Авторский блог Марина Алексинская 11:37 20 сентября 2017

Их ответ на «Русскую весну»

удар «Матильдой» по России

Питер Эйкхофф, голландский математик, в монографии "Основы идентификации систем управления. Оценивание параметров и состояния" еще в 70-е годы прошлого века исследовал феномен поведения так называемых сложных систем, степень обусловленности которых может быть описана с помощью матрицы чувствительности. В частности, показано: плохо обусловленные системы характеризуются большими колебаниями выходных параметров при незначительных внешних возмущениях, что может привести к неустойчивости системы в целом. В настоящее время методы управления сложными техническими системами проецируют на управление сознанием человека, состоянием социальных групп и государства. Созданы высокоинтеллектуальные центры, занятые поиском параметров и точек приложения внешних воздействий, малые усилия которых способны привести к резонансным результатам. По мере того, как мир становится всё более нетривиальным, а события — взламывают непоколебимость представлений, потребность в математическом решении задач прогнозирования и манипуляции сознанием человека усиливается.

Трудно заподозрить режиссера Алексея Учителя и его команду в изучении дифференциальных уравнений Эйкхоффа. Однако, они сделали это. Произвели продукт, минимальное воздействие которого на государство Российское вызвало эффект взрывной волны. «Лучший способ вести пропаганду, учат классики «холодной войны», это никогда не выглядеть ведущим пропаганду». И что как ни «Матильда» транслирует в слепящем блеске Русского Императорского балета ответ на «Крымнаш», на «Русскую весну». Сливает вдруг взметнувшуюся имперскость России, тиражирует Государя Николая Александровича и Русскую Православную Церковь в стилистике Charlie Hebdo, провоцирует хаос, сеет смуту, сталкивает лбами «красных» и «белых», и что характерно – накануне 100-летия Октября. Вброс, в таком случае, информации о причастности к созданию фильма президента РФ Владимира Путина, организация серии поджогов в Екатеринбурге и Москве с целью диффамации воли Натальи Поклонской – далеко не погрешность. Звенья одной цепи. Кстати, где пул влиятельных кротов? арт-критиков, что пиротехнические опыты Петра Павленского то с дверью ФСБ, то с покрышками на Малом Конюшенном мосту интерпретируют как искусство, «где действует логика включения, и эта логика включения – именно вектор включения, который активизируется только на грани, только в момент трансгрессии границ».

Справедливости ради отметим и тот факт, что инициатор проекта "Матильда" — Владислав Москалёв. Продюсер, соавтор сценария фильма в его первоначальном варианте. В силу трагически сложившихся обстоятельств, смерти партнера, был вынужден передать проект на стадии его становления в фонд Владимира Винокура, ну и вскоре — обвинен в попытке "обокрасть вдову и детей своего бывшего партнера", выведен из проекта, и с женой — солисткой Большого театра Светланой Лунькиной — подался в бега, отбыл в Канаду. О чем и рассказал в феврале 2017-го изданию The Insider, сдал, помимо прочего, и схему финансирования "Матильды". Пришел он вместе с Владимиром Винокуром (театр юмориста в двух шагах от Администрации президента) в гости к Владимиру Кожину, на тот момент — управляющему делами президента, и Кожин на его глазах "набрал какой-то номер по телефону и дал команду "десять"". "После этого "Газпромбанк" загнал деньги на Кипр, и офшор Tradescan Consultants Ltd (100 % дочка "Газпромбанка" на Кипре), в свою очередь перевел $10 млн на кино. Еще $10 млн перевел лично Андрей Акимов, президент "Газпромбанка", на счет фонда Винокура". Впоследствии бюджет "Матильды" подскочил — опять-таки, если верить обиженному Владиславу Москалёву, — под $40 млн. Что ж, дело обычное. Умеют "деятели искусств" возвышенно и не без пафоса сколотить капиталец. А если принять во внимание, что "Фонд Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства" производная "Фонда поддержки Театра пародий", то… история повторяется даже не в виде фарса.

