Авторский блог Игорь Острецов 00:06 1 марта 2024

Интеллигентные системы

из книги "Введение в философию ненасильственного развития"

Острецов Игорь. Введение в философию ненасильственного развития. — М. : Наше Завтра, 2024. — 424 с.

Доктору технических наук, "чернобыльцу" и давнему автору газеты "Завтра", одному из главных идеологов использования ядерных релятивистских технологий (ЯРТ) в современной энергетике Игорю Николаевичу Острецову 19 февраля исполнилось 85 лет. И выход в свет этой книги (второго, расширенного и дополненного её издания, а первое датировано ни много ни мало 2002 годом), — позволяет оглянуться на пройденный Россией с начала XXI столетия путь, проверить, в какой мере сбылись прогнозы известного учёного, сделанные более чем двадцать лет назад, а также — возможно, это самое главное — оценить методологическую базу этой прогностики.

Исходной точкой своих размышлений, выводы из которых он назвал дедуктивной социальной философией, Игорь Острецов заявляет приложение теоремы Гёделя о неполноте не только к физической (через квантовую механику, постулирующую двойственную, корпускулярно-волновую природу материального мира: "Создание квантовой механики есть решение этой проблемы (сингулярности. — Ред.) путём отказа от пространственно-временного детерминизма, что и есть, в конце концов, отказ от классического материализма"), но и к биологической, и к социальной проблематике. Поскольку выяснилось, что "поведение ансамбля (группы) частиц, каждая из которых подчиняется обратимым законам, необратимо во времени", то поведение отдельного объекта в системе принципиально не может быть детерминировано из-за его взаимодействия с другими элементами системы, то же самое может (и должно, по мнению И.Н. Острецова) быть применимо к поведению живых организмов в биоценозе и к поведению человека в обществе.

"Стрела времени и необратимый детерминизм хаоса определяются только поведением групп, в основе которого лежат иррациональные взаимодействия. Таким образом, суть детерминизма (причинно-следственных взаимодействий. — Ред.) принципиально иррациональна", — утверждает автор книги. Соответственно, он проводит черту между стохастической, индуктивной, восходящей от частного к общему, социальной философией, абсолютизирующей индивид ("социальный атом"), с конкуренцией между ними, и аксиоматической, дедуктивной, нисходящей от общего к частному, социальной философией, абсолютизирующей системы с совместным "ненасильственным развитием" между ними.

Вполне понятно, каким образом эти размышления коррелируют с современной политикой, в которой доминирует "крестовый поход" глобального западного паразитического "альянса демократий" против России и других "автократий". Точно так же вполне понятно, что концепция "золотого миллиарда" является единственным выходом для демократической "стохастики" и полным социальным аналогом концепции "тепловой смерти Вселенной" в классической физике. "Единственно, что однозначно предопределено в материальном мире, так это только смерть. Но… разум, будучи иррациональным явлением, интуитивно не верит в это", — пишет автор книги. Жизнь, особенно жизнь разумная, — явления негэнтропийные не только в частностях, но и принципиально, в целостности своего бытия. И глубинная сущность "интеллигентного коллективизма", как называет в противовес известным историческим формам социализма адекватную форму устройства человеческого сообщества Игорь Острецов, заключается вовсе не в том, чтобы "отнять и поделить", а в том, чтобы создавать и приумножать потоки энергии в мире, открывая и используя в материальном мире новые их источники. "Стихия рынка", "продающих и покупающих", по его мнению, уже исчерпала свой созидательный потенциал и потому подлежит изгнанию из храма человеческой цивилизации.

"Все процессы в реальной жизни человека имеют либо групповую, либо индивидуальную природу. Физика шла к осознанию двойственной природы мироздания многие века. В социальной же сфере, несмотря на тривиальность данного утверждения, оно не использовалось до настоящего времени… Все групповые процессы детерминированы, а индивидуальные имеют случайный характер…"

Простейший способ доказательства невозможности рыночных преобразований в нашей стране состоит в том, что Россия, будучи расположена на огромных территориях с крайне неблагоприятными климатическими условиями, вынуждена для сохранения своего населения производить распределение энергоресурсов. А поскольку энергетическая составляющая в любом товаре достигает сегодня 70–80%, то рынок у нас вообще невозможен. Именно поэтому западное сообщество не признаёт наличие рыночной экономики в России.

Статьи на тему невозможности рыночных преобразований в нашей стране практически невозможно протолкнуть в печать, как левую, так и демократическую. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что реально многие люди, от которых сегодня зависит ситуация в стране, и, в первую очередь, "молодые реформаторы" прекрасно понимают это обстоятельство.

