Авторский блог Галина Усенко 04:25 15 апреля 2014

Интервью с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от РПЦЗ архимандритом Романом Красовским

Сегодня, на Святой Земле, в Иерусалиме, проводят совместное богослужение две русские духовные Миссии. Обе части Московского Патриархата: РПЦ и РПЦЗ. По словам архимандрита Исидора (Минаева), начальника Русской Духовной Миссии МП : Наличие двух Миссий на Святой Земле не является каким-то разделением, как это может показаться, это говорит о больших пространственныx и духовных габаритах России и ее Русской Церкви и Русского Зарубежья. На Святой Земле два начальника Миссии. Великая и большая Миссия, это не конфликт или разделение. Мы вместе служим, причащаемся от одной чаши и помогаем другу.

Интервью с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от РПЦЗ архимандритом Романом Красовским Сегодня, на Святой Земле, в Иерусалиме, проводят совместное богослужение две русские духовные Миссии. Обе части Московского Патриархата: РПЦ и РПЦЗ. По словам архимандрита Исидора (Минаева), начальника Русской Духовной Миссии МП : Наличие двух Миссий на Святой Земле не является каким-то разделением, как это может показаться, это говорит о больших пространственныx и духовных габаритах России и ее Русской Церкви и Русского Зарубежья. На Святой Земле два начальника Миссии. Великая и большая Миссия, это не конфликт или разделение. Мы вместе служим, причащаемся от одной чаши и помогаем другу.

- Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о Русской Православной Духовной Миссии в Иерусалиме. В чем первопричина, нужна ли миссия сегодня?

- Русская Православная Миссия существовала с начала XIX века. Она обслуживала паломников из России, а также местное православное население. Там, в свое время, было открыто около двухсот школ, для того чтобы обучать арабских и палестинских детей. Так же была открыта типография, где печатали на арабском языке. Затем открыли семинарию, госпиталя, школы, - все это делалось при огромной помощи палестинского народа, хотя жили они очень бедно, в общем-то, как они и сейчас живут: бедно. В XIX веке, первым делом, конечно, нужно было обеспечить положение паломников, поскольку каждый год на Святую Землю их прибывали тысячи, но им даже негде было переночевать. Не было места, где их можно было бы накормить. Вот ради этого миссия и была открыта. Это первопричина. Затем, миссия начала приобретать имущество, земли, которые имеют церковное значение или просто земли, чтобы строить там подворья для паломников. В XIX веке был куплен огромный участок в самом центре Иерусалима. Сейчас его называют 迭ussian Compound'', или "Русское подворье". Там был построен Свято-Троицкий собор, здания Русской Духовной Миссии, а так же государственные здания, например, Российское Императорское консульство. Это был огромный комплекс. Затем приобрели большой участок земли на Елеоне, где сейчас расположен Елеонский женский монастырь. Место вознесения Господа на небо.Там находятся две чудотворные иконы: "Взыскание погибших" и "Елеонская скоропослушница". Позже приобрели Горненский монастырь. "Горнее"- это то место, где Мария, Божья Матерь, встретилась с Елизаветой. Когда мы слушаем евангельское чтение в богородичные праздники, то там есть слова "горнее сочение". Вот там и есть Горний женский монастырь. Затем приобрели землю в Гефсимании, где построен храм Марии Магдалины, в память государыни императрицы, Марии Александровны, супруги Александра II. Церковь была выстроена ее сыновьями. Главным образом Сергеем Александровичем Романовым, Великим Князем, который был убит в 1905 году, и его супругой Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, новомученицей. Там почивают мощи святой Елизаветы. В Гефсимании были куплены многие другие земли, например, Мамврийский дуб, где Авраам встретил трех странников в Хевроне. Там был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Еще места в Яффе и подворье, откуда родом Мария Магдалина. Масса, масса земель и, в общем-то, недвижимость, которую приобрели еще в XIX - начале XX века. В Первую мировую войну прекратились финансовые и духовные поддержки, так как прекратилось паломничество. А после войны еще революция, все это усложняло дело. Там монахи и монахини остались без духовного и телесного окормления, - вот тогда они перешли под омофор Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Антония Храповицкого.

- Антоний Храповицкий находился тогда в Европе?