Во-первых, в день премьеры "Матильды" во Владивостоке, Россия еще раз сиганула на либеральные грабли. И можно поздравить интересантов фильма, в том числе пресс-секретаря Кремля, с победой на муниципальных выборах "оппозиционеров". Москва, например, приобрела в лице Ильи Яшина "российского муниципального деятеля, шерифа". "Люди увидели, что они могут менять реальность, что они могут размять ее, как пластилин в руках", — прокомментировал ситуацию Глеб Павловский. Еще один аутсайдер политического мейнстрима, Григорий Явлинский, пообещал на радостях вернуть Крым.

Во-вторых, британская газета Times артикулировала теми же днями давнюю мечту англосакса: Русских надо истреблять — они незаслуженно владеют природными ресурсами.

В-третьих, заместитель директора Йельского университета (США) Иэн Джонсон в статье под названием "Родина-мать зовет: 75 лет Сталинграду", заявил: победа русского народа в Сталинградской битве — не более, чем "пропагандистский миф".

Завершил хит-парад реляций министр культуры РФ. "Могу сказать, — парировал Владимир Мединский отказ сетью кинотеатров демонстрировать фильм "Матильда", — что я долго терпел, но моя чаша терпения переполнена".

…Что-то власть с человеком делает. Что-то реально отрывает от действительности. Минувшим летом мне передали письмо. Точнее — копию письма, оригинал которого был направлен в Администрацию президента на имя Владимира Путина. Письмо — крик души, глас одинокого в пустыне, наивная зарисовка. Рассказ простодушного провинциала о посещении "столичными штучками", чиновниками из Министерства культуры (всего человек пятнадцать) музея Грибоедова, усадьбы "Хмелита", что на Смоленщине, в День российской независимости. Такой вот фрагмент:

"Вся эта компания приехала напиться до невменяемого состояния. Они просто не просыхали, Чечель Н.В. (заместитель начальника департамента — М.А.) ходила с видом помещицы, которая приехала к своим крестьянам. Эта пьяная публика считала нас прислугой, а не музейными работниками. Это безобразие было до 12 июня и за наш счет, потом, слава Богу, им опять дали автомобиль, погрузили в него, и эта компания отправилась по домам отсыпаться и руководить музеями".

Состояние чаши терпения министра культуры на тот момент — тайна за семью печатями. Не совсем понятно, в курсе ли вообще Владимир Мединский о существовании где-то на просторах "Рашки" сотрудников музеев, библиотек, музыкальных школ и изостудий, просто — русского народа? Ведает ли, как живет он, чем дышит? Понимает ли, что спектакль "Карамазовы" про городок Скотопригоньевск с видами на промежность Настасьи Филипповны (МХТ имени Чехова, госфинансирование — 470 959 000 руб., 2015 год) — вообще не его тема. Догадывается ли, что он, конечно, долго запрягает… Но и чаша терпения держать на своём горбу чиновников-гастролеров, чиновников-русофобов (скрытых и открытых), чиновников-казнокрадов, а равно их челядь: артистов-юмористов, пародистов, абстракционистов, порнографистов… как это ни странно прозвучит, тоже ведь — не бездонна. И пока Пушкин и Чайковский еще не объявлены "пропагандистским мифом", фантомом, галлюцинацией "сумасшедших хоругвеносцев", не пора ли Владимиру Мединскому с Военно-патриотическим обществом, как будто бы не чуждым его отцу, вернуть Волгограду известное на весь мир название — Сталинград, заявить в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля — "Донбасс"? Блокбастер режиссера Владимира Бортко по роману Александра Проханова "Убийство городов". Хотя бы, того ради, чтобы не утратил мир надежду на "Русскую весну".

Ну, а пока — "Матильда" и — о "Матильде". Беседа с отцом Всеволодом Чаплиным.

"ЗАВТРА". Отец Всеволод, начиная беседу, решительно невозможно отказаться от вопроса: вы сами-то видели фильм "Матильда"? Этот навязываемый и навязчивый вопрос приобрел уже характер абсурда. Следуя его логике, прежде чем заговорить о нравственности в публичном доме, необходимо спросить: вы сами-то бывали в публичном доме? И, тем не менее, видели ли вы фильм "Матильда"?

