностей ВИЭ потребление газа в ЕС в 2012 году сохранилось на уровне 2006 года. Мощности Бованенковского месторождения в объеме 115 млрд. куб. м. стали избыточными для Газпрома и для России. В целях их своевременного освоения пришлось сокращать в добычу газа в Уренгое и Ямбурге. Вложенные инвестиции не дают полной отдачи.
Создание промыслов и завода СПГ на Ямале компанией Новатэк в этих условиях популярно обосновывалось следующими доводами : - большая часть газа с Ямал СПГ должна поступать в Китай; - с глобальным потеплением появиться возможность круглогодичной транспортировки СПГ с Ямала в Китай через Берингов пролив; - цены на рынке АТР существенно превышают цены европейского рынка.
Эти доводы не сняли конфликта интересов, при этом последующие политические события еще более их усилили. В мае 2014 года Газпром под их давлением заключил контракт на поставку газа по проекту «Сила Сибири». Он предусматривал продажу природного газа на сумму 400 млрд. долл. с новых месторождений Якутии и Иркутской области. Ориентировочные объемы годовой поставки должны будут составлять 35 млрд. куб. м. В период заключения контракта СМИ указывали, что « базовая цена газа» находиться на уровне 380 – 390 долл. за 1000куб. м. При этом ее соотносили с ценой нефти в тот период 110 долл. / баррель. Стоимость всего проекта, включая промыслы по добыче газа и Амурский ГПЗ , с учетом курса доллара в 2018 году оценивалась в 38, 46 млрд. долл. Газ должен прийти на Северо – Восток Китая, то есть в зону наиболее выигрышную для поставок газа с Ямал СПГ при его транспортировке через Берингов пролив. По заявлениям руководства Газпрома поставки начнутся в начале декабря 2019 года.
Завод Ямал СПГ создавался на основе проекта французской фирмы Текнип с использованием основного технологического оборудования и металлоконструкций китайского производства. Поставками инжинеринга и оборудования иностранные собственники Ямал СПГ снизили свои риски. Объект был введен в плановые сроки – декабрь 2017 года. Строительные работы на 2 – ой и 3 –ей линиях были проведены с опережение графика, что позволило уже к началу февраля 2019 года отгрузить 10 млн. тн. СПГ. С позиции организации строительства и пуска крупномасштабных объектов глава Новатэк - потомственный строитель Л. Михельсон, подтвердил свою высочайшую квалификацию. Но этого оказалось недостаточно для полного успеха проекта.
Его идеологи, как и специалисты Газпрома, не учли вероятность существенного колебания цен на нефть и газ. Падение началось в августе 2014 года , через восемь месяцев после принятия главного инвестиционного решения по проекту Ямал СПГ руководством Новатэк . К январю 2015 года цены на нефть Брент снизились со 115 до 50 долл. / баррель. Цены на газ, привязанные к долгосрочным контрактам, соответственно упали более чем в два раза.
Изменения в ледовой обстановке наблюдаются, но с их учетом транспортировку СПГ через Берингов пролив пока можно осуществлять только в течение 4 месяцев. В остальной период года маршрут в Китай должен пролегать вокруг Европы и через Суэцкий канал. Маршрут через Европу на 16 тыс. км.длиннее маршрута через Берингов пролив. При этом для безопасной транспортировки СПГ по Северному морскому пути в обоих вариантах необходимо использовать танкера ледового класса, дедвейт которых в два раза меньше характеристик стандартных судов.. Возникла необходимость строительства завода «Звезда» по изготовлению специальных танкеров СПГ. Положительно, что эту трудную миссию взяла на себя Роснефть. Пресса сообщает о необходимости выделения заводу громадных дотаций на каждое построенное судно. Для перегрузки СПГ с танкеров СПГ ледового класса на обычные на Кольском полуострове и на Камчатке дополнительно потребовалось строительство терминалов. По оценкам в создание схемы по транспортировке СПГ потребуются дополнительные инвестиции в размере до 10 млрд. долл.
Снижение цены газа в АТР за период с 2013 по 2018 с 531 долл. до 169,2 долл., то есть на 362,2 долл. / 1000куб. м. породили риски того, что помощь в виде освобождения от налогов, которую оказало государство проекту Ямал СПГ, может оказаться недостаточной для его стабильного функционирования. Масштабы рисков могут существенно возрасти с началом поставок в Китай газа Газпрома по газопроводу Сила Сибири.
Снижение цен на газ в АТР ставит в сложную ситуацию и Газпром.по расчетам падение цены на нефть в АТР с 115 до 50, 5 долл. / баррель может привести к пропорциональному снижению контрактной цены газа, транспортируемого по газопровода Сила Сибири. При этом возникнут трудности с погашением связанным с ним кредитов.
