Авторский блог Алексей Федотов 16:19 9 июня 2014

Империализм по-американски

После краха Британской империи, нацистского империалистического проекта и безуспешной попытки создать всемирное государство диктатуры пролетариата, в результате победы в холодной войне с СССР единственным полновесным агентом империализма на рубеже второго и третьего тысячелетия стали США. Доминирование Америки в качестве сверхдержавы до последнего времени все еще оставалось определяющей чертой нынешней международной системы. К началу третьего тысячелетия более ста государств в мире разделяли американские демократические принципы. Однако происходящие в мире перемены могут привести к тому, что в скором времени Соединенные Штаты окажутся вынужденными не просто все более считаться с геополитическими интересами начавшей возрождаться Россией и все более набирающим силы Китаем, но и разделят с ними статус сверхдержавы. Похоже, что мир вновь перестает быть однополярным.

После краха Британской империи, нацистского империалистического проекта и безуспешной попытки создать всемирное государство диктатуры пролетариата, в результате победы в холодной войне с СССР единственным полновесным агентом империализма на рубеже второго и третьего тысячелетия стали США. Мир и даже та его часть, которая тесно примыкает к США, никогда не были формальными протекторатами Вашингтона: он не осуществляет функцию «внешнего управления» ими наподобие того, как бывает с разорившимися бизнесами. Америка всегда предпочитала косвенный экономический контроль. В начале 21 века имперство США из хозяйственной сферы переместилось в сферу безопасности. Вашингтон именно и прежде всего - мировой жандарм. Но и в этой роли он остался пока верен себе. Его метод наведения порядка - экспедиционный, а не оккупационный (Кустарев А. Кем и как управляется мир/'Рго etContra. 2007. № 6(39), ноябрь-декабрь. С. 10).

Для понимания духовной сути империализма по-американски большой интерес представляет книга Джима Гаррисона, историка и теолога, одного из американских идеологов, стоявших у истоков распада СССР, основателя Горбачев-фонда в США, которая называется «Америка: последняя империя. Конец истории по-американски». Есть смысл привести несколько цитат из нее:

«Основным в понимании американского могущества является то, что эта страна возникла из глубокой и уникальной приверженности к Свету. Соединенные Штаты были основаны политическими мистиками, погруженными в предания о древних религиозных тайнах и в тайные учения иудаизма и христианства. Они осознали - то, что они делали, имело столь же глубокое духовное, как и историческое значение. Именно это и определяло уникальную судьбу Соединенных Штатов нести Свет и обладать могуществом» (Гаррисон Д. Америка: последняя империя. Конец истории по-американски. Б.м., 2009. С. 67).

«Многие из тех, кто оставлял Европу, чтобы исследовать девственные земли и нерастраченный потенциал Нового Света, называли его Новая Атлантида. Они также называли его Новыми Афинами, Новым Римом, Новым Израилем и Новым Иерусалимом. Америка стала «землей обетованной», где лучшее из западной цивилизации было дистиллировано в великое исследование человеческих возможностей» (.Гаррисон Д. Указ. соч. С. 72).

«Отцы-основатели Соединенных Штатов – Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джеймс Мэдисон и многие другие – все они были революционерами. Они также являлись масонами – членами тайного общества, занимающегося изучением мистического христианства. Они были адептами политических взглядов Локка, Смита и Юма и были воспитаны на просвещенческих взглядах Декарта, Вольтера и Монтескье. Они были погружены в эзотерические учения древнего Египта, Греции и Рима и преданы научному методу и мистическим писаниям Бэкона.

Когда отцы-основатели сражались в войне за независимость и создавали Конституцию Соединенных Штатов, они соединили воедино все эти знания, чтобы создать государство, основанное на радикально новом понятии о человеческих возможностях. Как сказал Вашингтон, Америка должна была стать тем, чем уже являлось масонство – храмом добродетели.