Всеволод ЧАПЛИН. Нет, конечно. Я не считаю для себя правильным смотреть этот фильм, я считаю, что этот фильм по определению — кощунственный. Однако какие-то фрагменты фильма и сценария становятся известны, обращают на себя внимание. Есть 63 и 100 правила VI Вселенского Собора, которые совершенно ясно говорят, что позитивное отношение к искажению правды о святых и к изображениям, "растлевающим ум", влечёт за собой анафематствование. Так говорят канонические правила, которые не менее значимы, чем Евангелие, которые никто не может отменить — ни патриарх, ни Вселенский Собор, никто. Правила, конечно, имеют отношение к давним историческим реалиям. Но, по сути, любое ложное издевательское повествование о святом подпадает под одно из этих правил. Люди, которые положительно оценивают и распространяют материалы, кощунственно и ложно изображающие жизнь мучеников, святых подлежат отлучению от Церкви.

"ЗАВТРА". Авторы фильма настаивают: фильм рассказывает о жизни Николая II — цесаревича и императора, и ни разу — святого. Корректно ли подобное деление жизни Николая II с богословской точки зрения?

Всеволод ЧАПЛИН. С богословской точки зрения такое деление достаточно неумело. Да, царь Николай был причислен к лику святых не как государственный деятель, а как страстотерпец, однако разделять жизнь святого, даже если в этой жизни были ошибки и грехи, от его святости — это неправильно, потому что вся его жизнь является путём его вхождения в Царство Небесное, путем к святости. И отделить канонизацию от жизни человека нельзя.

"ЗАВТРА". Иначе говоря, мы имеем дело с очередным подлогом, шулерством "деятелей искусств".

Всеволод ЧАПЛИН. Это так. Но скажу больше: "Матильда" — это политический проект. Русофобская пропаганда. Прежде всего, этот фильм направлен против российской государственности. Он направлен против одного из глав нашего государства, к сожалению, преданного самым близким своим окружением, ставшего жертвой заговора. Фильм направлен на изображение нашего святого как человека, руководствовавшегося в своих поступках не верой, а непонятно чем, чуть ли не такой вот неуёмной сексуальной энергией. Точно также императрица Александра, тоже причисленная к лику святых, показана как человек, по сути, не православный, едва ли не колдунья. Иначе говоря, фильм направлен на принижение тех ценностей, на которых России нужно строить своё будущее, а также на праздное развлечение западной публики, которая пытается выставить Россию страной очень недалёких, примитивно мыслящих и примитивно живущих людей.

"ЗАВТРА". Кроме того, фильм символизирует еще одно ритуальное цареубийство.

Всеволод ЧАПЛИН. Абсолютно нетерпимое для нашей страны. В том случае, конечно, если в ней главным является всё-таки народ, а не узкая элитная тусовочка, которая, к сожалению, умеет взять за горло наших государственных деятелей, включая первое лицо, и благодаря этому чувствовать — по крайней мере до недавнего прошлого -— свою полную безнаказанность. Сейчас эта безнаказанность поколеблена, потому как был отстранён от власти господин Капков, который и распределял средства между деятелями "современного искусства", а иных ставил на руководящие должности — в частности, господина Серебренникова, — душил традиционные российские театры через выдавливание их из зданий центра Москвы на самые дальние окраины. При этом огромные деньги и огромные политические преференции получали такие господа как Серебренников.

"ЗАВТРА". Тандем Капков-Серебренников актуален вне всяких сомнений, но хотелось бы уточнить те ценности, на которых, как вы говорите, строится будущее и которые оскверняет г-н Учитель.