Необходимо также принимать во внимание вероятность того, что в связи с падением в АТР цен на СПГ его ведущие мировые производители переведут часть потоков на Европейский рынок. Это вызовет дополнительное снижение спотовых цен. При этом газ Газпрома, законтрактованный по долгосрочным договорам, будет приниматься потребителями по остаточному принципу. Потребители через суд потребуют снижения контрактных цен до уровня спотовых. Запуск газопроводов Северный поток 2 и Турецкий поток без принятия мер по замещению угля в ЕС не приведет к росту объемов продажи газа. Общая задолженность Газпрома в размере 53,2 млрд. долларов существенно снизит его финансовую устойчивость. Для ее сохранения потребуется более высокими темпами повышать цену газа на внутреннем рынке.
Крайне тревожные сигналы поступают уже поступают. Руководство Новатэк 03.04.2019г. через газету Коммерсант сообщило, что оно вынуждено из – за дальности транспортировки СПГ до Китая и дефицита танкеров продавать газ в ЕС по цене в два раза ниже рыночной. – 112 долл. / 1000куб. м. При этом корреспондент с энтузиазмом сообщает, что корпорация испортила бизнес американцам, игнорируя тот факт, что рынок ЕС является главным источником доходов Газпрома, с которых он исправно платит все налоги государству.
Предупреждением об этих главных рисках не исчерпывается озабоченность специалистов отрасли по будущей ситуации. Руководство Новатэк заявляет о желании выйти на уровень производства СПГ 70 млн. тн . / год. При этом они успокаивают общественность, что освобождение от налогов для новых проектов должно осуществляться только в пределах льгот, принятых для Ямал СПГ. Насколько это оправдано? Пресса публикует громкие сообщения о привлечении в проект Арктик 2 инвесторов из Франции и Саудовской Аравии. Но общественность России, которая своими налогами помогла Новатэк, еще не получила годовой отчет о работе Ямал СПГ. Отсутствует также технико – экономический анализ доходности этого проекта при сохранении текущих низких цен на газ на рынках АТР и ЕС. Неизвестна комплексная оценка рисков по надежности работы оборудования в условиях Ямала, изменению техногенной ситуации при интенсивной добыче газа на полуострове, влиянию глобального потепления на вечную мерзлоту и строительные конструкции.
Особая необходимость проработки этих вопросов связана с тем, что руководители - собственники проекта входят в ближайшее окружение Президента В. Путина. При этом наряду с ними владельцами Ямал СПГ более чем на 40% являются иностранные компании. Они же являются получателями значительных налоговых освобождений. Планируется эту же структуру собственности повторить на Арктик СПГ. Замалчивание этих особенностей порождает ненужные слухи . Складывается новая крупномасштабная форма частно – государственного партнерства и важно придать ей публичность для выработки оптимальных условий. Исходить надо из того, что самые богатые граждане России не выводят капиталы в офшор, а вкладывают их в уникальные проекты, определяющие будущее не только газовой отрасли , но и программы освоения Арктики. Поэтому государство должно помогать им. Но подобная форма сотрудничества обязывает участников проекта обеспечить его безусловную экономическую эффективность. И поэтому оценка рисков должна быть комплексной и всесторонней. Государство не имеет право финансируемый им проект полностью передоверять бизнесу. Оно должно все его детали подвергнуть своей ревизии с привлечением независимых экспертов.
Следует отметить, что Роснефть избежала подобных проблем на территории Российской Федерации, при этом у компании возникли существенные трудности по окупаемости инвестиций в Венесуэле и Иракском Курдистане. Рынок также негативно оценил ее сделку по приобретению 100% акций ТНК – БП. На 14.06 2006 года капитализация компании фиксировалась на уровне 79,8 млрд. долл. В 2013 году в основном на заемные средства за 55млрд. долл. была приобретена компания ТНК –БП.После сделки капитализация Роснефти возросла до 96 млрд. долл., но в последствии, после падения цен на нефть и обвала курса рубля,капитализация снизилась до 35,6 млрд. долл. В настоящее время она составляет 68, 2 млрд. долл., то есть, ниже уровня 2006 года на 10, 6 млрд. долл. При этом текущие цены на нефть превысили цены 2006 года. Методика для расчета эффективности затрат в 55 млрд. долл. на приобретение БП нам неизвестна. Есть информация, что сумма, полученная российским совладельцами, ушла за границу. Вслед за ней последовали и бенефициары сделки, став налогоплательщиками Великобритании.