Большая печать США, изображение которой можно увидеть на каждой долларовой банкноте, символизирует великую перспективу, для воплощения которой и были созданы Соединенные Штаты. На ней изображена пирамида, которую древние египтяне использовали как метафору луча Света. На вершине пирамиды находится всевидящее око Гора, египетского бога Солнца, чья сущность – Свет, и который являет собой глаз знания. Под пирамидой начертаны слова Novus ordo seclorum, что означает: Новый порядок веков» (.Гаррисон Д. Указ. соч. С. 73-74)

«Отцы-основатели верили, что Соединенные Штаты станут величайшей из наций, судьба которой – быть источником вдохновения для всех других наций и маяком свободы для остальной части мира. Бенджамин Франклин обобщил это представление, когда сказал, что истинная судьба Америки – концентрировать не силу, но Свет» (.Гаррисон Д. Указ. соч. С. 74).

И эти идеи находят живой отклик в сердцах американцев. Какое-то время назад мне случайно попал в руки вышедший год назад журнал «Российская Федерация сегодня», являющийся общественно-политическим журналом Российского Парламента. Среди других материалов меня заинтересовало интервью политолога Николая Злобина, посвященное США. Он в частности сказал: «Американцы уверены, что их нация самая лучшая. Национальный менталитет связан с представлением о том, что им очень повезло. Американский ребенок со школы знает, что каждый день в его страну прибывают тысячи мигрантов из других стран. И у него с детства формируется мысль: они едут к нам, потому что у нас лучше. У себя они так сделать не могут, потому что им мешают какие-то силы. Начинается знаменитое американское мессианство. Когда ребенок вырастает, он делает практический вывод: надо помогать другим народам бороться против нехороших сил».

Начиная с 1945 года, американцы стремились обрести и закрепить свое военное превосходство в мире - «превосходство силы». Они исходили из убеждения, что либеральная демократия является единственной легитимной формой правления, а все иные режимы власти не только незаконны, но и преходящи. США декларировали готовность «поддерживать свободных людей, которые сопротивляются попыткам подавления» со стороны угнетателей, и «заплатить любую цену, нести любое бремя», чтобы защитить свободу, «распространить демократию» в мире и трудиться во имя «свержения тирании». Американцы рассматривали Америку как катализатор изменений в жизни людей, проповедовали стратегию и тактику «максимализма» и искали революционные, а не поэтапные пути решения проблем (Кейган Р. Конец иллюзиям: история возвращается /ProetContra. 2007. № 6(39), ноябрь-декабрь. С. 20).

Согласно главным положениям стратегии национальной безопасности США, принятой в 2002 году, стержнем внешней политики государства в ближайшие десять лет являлось утверждение мира и распространение свободы и демократии, что подразумевало также проведение активных мероприятий, прежде всего в военной сфере. «Мотивы ( к участию в войнах) нашей нации, - подчеркивалось в заявлении Президента США Д. Буша в Вест-Пойнте 1 июня 2002 года, - всегда были чем-то большим, чем просто национальная оборона. Мы сражаемся, как всегда сражались, за справедливый мир - за мир в пользу свободы. Мы будем защищать мир, борясь с террористами и тиранами. Мы будем сохранять мир, строя добрые отношения с великими державами. Мы будем распространять зону мира, поддерживая свободные и открытые общества на каждом континенте». В стратегии национальной безопасности подчеркивается, что США обладают беспрецедентной и непревзойденной мощью и влиянием во всем мире (Хохлышева О.А. Военное содержание стратегии национальной безопасности США 2002 г.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2005. Вып. 1(4). С. 65).

Доминирование Америки в качестве сверхдержавы до последнего времени все еще оставалось определяющей чертой нынешней международной системы. К началу третьего тысячелетия более ста государств в мире разделяли американские демократические принципы. По подсчетам международного института стратегических исследований, в 2003 году военный бюджет Соединенных Штатов превышал общую цифру военных расходов 13 государств, следующих за ними по этому показателю, и более чем вдвое превосходил военные расходы остальных 158 стран мира, вместе взятых. Тем не менее, обладая столь подавляющим и исторически беспрецедентным военным превосходством, США оказались не способны навязать свою волю нищему Афганистану, навести порядок в Ираке, раздираемом религиозными распрями и даже покончить с организацией под названием «Аль-Каида», которой по заверениям американских политиков руководили всего несколько человек, скрывающихся, как они говорили, в пещерах в отдаленных районах Афганистана и Пакистана (Ричардсон Л. За пределами традиционного баланса сил /ProetContra. 2007. № 6(39), ноябрь-декабрь. С. 95).