На такие публикации, несмотря на восхваляемую свободу слова, наложено абсолютное табу. Те же демократы, которые искренне верят в возможность рынка в нашей стране, проявляют элементарную безграмотность, ибо любая рациональная идея ограничена в пространстве и времени. Поэтому как минимум необходимо хотя бы определить место рынка среди других социально-экономических систем, время и место его рентабельности. Они же полагают рыночную систему абсолютной и вечной. На такие утверждения способны либо бесконечные тупицы, либо лизоблюды. Хотя среди последних и случаются выдающиеся в своей области интеллекты. Вспомним, например, Гегеля, который пропагандировал прусскую монархию в качестве венца общественной организации.

Для того чтобы доказательно подтвердить тезис о невозможности рынка в нашей стране, требуется огромное количество фактического материала об экономике, о социальных настроениях, о международном положении России и т.д. Практически данная проблема крайне сложна и требует для точного решения усилий большого и весьма квалифицированного коллектива, обладающего к тому же правдивой информацией. Усилия правительства, насколько я понимаю, направлены именно на подобного рода расчёты. В правительстве, безусловно, есть порядочные люди, которые искренне верят в возможность проскочить узкую горловину между снижением жизненного уровня населения, связанным с необходимостью обеспечения условий для начала инвестиций в базовые отрасли экономики и науку, и социальным взрывом, с тем чтобы, как им кажется, обеспечить в будущем постоянный рост. Эти люди, не понимая сути происходящих процессов, с одной стороны, и не веря более в Марксову теорию, ревностно разрушают то, что они создавали вчера.

Левая оппозиция, с другой стороны, не обладая необходимой информацией, квалификацией и силами для количественных расчётов происходящего, ограничивается в основном эмоциями. Я вижу выход в том, чтобы воспользоваться советом Нильса Бора, сказавшего что "нет ничего практичнее хорошей теории", и рассматривать ситуацию с позиций настолько общих, чтобы можно было понять и нашу перспективу, и происходящее сегодня. Собственно, я это и делаю в данной книге. Россия и весь мир приблизились к критической точке своего развития, такие усилия сегодня действительно необходимы.

Посетив великую Восточно-Европейскую равнину в пятом веке до нашей эры, отец истории Геродот записал в своей бессмертной книге мысль о том, что "племена, живущие там, ведут образ жизни, какой указала им природа страны". Эта мысль Геродота говорит нам о том, что даже в те времена люди, населявшие территорию будущей России, жили в основном за счёт своего труда и средств, предоставляемых им природой страны. Экспансия и жизнь за счёт других были исключены, поскольку такие действия можно предпринять, лишь обладая некими избыточными ресурсами. Россия в течение практически всей своей истории с трудом обеспечивала лишь выживание своего народа. С другой стороны, в силу тех же экстремальных условий жизни время пребывания завоевателей на её территории не могло быть большим.

Таким образом, главной проблемой России на протяжении всей её истории была проблема обеспечения выживания населения. Крайне суровые условия жизни предопределили господство коллективных властных форм её социальной организации.

Крепостничество, установившееся на территории сразу после оформления основных государственных институтов, продержалось практически до конца девятнадцатого века. Российское население находилось в условиях, в которых формирование чисто рыночных принципов ведения хозяйства для большинства было исключено. Развитой рынок не способен осваивать территории с суровыми климатическими условиями. Даже сегодня из 25 млн человек, проживающих за полярным кругом, 23 млн были гражданами СССР. Значительное количество населения за полярным кругом имеет только Норвегия. Но там Гольфстрим существенно смягчает суровые условия севера. Хозяйственная деятельность на территории Канады, весьма близкой к условиям России, сосредоточена в основном вдоль границы с США, что соответствует условиям южной и средней Украины. Рынку не нужны лишние затраты на содержание работников в суровое зимнее время. Рынок всегда тянется к теплу.

В России из-за её близости к Европе культурный уровень передовой части элиты всегда соответствовал европейскому. С конца восемнадцатого века лучшие умы России, загипнотизированные прогрессом европейских демократий, мечтали о внедрении в своей стране социального устройства, подобного устройству передовых европейских стран. Пётр I положил начало движению России в направлении Европы.

Однако ликвидировать коллективистское устройство общества было невозможно. Демократия оставалась несбыточной мечтой идеалистов. Наука, искусство и литература при этом ничем не уступали европейским стандартам. Россия, несмотря на тяжёлые условия жизни народа, внесла один из самых значительных вкладов в мировую культуру.

Россия — единственная в мире страна, которая в течение всей своей истории, начиная с Ивана Третьего, была поставлена в условия интеллигентного существования, то есть существования в материальном отношении абсолютно независимого от других народов. Поэтому история России есть, во-первых, история становления интеллигентного коллективизма, а во-вторых, модель интеллигентной истории человечества как целого.