- Он был тогда в Сербии. А потом отослали туда Анастасия, епископа Кишиневского, который уже был в эмиграции. Этот человек стал вторым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви за границей и упорядочил все дела. Жил там 10 лет, по благословению Патриарха Иерусалимского, но тогда уже появился английский мандат. В XIX веке Иерусалимская земля была под турецким оттоманом. А с 1917 по 1948 год под британским мандатом там утвердилось английское начальство. Анастасий умел ладить с ними, он говорил по-английски, сумел организовать многие дела Миссии, но не все. Некоторые корпуса, особенно около собора, были взяты англичанами, там они устроили Верховный суд и тюрьму. В других зданиях Миссии поселился американский Красный Крест, то есть потихоньку начали забирать у нас наши земли. А потом, в 1948 году, когда Израиль объявил независимость, все земли Русской Зарубежной Церкви на израильской территории были отобраны и переданы Советскому государству. Израиль забрал и передал советскому правительству, Московскому Патриархату. Тогда к СССР перешли Горненский женский монастырь, Хевронский монастырь, а с Зарубежной Церковью остались: Гефсиманский монастырь, Елеон, Александровское подворье. Позже РПЦЗ сама приобрела землю на Фаране - это лавра преподобного Харитона, это самый древний монастырь в Палестине, III века. Вот так и было до 1995 года. К сожалению, была такая политическая проблема. А в 2000 году у нас забрали Иерехонскую землю. Это был, конечно, очень неприятный момент между двумя Церквями. В связи с этим мы понимали, что не можем так жить, и вскоре начался диалог между Россией и Зарубежной Церковью. После этого последовал Акт о каноническом общении.

Справка: Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата документ, провозглашающий объединение Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с Московским Патриархатом.

- Вы говорите об бъединении РПЦ и РПЦЗ?

- Да, уже сейчас, после объединения, мы, Слава Богу, служим друг у друга, ну и поддерживаем. Отношения более позитивные.

- Скажите, после таких исторических испытаний для Русской Церкви, что для вас значат отечественные святыни, например, Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге? И жива ли Русская Церковь?

- Церковь всегда жива. Александро-Невская лавра - это один из центров нашей веры в России, в Петербурге, конечно, это центр духовной жизни. Она была основана в XVIII веке, там жили подвижники, становились мучениками для того, чтобы церковь была жива. "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода"(ст. 24).

- Возвращаясь в Иерусалим, Вы могли бы рассказать о насущных проблемах сегодняшнего дня, там, в Миссии?

- Да, есть проблемы , скорее имущественные . Мы, как и прежде, стараемся удержать наши земли , и это, та же самая проблема, только уже общая с Московской Патриархией. Эта проблема идет и от Израильского государства, и от Арабской автономии, и от Палестинской автономии, и просто от частных лиц. Они могут прийти и, просто, забрать земли. Это уже было, недавно они забрали огромный кусок земли от Греческого Патриархата. В Иерусалиме есть свой Патриарх и своя Церковь, мы там только с их благословения. У греков была земля в Вифании, рядом у нас тоже кусок земли, монастырь, школа, наши церковные земли, а палестинские и исламские организации, просто, взяли, и за месяц понастроили там разные лавки. Стало очень неудобно, идет судебный процесс, ничего не помогает. В том месте, там, просто - беззаконие. Там имеет значение только - какое количество денег в кармане.В Вифании процветает преступность. Положение очень плачевное, падшее. Здесь много наркоманов, много убийств. Нравственный уровень, к сожалению, низкий. Люди здесь грубые, и именно они чувствуют себя хозяевами. Здесь, можно сказать, почти нет закона. Так, эти люди нагло забирают земли христианских общин и начинают строить прямо на них.

- А каково состояние приходов в Русской Миссии?

- Сейчас, Слава Богу, очень хорошее. У нас на Елеоне и в Гефсимании столько сестер как сейчас не было с момента революции.

- А как с наличием священников?

- Всегда хорошо иметь больше священников, но очень трудно содержать. У нас, считая меня, пять священников, и в двух монастырях наших ежедневная служба. Мы еще обслуживаем Вифанию, Александро-Невское подворье и скит на Фаране.

- Расскажите, пожалуйста, об Александро-Невском подворье.

- Александро-Невское подворье было приобретено Императорским Православным Палестинским обществом. Это общество открыл Великий Князь Сергей Александрович, специально, с целью приобретения земель. Александро-Невское подворье было куплено над археологическими раскопками, где нашли Судные Врата, через которые Спаситель вышел из Иерусалима на Голгофу, рядом зачитывались приказы о смерти. Именно в этом месте, над раскопками построен храм святого Александра Невского.

- Есть ли у вас обычные приходы и какова там динамика?

- У нас мало приходов, и о динамике можно говорить на примере храма Святого Петра и Тавифы в Яффе. В Израиле масса русскоязычных людей, которые принимают Православие, бывшие советские, приходят к вере потом и окормлять их очень трудно. Мы не имеем права вне нашей территории проповедовать или, вообще, служить. Значит, они должны приезжать к нам, это очень непросто - им быть на богослужении и причаститься.

- Существует ли межрелигиозная неприязнь?

- Нет, выезжая из России они заявляют о том, что они иудеи, а потом становятся христианами. Очень трудно работать с ними, потому что нет должного контакта, где можно провести уроки.. Обычно они приезжают по субботам, у них суббота выходной день, не по воскресеньям. Они часто должны скрывать свое вероисповедание.Там нет катакомбного положения. Нет, таких явлений нет. Для того, чтобы покрестить ребенка, родителям не нужно это скрывать. Они крестят детей, но нет такой церковной жизни, все это очень затруднительно, дети крестятся, но некому с ними работать, школа - это, естественно, время. А вот, в Горнем, есть воскресная школа, в Яффе есть школа, в которой дети могут прийти и заниматься. В основном это русскоговорящие дети.