Даже при всей своей мощи Соединенные Штаты не могут навязывать свою волю всем остальным. В первые годы после Второй мировой войны доминирующее положение Америки не предотвратило ни вторжение КНДР в Южную Корею, ни победу коммунистов в Китае, ни создание Советским Союзом водородной бомбы, ни укрепление советской империи в Восточной Европе (Кейган Р. Указ. соч. С. 25). Увеличивая военные расходы, США тем самым подрывали собственную безопасность, поскольку накачивание военного бюджета вело к нарастанию федерального дефицита, а попытки удержать американскую экономику на плаву - соответственно, к усилению зависимости от иностранных кредиторов, особенно Китая. Вместе с тем уверенность в собственном военном превосходстве отвлекало внимание Вашингтона от других уязвимых точек, в частности, от чрезмерной зависимости американской экономики от иностранной нефти (Ричардсон Л. Указ. соч. С. 100).

Нет ясности и с культурным империализмом США. Мир, похоже, американизируется, но с двумя важными оговорками. Во-первых, американизация вызывает активное противодействие. У нее немало интеллектуальных критиков. Ей сопротивляются и те, кто в результате американизации теряет власть над массами. Оппозиция американизации существует и в самой Америке. Во-вторых, американская культура не осталась неизменной. Она сама впитала в себя и продолжает впитывать вместе с переселенцами множество разных культурных элементов. А, распространяясь по всему свету, американский образ жизни вступает во взаимодействие с местными культурами, в результате чего возникает гораздо более сложная, комбинированная мировая культура, а точнее широкий веер субкультур, которые только совсем уж обобщенно могут быть сведены к единому корню (Кустарев А. Указ. соч. С. 10-11).

В условиях американской демократии общественная мобилизация во имя достижения имперских целей маловероятна. Если битва при Ватерлоо была выиграна, по известному изречению, на игровых площадках Итона, где выковывался характер британской имперской элиты, то война во Вьетнаме была проиграна в американских университетских кампусах, где воспитывался американский средний класс (Тренин Д. Рецензия на: ZbigniewBrzezinski. Second Chance: Three Presidents and the Crisis of American Superower N.Y.: Basis Books,2007 vi + 234 p. //Pro et Contra. 2007. № 6(39), ноябрь-декабрь. С. 119). Американцы неоднократно имели случай убедиться в том, что военное вмешательство стоит дорого, деморализует общество и в целом бесперспективно. Кроме того, энтээровская экономика обходится без так называемых «эксплуатируемых». Теперь капитал заинтересован не в том, чтобы впрячь людей в колесницу капитала, а в том, чтобы избавиться от них, как от обузы. Передовая страна имеет тенденцию отгораживаться от мира с его проблемами, закрываться в богатом гетто. Многие американцы думают, что выживут без остального человечества (Кустарев А. Указ. соч. С. 11).

Можно отметить, что, несмотря на огромные расходы на вооружение, экономический и людской потенциалы страны, США в обозримом будущем могут лишиться статуса единственной сверхдержавы мира. Деморализация подавляющей части населения, неприятие стремительно растущими азиатскими государствами американской системы демократических ценностей, неспособность адекватно отвечать на вызовы мирового терроризма, колоссальный внутренний долг, зависимость от зарубежных поставок нефти - все это может привести к тому, что в скором времени Соединенные Штаты окажутся вынужденными не просто все более считаться с геополитическими интересами начавшей возрождаться Россией и все более набирающим силы Китаем, но и разделят с ними статус сверхдержавы. Похоже, что мир вновь перестает быть однополярным.

1.0x