В силу естественных причин всё человечество в целом также является интеллигентной системой. Поэтому развитие России представляет собой модель развития всего человечества. Сегодня, например, мир переживает события, которые происходили в России в конце девятнадцатого века — время терроризма накануне великих социальных потрясений. В этом уникальность исторической миссии России. Гибель её означала бы невозможность выживания интеллигентного начала в этом мире, и тем самым была бы предопределена гибель всего человечества. Именно поэтому Россия не может быть уничтожена.

Сегодня, после того как были сброшены путы колониализма, Китай и Индия просто в силу своих размеров стали также интеллигентными системами. Какова бы ни была политика этих стран в отношении других государств, их размеры всегда гарантируют преобладание внутренних проблем над внешними. Поэтому Китай и Индия сегодня "генетические" родственники России. Эти три страны обречены на союз. Они составят костяк сил, которые ликвидируют рынок и насилие в мире и тем самым обеспечат переход к новой социальной организации и дальнейший прогресс в развитии разума.

Все попытки покорения России были бесплодными. Завоеватели всегда оказывались бессильными покорить народ и природу России, ибо на её территории можно было жить только по русским правилам. Завоевательная политика самой России практически отсутствовала, а присоединение других народов, в конце концов, сводилось не к эксплуатации, а к поднятию их до уровня метрополии и включению в государственную систему на равных правах. Более того, условия жизни присоединённых народов были, как правило, лучше условий жизни в самой России.

До настоящего времени в России было две попытки введения демократических основ жизни. Это восстание декабристов и столыпинские реформы. Однако они, в силу сказанного выше, были обречены на неудачу. Деморынка в России никогда не было, нет и не будет. В настоящее время причины этого заключены в распределительном характере энергетики страны и нарастающих проблемах экологии. Современная попытка сделать из России колонию в виде сырьевого придатка западных стран обречена на неудачу из-за необходимости уничтожения в этом случае до 90% населения страны, поскольку содержание лишнего населения с энергообеспечением более высоким, чем в Европе, — неподъёмная задача ни для одной современной рыночной экономики. Но население России не допустит своего уничтожения, оно проснётся. Вера Христа гарантирует нам это.

Инвестиций частного капитала в базовые отрасли принципиально распределительной экономики России нет и не будет, поскольку это противоречит законам рынка. В условиях попытки создания рынка на территории России может существовать только топливно-энергетическая, сырьевая промышленность и примитивный сервис. Причём всё это способно функционировать лишь до тех пор, пока не будут проедены запасы, сделанные ещё при советской власти.

За всю свою историю Россия пережила всего одну социальную революцию. Она проходила в конце девятнадцатого — начале двадцатого века и преобразовала аристократическую, потомственную элиту в элиту бюрократическую. Сегодня мы являемся свидетелями второй революции.

К концу пятидесятых — началу шестидесятых годов двадцатого века Россия накопила интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для организации своей жизни на принципах интеллигентного коллективизма. Именно в этом заключается смысл прожитых нами тяжелейших сорока лет, в течение которых страна совершила удивительные вещи. Мы видим это сами.

Главной проблемой любой власти является проблема развития, проблема обновления и смены элит. Деградация элит в периоды развития происходит очень быстро. Механизм деградации вполне понятен. Он едва ли требует пояснений. В условиях рынка есть естественный механизм смены элит. В иных условиях их нужно менять принудительно. Стабильные аристократические элиты могут в результате стохастических выборок из них изредка производить гениев. Таковыми были Пётр I, де Бройль и др. Такие элиты рентабельны в периоды медленного развития. Быстрое развитие ликвидирует их.

Социалистические элиты иерархического толка крайне ограничены по численности. Практически всё решают только начальники. Такие элиты не в состоянии создать достаточно большой массив интеллекта, из которого делаются выборки для обеспечения чрезвычайно сложного технологического развития.