- Как у представителя духовенства РПЦЗ хочу спросить у Вас, начинают ли новокрещенные американцы учить русский язык?

- Смотря где и как, есть службы английские, англоязычные общины, миссионерские общины, которые, работают среди туземцев.

- В России в церковной среде существует мнение, что РПЦЗ не правильно оценивает ситуацию в России, например, в 60-е годы, приравнивая ее к 30-м годам?

- Мы все, как минимум, лет на двадцать моложе и живем в другое время. Политические отношения с Россией, в 40-х, 30-х, 20-х годах были другими. Вольно-невольно, и война, и вторая война, и конечно же, было какое-то недоверие к Советской власти, потому что люди уезжали. Но, к сожалению, может быть не все было правильно, и мы все сбросили в одну кучу.

- Какова роль пропаганды?

- Масса пропаганды с обеих сторон, потому что было притеснение зарубежья в эмиграции Советской властью. Они забирали людей. В начале 30-х годов в Китае, где находились и мои родители. В Шанхае. Да в Шанхае, приглашали вернуться назад и говорили, что сейчас все по-другому, все спокойно, все умиротворилось, там ваша Родина. Конечно, все искали своей родины. Жили в Китае по 20 с лишним лет и ждали возможности вернуться в Россию. И они возвращались, возвращались в то время в лагеря. Такие были времена. И здесь была роль церкви тоже, потому, что агитировали-то архиереи. Обман. Это и было причиной недоверия к государству и к Церкви в России. Конечно, мы многие, многие понимали как русский народ страдает и мы молились, молились до конца. На каждой службе была молитва во спасение Руси, которая читалась на каждой литургии, и можно сказать это неправильное понятие со стороны Зарубежной Церкви,это просто громкое меньшинство, потому что люди все ожидали возрождение России, ожидали. Так Господь судил, что взяло 80 лет и все еще происходит. Ну конечно, здесь были высказывания иерархов и церковных деятелей, да так и вышло, так и было недоверие, и мы теперь понимаем больше. Вы не забывайте, что это были люди, которые сидели на своих чемоданах.

- Чего достигла Русская Церковь, выжив, пройдя через такие испытания?

- Сейчас начинается возрождение России. А какой процент верующих, даже не до 10%, воцерковленных мало. Церкви., Слава Богу, полные, люди ходят, дети крестятся, люди венчаются, церковь работает вовсю, Слава Богу. Это чудо нашего времени.

- Что нужно сделать, что бы человек стал воцерковленным?

- Ходить в церковь, жить по церковному, по Закону Божию. Духовенство активно приняло это.

- А сколько нужно лет, для того , чтобы воспитать истинно верующих?

- Это возьмет поколения. Россия до революции имела 900-летнюю историю духовной жизни, которая была в памяти нашего народа, а это все было снесено. Начинается, Слава Богу, нужно чтобы люди правильно оценили свое прошлое, правильно оценили то, что случилось в XX веке. Hаправлять народ должны церковные иерархи и государство.

- Но у нас нет единого понимания истории, много говорят, а в корень проблем не смотрят. Сейчас многие винят Петра Первого.

- Это пошло от грехов русского народа.

- Народ же был очень верующий, как же он веру потерял?

- Петр был очень верующий, но он старался представить церковь как государственное министерство и это совсем не так. Я не оправдываю, то что сделал Петр, из-за его политики в церковь вошло очень много плохого. До Петра еще были огромные староверческие расколы. Легко все на Петра свалить. Нет, это симптом того времени, так же был симптом 1905 года, потом 1917 года, это симптом нашей болезни. Мы отошли от Церкви. Я не говорю о личностях, потому, что там были великие верующие, которые отошли. Это нужно каяться всему народу, так как все начинается с личных ошибок.

- А в чем разница между верой и правом? Правовое государство и религиозное государство? В одной из архивных статей газеты русского зарубежья "Православная Русь" за 1947 год говорится о подмене в сознании народа понятий веры и права. Можно ли строить правовое государство без глубочайшей веры в непререкаемые авторитеты, например Сергия Радонежского? Ведь закон говорят "как дышло"? Русь была Великой только потому, что люди жили верой, даже будучи не грамотными.

- Этот вопрос требует размышлений. Я бы сказал , что право подрывало авторитет Церкви, эра просвещения, западные философы, совсем не христианские, совсем не православные, так что народ отошел от своей веры.

-Что такое катехизация?

-Это церковное право. А как жить, в чем наша вера, во что мы верим, догма нашей веры, чтоб мы поняли, кто такой Спаситель? Кто такая Троица?

- Есть ли в настоящее время проблемы катехизации?

- Проблемы с молодежью, надо открывать школы, изучать отечественную историю религии.

Галина Усенко. ( Свято-Троицкий мужской монастырь "Джорданвилль"; сентябрь 2013г.).

1.0x