Завершая данный раздел, важно отметить, что три ведущие корпорации страны каждая по своему допустили ошибки одного характера. Их руководство приняло решение о реализации дорогостоящих суперпроектов ( Новатэк - 37 млрд. долл., Роснефть -55,2 млрд. долл.. Газпром - 38,46 млрд. долл. ) на пике мировых цен на нефть за несколько месяцев до их обвала. Это указывает на то, что наша страна - крупнейший мировой экспортер углеводородов не имела в 2013 году компетенции по ни по стабилизации мировых цен, ни по прогнозу их динамики даже на краткосрочную перспективу. В последние годы мы несколько исправили ситуацию но по - прежнему, продолжаем в экспортных операциях ориентироваться на ценовые индикаторы наших политических соперников. Для решения данной проблемы у нашего руководства нет понимания ее важности.
7. Нельзя класть все яйца в одну корзину.
С учетом данных выводов надо признать, что в области геологической разведки мы необоснованно много уделили внимание Ямалу, тогда как более актуальной задачей для прироста запасов на ближайшие годы являлось исследование Дальнего Востока . Именно в зонах Тихого и Индийского океана спрос на газ будет расти максимальными темпами.
Забота о получении максимальных доходов при минимальном изъятии природных ресурсов и ограничении инвестиций обязывают нас с большим вниманием отнестись к программе экономии газа на внутреннем рынке. Пришло время, когда ее реализация в наибольшей степени нужна производителям газа. По оценкам ученых потенциал экономии составляет 200 млрд. куб. м. / год (потребление 450 млрд. куб. м.). При этом для экономии 1000куб.м. газа требуется затрат в три раза меньше, чем для организации его добычи и доставки. Снижение удельных расходов газа на выпуск продукции, позволит сформировать оптимальный график сближения цен на газ с показателями ЕС. Важно отметить, что успех в задействовании потенциала экономии в наибольшей степени зависит от предприятий ТЭКа и ЖКХ.
Существенного прироста доходности от добычи газа страна могла бы получить за счет увеличения объемов его переработки в химическую продукцию и минеральные удобрения с расположением заводов в портах или на границах с сопредельными государствами. Однако намеченные программы не отвечают нашим возможностям и при этом сроки их осуществления переносятся.
8. Газовая отрасль и электроэнергетика – два сапога, пара.
Ранее указывалось, что в газовой отрасли сформировался громадный профицит мощностей по добыче и транспортировке газа. Необходимо признать, что причинами этого являются завышенные ожидания по объемам поставок газа в ЕС и избыточный объем заказа газа российской электроэнергетикой под вновь вводимые станции по договорам на поставку мощности ( ДПМ). Аналогичное наблюдается по заказам угля. В строительство электростанций было вложено 1122млрд. руб. При этом к настоящему моменту выяснилось, что значительная часть этих инвестиций не дают отдачи и ложатся бременем на промышленность. Так газета « Коммерсант» от 2 апреля 2018 года представила следующую информацию. Коэффициент использования установленной мощности ( КИУМ) для новых объектов угольной генерации составил по итогам 2018 года в Европейской части России 27%, в Сибири 48%, для объектов газовой генерации соответственно 43% и 9%. При этом общий показатель загрузки ТЭС в России снизился до 46 %. Объем платежей промышленных предприятий за мощность непрерывно растет с существенным опережением роста потребления. В 2018 году он вырос на 8, 6 % , до 269, 34 млрд. руб. Эксперты считают, что избыточные мощности снизили стимулы по качественному обслуживанию станций, так как их простой полностью оплачиваются потребителями. Имеются оценки, согласно которым из общей мощности 227 ГВТ без потери надежности энергоснабжения можно было бы вывести мощности в размере 53 ГВТ.С учетом данного анализа целесообразно осуществить ревизию инвестиционной политики ТЭК с предоставлением « права голоса» в ее формировании ассоциациям промышленных потребителей.
9. Нужно ли Москве копировать Нью - Йорк.
В предыдущей части доклада показаны проблемы с низкой доходностью промышленных инвестиций. Но инвестиционная политика рынка, подогреваемая среднесрочными запросами за прошедшие 30 лет привела к большим потерям и в непроизводственной сфере. Мы возвели чиновника, торгового менеджера компаний, банковского служащего в особый класс, значительно нарастили его численность и создали комфортные условия.