Когда идеи развития просто берутся из передовых в техническом отношении стран и, таким образом, абсолютно ясно, что делать, то развитие идёт очень быстро и эффективно. Любая организованная система в этом случае гораздо эффективнее стохастических систем. Собственно, обсуждать вопрос о преимуществах организованных систем по сравнению с неорганизованными — просто смешно, ибо именно в этом заключается смысл науки: организовать разумным образом любой процесс. Это полностью подтвердила история социализма в нашей стране до начала 1960-х годов. Было сделано удивительно много. Другое дело, когда идеи технологического развития надо генерировать. Здесь без привлечения максимально большого интеллектуального массива не обойтись. И рынок с этой проблемой до определённой поры справляется весьма эффективно. У нас же всё решали начальники. Но раз массив мал, то ошибки велики. Примеров тому можно привести сколько угодно. Очень многие говорили, что реакторы без прочного корпуса и оболочки над всем реакторным отделением строить нельзя. Но три звезды А.П. Александрова, предлагавшего построить такой реактор для подтверждения его надёжности "даже на Красной площади", сделали своё дело. В связи с тем, что жена не то Жданова, не то ещё кого-то работала в Московском энергетическом институте (МЭИ) вместе с А.Е. Шейндлиным, начались работы по сооружению в нашей стране промышленных МГД-генераторов, хотя любому студенту было ясно, что это абсолютная глупость, поскольку не удастся обеспечить работоспособность стенки канала МГД-генератора, контактирующего с горячей плазмой в течение длительного времени. Д.Ф. Устинов создал огромную организацию, ОКБ "Астрофизика" с численностью около 12 тысяч человек, с единственной целью — сделать своего сына героем и членом Академии наук. Этот монстр не произвёл абсолютно ничего, но денег сожрал море. С этой же целью А.Н. Туполев затеял работы по сверхзвуковому пассажирскому самолёту, назначив своего сына его главным конструктором. А финансовая поддержка "прогрессивных режимов" и дружественных партий за рубежом по воле ЦК?.. И так далее до бесконечности. Ну какая экономика, будь то даже самая организованная и эффективная в мире, это выдержит? Всё это нанесло стране непоправимый ущерб и фактически предопределило её крах. Последней точкой был Чернобыль, стоивший стране, по официальным данным, около 130 млрд долларов. Таким образом, когда системе с детерминированной экономикой надо начинать самостоятельно искать дальнейшие пути технологического совершенствования, её структура должна претерпеть принципиальные изменения в направлении создания условий для резкого увеличения массива активного разума для поиска новых чрезвычайно сложных путей дальнейшего развития. Это мы должны были сделать в начале 1960-х годов.

Наиболее тяжёлые времена для элит в России всегда были временами наибольшего расцвета нашей страны. В эти периоды старые, сгнившие элиты ликвидировались жесточайшими методами и привлекались новые лучшие умы, обеспечившие впечатляющие рывки вперёд в условиях жёсткого правления великих властителей. То, что другие народы в условиях вялого рынка делали за столетия, Россия свершала за годы. Истинной элитой России всегда был её народ. Именно оттуда великие властители черпали ресурсы для обновления страны. Россия воистину Христова страна. Здесь лучше всего работал Его тезис: "Кесарево кесарю".

Судьба старых элит в России была ужасна. Им не было пощады. Но это было следствием того, что элитам в действительности была безразлична судьба народа. Поэтому и Богу безразлична судьба элит. В России так было и так будет в период последнего слома элиты.

Элита 90-х — наихудшая из всех, когда-либо существовавших в России. Она есть продукт сгнившей советской верхушки, деградация которой началась с шестидесятых годов. К этому времени задачи, стоящие перед социализмом в СССР, были выполнены. Принудительная смена элит прекратилась. В конце восьмидесятых годов элита предала свой народ и неправедно завладела плодами его тяжелейших трудов. Для решения этой задачи элита привлекла наиболее мерзкую часть населения — воров, проституток, спекулянтов, демагогов, уголовников. Сплав партийной, комсомольской и хозяйственной элит СССР со всей этой мразью сформировал элиту времени болезни России. Но всякая медаль имеет две стороны. Это гнусное время заставило нас думать, заставило искать истинные пути развития…

Быстрый рост России, как и любой другой современной державы, в периоды обновлений совершался за счёт чёткого правления великих властителей и за счёт того, что это была, по существу, всего лишь адаптация к достижениям Запада, которые были получены в течение длительного времени в условиях стохастических блужданий в условиях рынка. Стохастический поиск рынка заменялся детерминированным внедрением его результатов. Поэтому всё делалось быстро. Но как только условия жизни улучшились, и новое пришлось искать самим, иерархическая элита оказалась неподъёмной ношей для общества, и оно затрещало по швам. В России начала XX века социализм явился результатом внедрения научной социальной теории Маркса, адекватной исключительно условиям России. В силу этого русский социализм казался да и сегодня представляется многим надуманной, искусственной схемой. В других странах ввиду того, что не требовалось распределять энергию, власть могла существовать в более приемлемом для человека периода технологического развития виде — в форме фашистской социальной организации со свободной экономикой. Однако сейчас опыт России окажется исключительно полезным, когда вопрос о принудительном распределении энергии встанет перед всем человечеством. Вначале это произойдёт в Европе. Как только энергетические поставки в Европу сократятся, она поймёт, насколько естественна, а не искусственна схема социализма.

В конце концов, именно из социализма возникнет прекрасный лебедь адекватной социальной организации, ибо одним из главных достоинств той или иной социальной структуры являются ценности, которые она проповедует. Эти ценности есть вера соответствующей общности людей. А вера социализма была прекрасной.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x