Всеволод ЧАПЛИН. Будущее России немыслимо без монархической идеи. В идеале — должно состояться восстановление монархии, по меньшей мере — должно быть твердое понимание того, что России нужна сильная персонифицированная центральная власть. Когда носитель этой власти подвергается публичному осмеянию, оскорблению, лжи — это всегда работа на разрушение России, это подрыв самой основы иерархического строя жизни страны. Фильм "Матильда" — это еще одна попытка лишить народ способности выстроить свою жизнь так, как ему на роду написано, осквернить ценности, связанные не с прошлым, а с будущим. Россия может твёрдо стоять на ногах тогда, когда у неё есть герои, когда у неё есть люди, за которыми хочется идти, когда есть вот это имперское, монархическое самосознание. Если всего этого нет, страна раскалывается, теряет, извините за такое уже не относящееся к этому ряду слово, — драйв. Теряет энергетику, теряет способность к подвигам, парализуется воля. Именно ради этого фильм и создавался, и все скандалы сегодня не вокруг фильма "Матильда", а вокруг будущего России. Попрание ценностей в чудовищном объёме и с чудовищной степенью беспардонности осуществлялось в 90-е годы, это делается и сейчас. И такую тенденцию нужно остановить. Вот эту всю волну духовного, символического разрушения России, волну символических цареубийств, символических ценностных геноцидов, нужно остановить. Власти надо решить, наконец, с кем она: с народом, с нашей историей или с очень маленькой, но назойливой и кислотной околокультурной тусовкой, которая хочет за государственный счёт, за деньги нашего народа, постоянно плевать ему в душу, гадить на храмы, памятники, славные исторические фигуры.

"ЗАВТРА". Еще один краеугольный камень — экспертиза фильма "Матильда". В настоящее время есть две экспертизы. Первая — по инициативе Натальи Поклонской — сделана экспертами-профессионалами, развернута, аргументирована, указаны имена, статус экспертов. Вторая — по инициативе ООО "Творческо-Производственное Объединение "Рок", возможно — адвоката Алексея Учителя, известного тем еще, что в должности замглавы Комитета по конституционному законодательству СФ предложил не впадать в "бородатое и дремучее гееборчество". Теряешься, что сказать, читая столь формальную отписку. Неизвестны ни имена экспертов, ни род их специализации. Указано лишь: выполнена в Центре экспертиз СПбГУ, директор Центра — З.В. Мыскова. Хотела бы предложить и вам познакомиться.

Всеволод ЧАПЛИН. Да… такие формальные вопросы-ответы: да-да, нет-да, нет-нет… Эксперты провели, что очевидно, какую-то работу, но суть работы в таком изложении неясна. "Не представляет… не нарушает.. не выявлены признаки, пропагандирующие порнографию… намеренная фальсификация не выявлена"… Определённая аргументация прослеживается. Хорошо. Если авторы фильма согласны с такой экспертизой, если эксперты отрицают тот факт, что фильм исторический или биографический, то какие проблемы? Что мешает им отказаться от имени Николая II, и назвать героя фильма… скажем, Дмитрий Ефимович Чубайс? Вот так назвать. Идейная конструкция отнесения фильма к неисторическому, небиографическому никак не пострадает. И еще не поздно это сделать, время до конца октября есть.

"ЗАВТРА". Вопроса не возникнет: метафора или аллюзия — летящая во время коронации с головы Николая II корона.

Всеволод ЧАПЛИН. Приходится повторить ещё раз: если вы придумываете некую свою версию истории, то не надо её связывать с именами, которые никакого отношения к вашей воображаемой истории не имели. Содержание фильма никак не пострадает, если он будет рассказывать о лав-стори Дмитрия Ефимовича Чубайса и Дуни Собчак.

"ЗАВТРА". Или… о сексуальных приключениях Лили Брик с верхушкой ЧК. Странно всё-таки, почему г-н Учитель и иже с ним с каким-то маниакальным упорством разжигают общественные конфликты, в кровь раздирают едва-едва затянувшиеся раны истории, почему прут напролом, лезут на территории, в русском самосознании табуированные?