Для этих целей мы в дополнение к зданиям министерств СССР выстроили свой Уолл- стрит в виде нескольких десятков небоскребов в Москва – Сити, громадного количества бизнес центров по всей Москве. Газпром для того, чтобы подчеркнуть свой особый статус, выстроил небоскребы и в Москве и в Питере.Заполнение этих зданий потребовало существенного наращивания высокооплачиваемой армии чиновников и обслуживающего персонала. При этом следует отметить, что все эти процессы сопровождались разорением и передачей под офисы производственных площадей промышленных предприятий, которые ранее были гордостью не только Москвы, но и всей страны: Трехгорка, Красная Роза, Фабрика им. Свердлова. Этот процесс активно развивался в период до 2014 года. С падением цен на нефть выяснилось, что значительная часть зданий Москва – Сити останется незаполненной. Как всегда, на помощь бизнесу пришло государство. Оно приняло решение переселить свои ведомства в пустующие башни Москва – Сити. В последние годы стало ясно, что численность чиновников корпораций и ведомств сильно завышена и в ближайшие годы ее необходимо существенно сокращать. Мы понесли убытки при ликвидации предприятий, создании офисов для армии сотрудников. Придется дополнительно потратится на обеспечение их рабочими местами производственного характера. То же можно сказать о строительстве явно избыточного количества торгово – развлекательных центров и их персонале Облик столицы, должен отражать уровень благополучия всей страны, судьба Петербурга в 1917 году нас ничему не научила.
9. Строительство жилья: в технологии - прогресс, в организации - проблемы.
Свой доклад хотел бы завершить анализом ситуации со строительством жилья. В 2018 году планом РФ составленном на основании майских 2012 года Указов предусматривался ввод 86 млн. кв. м. жилья. При условной стоимости одного кв. метра жилья в 1тыс долл. инвестиции должны были составить 86 млрд. долл. в год. Столь громадная величина требовала повышенного внимания к этой программе. По факту ввод жилья в 2018 году составил 75 млн. кв. м. При этом по данным на 01.01. 2019 число обманутых дольщиков выросло до 30 тыс. ед. По данным « Инком – Недвижимость» доля низколиквидных квартир на рынке новостроек столичного региона выросла за два года с 8 до 20 процентов от общего объема предложения. Аналитики компании « Метриум» подчеркивают, что в некоторых жилых комплексах доля невостребованных квартир достигает 60 %. Эти проблемы создают труднопреодолимое препятствие по выполнению майского 2018 года Указа Президента – выйти на уровень ввода жилья 120 млн. кв. м. в год.
При этом характер размещения новых объектов исключает возможность быстрой трансформации дополнительной жилплощади в рост производительности труда проживающих и возрастание на этой основе ВВП страны. Наоборот, он порождает потребность в дополнительных затратах. Значительная часть жилого фонда России создается в Москве и Московской области. К «старой» Москве пришлось прирезать территорию нескольких районов Московской области. В создаваемый громадный мегаполис «съезжается» наиболее дееспособная часть населения всей страны. Опустошаются российские города, затрачиваются громадные средства на создание новой коммунальной и социальной инфраструктуры. При этом приезжие ориентируются на работу в офисно – торговой сфере Москвы, которая имеет тенденцию к сокращению. В ближайшие годы потребуются значительные средства для создания рядом с новостройками промышленных предприятий. Сложная ситуация возникла в коттеджном сегменте. Затрачены громадные средства на строительство домов с площадью 300- 1200 кв м., содержание которых обременяет владельцев. На рекламных щитах по Рублево – Успенскому шоссе в 2016 году одна из контор в подтверждение своей значимости указывала, что в ее в портфеле для продажи имеется более 700 готовых для проживания коттеджей. Цели она не достигла , но цены существенно уронила.
10. Заключение.
В совокупности все указанные факты говорят за то, что в инвестиционную сферу ТЭКа, Москвы и Московской области поступает избыточное количество средств. При этом они расходуются крайне нерационально. Поэтому, несмотря на то, что инвестиции в основной капитал в стране превышают 20 % ВВП и составляют 320 млрд. долл. они не двигают вперед, а существенно обременяют нашу экономику. Они ее разоряют. Перспективы роста доходности указанных отраслей за счет экспорта данных сомнительны, продолжение принятой политики может довести страну до банкротства. При этом ни государственные ведомства, ни банки не видят в этом проблемы. Они считают, что «невидимая рука рынка» сама обеспечит эффективность инвестиций. Им лишь надо систематизировать статистические данные и рапортовать об успехах. Руководителям корпораций можно продолжать практику получения разрешений на новые проекты стоимостью в десятки млрд. долл. в процессе получасовой беседы с Президентом страны. При сохранении подобной «политики» увеличение доли инвестиций в основные фонды до 25% преждевременно, оно нанесет стране еще больший ущерб.
Необходимо осуществить перенаправление инвестиционных средств в обрабатывающие отрасли, в проекты с короткими сроками окупаемости, подкрепив эти действия переориентацией таможенной, экспортной и кадровой политики. Надо поднимать ответственность каждого ведомства собственника за повышение эффективности инвестиций в своей отрасли и учиться от проекта к проекту. Очевидно, что более подробный и глубокий анализ, чем данная статья необходимо ежегодно делать на государственном уровне с оценкой роли всех инициаторов затрат.