Всеволод ЧАПЛИН. Не то что лезут, плюют просто. Конечно, в этой всей истории с "Матильдой" есть элемент русофобии, очень свойственный тому кругу деятелей искусств или псевдоискусств, в который входит господин Учитель. Эти люди могут быть самого разного этнического происхождения, в том числе вполне себе этническими русскими. Но русофобия и заточенность на то, чтобы порадовать западных русофобов, в этом кругу деятелей искусств, конечно, всегда присутствовала и присутствует сегодня.

"ЗАВТРА". Порадовать и сорвать куш.

Всеволод ЧАПЛИН. Получить бонусы — политические или финансовые, в том числе призы на разного рода фестивалях, где политическая составляющая процесса и политическая предвзятость, особенно по отношению к России, сегодня становится всё более заметной.

"ЗАВТРА". Почему же нет адекватного ответа?

Всеволод ЧАПЛИН. Слишком благодушествуем. В нашем православном характере есть одна не самая хорошая черта — мы не готовы воинствовать в духовном и волевом смысле, и в политическом смысле за наши ценности и святыни. Вот к такому воинствованию нужно привыкать, приучать себя делать всё, чтобы никакой новый кошмар октября 17-го года или августа 91-го был бы невозможен в стране.

"ЗАВТРА". Поразительно, но в случае с "Матильдой" — не фильмом, подчеркну, а — проектом, противостоит рискам, в сущности, один человек. Наталья Поклонская. Принимает ушаты оскорблений, насмешек, угроз, издевательств. Тогда как ответственность — на каждом из нас. На каждом, кому дорога Россия, её ценности, символы, падения и взлёты.

Всеволод ЧАПЛИН. Мы все ответственны за то, что создание фильма "Матильда" стало возможным, и ответственность с себя перекладывать не надо. Фильм — не дело только Мединского, только Учителя, только сетей кинотеатров, это — дело каждого из нас, и ответственность будет нести весь народ. Точно также, как он понёс ответственность, очень тяжёлую ответственность, за само цареубийство.

"ЗАВТРА". Где наше огненное Православие? — хотелось бы спросить. Где слово-набат иерархов Русской православной церкви?

Всеволод ЧАПЛИН. Вот оно-то и нужно. Тогда как у нас сегодня огненное Православие часто подменяется глянцевым, теплохладным, комфортным, политкорректным, а это — самоубийство Церкви и самоубийство России. Если мы будем бояться говорить людям о единственном пути к истинному Богу и спасению (есть только один путь, остальные ложные), если мы не будем говорить людям о грехе и о том, что только Господь Иисус от этого греха спасает, мы этим людей погубим. Если мы будем стараться понравиться вот этой псевдокультурной тусовке, мы убьём себя. Тот, кто дружит с ней, убивает Россию. Тот, кто подстраивается под её вкусы — убивает христианство. Именно поэтому на эти темы нужно прямо говорить. Именно поэтому нужно полностью исключить определяющее влияние этой тусовки на нашу культуру, а тем более на политику и на общественные дебаты.

"ЗАВТРА". Отец Всеволод, ваша репутация связана с эпатажными выступлениями.

Всеволод ЧАПЛИН. Ни одного эпатажного заявления никогда не сделал. Говорил то, что является настоящим христианством в духе Евангелия, в духе Писания и Предания. Бог наказывает, в том числе наказывает смертью. Бог говорит нам, что есть только одна истина, а всё остальное — ложь, даже если во лжи 99% формальной правды. Вот так сегодня нужно говорить. Когда мы превращаем Церковь в пиар-контору, в политическую партию или рекламное агентство, которые хотят любой ценой привлечь покупателей, избирателей или клиентов, мы убиваем христианство. Мы забываем одну очень важную вещь, которую в своё время сказал Господь Иисус Христос: "Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо"…

"ЗАВТРА". Вы не боитесь, что в очередной раз вызовете поток хулы и негодований?

Всеволод ЧАПЛИН. Я к этому привык и абсолютно этого не боюсь. Давно ничего не ищу и ничего не боюсь.

На фото: актёр и прототип: почувствуйте разницу

1.0x